Пятидесятилетней постройки, двухэтажная уютная, теплая курганская школа N53, в которой учатся около 800 учащихся, поставила заботу о здоровье своих детей во главу угла. Под ее крышей объединились творческие люди, которые в своей деятельности исповедуют очень простую и емкую истину: больной счастливым быть не может. Это Л. Штода – неутомимый подвижник здорового образа жизни, доцент кафедры общей и медицинской валеологии Курганского госуниверситета, Е. Мартыненко, заместитель директора школы по учебно-воспитательной работе, Т. Вильмсен, директор школы, с энтузиазмом изыскивающая материальные ресурсы для создания условий, студенты валеологического факультета КГУ. Пять лет они по кирпичику строят то, чего пока больше нет нигде в Курганской области, – школьную валеологическую, психологическую, социальную службу.
Что же делают в этих стенах? Самое главное – увлекают ребят необычными занятиями. И заражают знаниями о том, как позаботиться о собственном здоровье. В школе есть настоящий зал валеологии. Он пока единственный, а потому уникальный в области. Не шикарный, но имеющий все необходимое: кошму на полу, зеркала на стене, картины, схемы, плакаты, на зрительном уровне закладывающие азы правильного питания, массажа, закаливания. В этом “обустроенном пространстве” ходят босиком. Специальными упражнениями устраняют школьнозависимые патологии осанки, зрения.
Отдельно – об оборудовании, так как без него не узнаешь, правильно ли растет ребенок, насколько верно определена физическая нагрузка, какие изменения происходят после занятий. Уверена, другим школам такое даже и не снится: тазометр, велгометр, дыхательный тренажер Фролова, линейка-спирограф, степ-тест, детский эспандер (дефицитнейшая вещь), тонометр с детской манжеткой (на три размера!). Чего раньше вообще в природе нашей российской не было, и до сих пор даже в детских больницах их врачи не имеют. А ручные массажеры, с которыми не только заниматься интересно, но и просто даже в руках любопытно подержать! Например, пружинку – биотренажер называется. Надел на пальчик и массируй: стресс снимает, головную боль. Привозила эти штучки Людмила Захаровна из поездок на конференции.
К слову, о конференциях. Штода не раз выступала с докладами, рассказывая об экспериментах по программам оздоровления школьников. Везде удивлялись и признавались: так, как это делают курганцы в комплексе (детский сад – школа – вуз), ни в одном другом российском городе никто не работает.
Пятилетние мониторинговые наблюдения новаторов показали: лишь половина школьников имеют нормальное зрение. Появилась группа детей с низким ростом, с несоответствием паспортного возраста и биологического. Оставлять детей один на один с их проблемами, считает Людмила Захаровна, взрослые не имеют права. К примеру, пропусти развитие девочки в 3-4-х классах, когда начинается половое созревание, не обрати внимание на отклонения (широкие плечи, узкие бедра), и у нее будет нарушена репродуктивная функция, она уже не сможет родить здорового ребенка.
Потому студенты скрупулезно делают замеры, составляют массу таблиц, картотеку. Словом, выполняют рутинную работу, без которой невозможно скорректировать, стабилизировать здоровье.
На каждого ребенка заведена карта здоровья. Его физическое состояние отслеживается по 24 показателям. Результаты впечатляющие. Например, на выходе из начальной школы увеличивается число учеников с первой группой здоровья, уменьшается число мальчишек и девчонок, стоящих на диспансерном учете (то есть хроников), с нарушениями опорно-двигательного аппарата, зрения.
Педагоги, кстати, тоже учатся быть здоровыми на семинарах и на занятиях в группе здоровья. Стараются привить здоровые традиции в семьях своих учеников. Приглашают родителей во внеурочное время на соревнования, мероприятия, проходящие с выдумкой, фантазией. Согласитесь, рассуждать о биологической ценности овощей скучновато. А в игровой форме подать материал можно увлекательно. Так произошло знакомство с картофелем. Испекли пирожки, красиво стол накрыли, песни спели о “втором хлебе”, вспомнили поговорки да соревнования устроили, кто быстрей в ложке картофелину пронесет.
Сложатся потом эти картинки, полученные навыки, отработанные упражнения в определенный образ. Образ жизни здоровой, которой сегодня так не хватает.
Валентина ШАЛАЙ
Курган
Комментарии