Директор школы – одна из главных фигур, осуществляющих модернизацию российского образования. Министр образования и науки России Андрей Фурсенко убежден в том, что современные директора должны пройти специальную подготовку, чтобы эффективно управлять своими учреждениями. Об этом он заявил во время рабочей поездки в Тамбовскую область в марте. Директор школы, сказал министр, должен обеспечивать реализацию задач, в том числе экономических и организационных, которые государство поставило перед образованием. Андрей Фурсенко считает, что в первую очередь надо учить руководителей школ тех территорий, в которых успешно реализуются комплексные проекты модернизации образования. Таких регионов – двадцать один. Достойное место среди них занимают Новгородская и Воронежская области. Мы попросили специалиста Воронежского областного института повышения квалификации и переподготовки работников образования рассказать, как организована на сегодняшний день учеба директоров, а также предоставили возможность руководителям школ самим оценить уровень этой учебы.
Валентина ГУСЕВА, директор гимназии, деревня Переслегино, Великолукский район, Псковская область: Учиться надо постоянно
Сказать, чтобы я была экономически безграмотна, не могу. В Великих Луках проводятся совещания, семинары, я читаю профессиональную прессу. Однако мне бы хотелось получить более основательное образование в области экономики образовательного учреждения и управления школой. Ведь последние курсы, на которых я проучилась, были 6 лет назад.
Нина СУХАНОВА, старший завуч, исполняющий обязанности директора многоуровневого общеобразовательного комплекса №2, Воронеж: Руководишь коллективом? Повышай квалификацию!
Последние курсы, которые я посещала в институте, были посвящены новым информационным технологиям и работе с интернетом. И то и другое сегодня необходимо директору и курирующему завучу.
В целом в связи с новым положением об аттестации я считаю организацию курсов для руководителей делом полезным и необходимым. Ведь как учителя мы проходим курсы повышения, а как руководители – не всегда. Теперь, по новому положению об аттестации, мы как руководители обязаны будем повышать свою квалификацию, и это правильно. Одно дело – читать самому в методпособиях и журналах, и совсем другое – пообщаться, услышать, обсудить, поспорить. Учителей готовят в вузе, а руководителями становятся.
Что касается новой системы оплаты труда и нормативно-бюджетного финансирования, я изучала эти вопросы по документам.
Нового очень много! Я это вижу по нашей бухгалтерии: документы постоянно меняются, появляется свежая информация. Представляю, каким будет сентябрь, ведь предстоит сделать две тарификации – и по-новому, и по-старому.
На мой взгляд, сегодня руководителю сложнее всего разобраться с новой системой оплаты труда. Неясно, что это нам даст – плюс или минус. По нормативному финансированию вопросов в принципе уже нет, все понятно. Но есть проблемы. Жалко терять то, что нарабатывалось годами. Например, мы очень долго шли к наполняемости класса в 25 человек. А теперь, чтобы сохранить зарплату учителям, приходится сажать в один класс 26-27 детей. Ведь за каждым учеником идут деньги.
Николай КУЛАКОВ, кандидат философских наук, профессор кафедры теории и практики управления в образовательных системах Воронежского областного института повышения квалификации и переподготовки работников образования: Секреты менеджмента
Практически никто из наших директоров и завучей специального управленческого образования не имеет. В университетах этому не учили. Поэтому мы начинаем все заново, но так как люди много работают и плотно заняты в школах, то приходится 1200 часов минимума, которые надо изучить в соответствии с Госстандартом по менеджменту в сфере образования, переложить в 156 часов лекций. Тем не менее все требования Госстандарта спроецированы на наши программы, а они, в свою очередь, ежегодно перерабатываются. Дополнительно мы всем даем для работы методические пособия, и все наши лекции и семинары существуют на электронных носителях. Люди от нас уезжают с материалами.
Второе направление – организация занятий с опытными директорами и завучами. Это отдельные курсы, и их существует несколько видов. Есть на 156 часов – те же темы, но изучаются углубленно, как продолжение того, что уже изучено. И плюс современные требования: актуальное в управленческой науке в системе образования, новые требования, направления приоритетного национального проекта. Каждый год материал обязательно перерабатывается и дополняется.
Следующие курсы для опытных руководителей – очно-заочные. 36 часов в неделю – установочные лекции, далее 84 часа директора и заместители занимаются самостоятельно по месту жительства и работы, поддерживая с нами связь по электронной почте. Затем идет итоговая сессия, защита выпускной квалификационной работы, итоговое тестирование и прочее.
Есть так называемые проблемные курсы. Они рассчитаны на 72 часа. Здесь все лекции и обсуждения касаются самых важных на сегодняшний день проблем в образовании. Это модернизация образования в целом, предпрофильная подготовка и профильное обучение, новые информационные технологии в управлении, современная нормативно-правовая база. Эти курсы пользуются у руководителей большой популярностью.
Лариса КОЧЕРГИНА, заместитель директора по научно-методической работе лицея №5, Волгоград: Знания лишними не бывают
Лично я проходила учебу в Волгоградском педагогическом университете. Бесплатно. Но мне просто повезло, поскольку теперь подготовка ведется на платной основе. Я прослушала 1092 часа лекций и семинарских занятий, получила диплом о профессиональной переподготовке по программе «Менеджмент организации». Приобрела знания по теории и практике управления образовательными учреждениями. Занятия шли в течение полугода по 2 дня в неделю. Надо сказать, мне очень понравились эти курсы, хотя было сложно, я ведь учитель истории, а не экономики. Но если хочешь состояться как руководитель, приобретай навыки менеджера, знания в области экономики образования и организации хозяйственной деятельности, владей правовыми основами управления, умей работать с документами.
Зоя ВЕЛИЧКО, директор Панинской школы Панинского района, Воронежская область: По какой модели развиваться?
Мне запомнились курсы в нашем областном институте повышения квалификации, которые проходили в сентябре-октябре 2006 года. Они проводились по четырем актуальнейшим для сегодняшнего дня направлениям: «Мониторинг и качество образования», «Стратегический план развития школ в современных условиях», а также финансово-экономическое и правовое направления. Курсы были организованы для руководителей школ и их заместителей.
Я была в группе по направлению «Стратегический план развития школ». Мы обсуждали пути, по которым дальше идти нашему образованию. Кстати, предложений со стороны директоров было очень много, и они оказались интересны ученым. Ведь в основном на курсы приехали учителя-руководители с большим стажем, у всех свои наработки. Поэтому когда нам предлагали обсудить какую-то модель развития, мы были свободны в своих высказываниях и открыто говорили, что приемлемо, что нет. Уже после окончания учебы я встречалась со своими коллегами-директорами на зональном совещании. Встретились, как старые друзья, очень обрадовались друг другу, начали обсуждать, что уже успели сделать, пользуясь новыми знаниями, полученными на курсах в сентябре. Практически все мои коллеги сказали, что все новое им пригодилось.
Присоединяйтесь к разговору
Если вы хотите обсудить поднятую тему, напишите нам:
Как организована учеба директоров школ в вашем регионе?
Удовлетворяет ли вас уровень подготовки?
Что бы вы хотели изменить?
Наш почтовый адрес: 107045, Москва, Ананьевский переулок, 4/2, строение 1.
Электронная почта: ug@ug.ru
От редакции
Честно говоря, из всего сказанного сегодня делать выводы о серьезной, планомерной и целенаправленной подготовке директоров школ пока еще рановато. Хотя, безусловно, работа ведется. Регулярно во всех регионах проходят семинары, конференции, совещания. Но создается впечатление разорванности процесса. Напомним, что цель модернизации – повышение качества образовательных услуг для населения и эффективность расходования бюджетных средств, направляемых на образование. Все это должно сопровождаться комплексными изменениями в региональных системах общего образования. Эти изменения включают в себя: введение новой системы оплаты труда учителей, переход на нормативно-подушевое финансирование, создание единой независимой региональной системы оценки качества образования.
Эти направления и должны стать главными в подготовке и переподготовке директоров школ.
Комментарии