Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10
Событие недели

У техникумов и колледжей появится свой Федеральный перечень учебников

Учительская газета, №18 от 4 мая 2021. Читать номер
Автор:

Минпросвещения России совместно с депутатами Госдумы подготовило пакет поправок в Закон «Об образовании в РФ», которые позволят усилить контроль качества учебников в учреждениях среднего профессионального образования. По итогам проверки министерство выяснило, что учебник истории, в котором слабо отражены события Сталинградской битвы и на который в Послании Федеральному Собранию указал президент Владимир Путин, используется в колледжах. При этом ошибок и искажений в изданиях из Федерального перечня, которые сегодня применяются в школах, эксперты не обнаружили. Опыт использования Федерального перечня планируется распространить со школ на систему СПО. О необходимости такого шага размышляют наши эксперты и читатели.

Любовь ДУХАНИНА, заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию и науке, координатор проекта ОНФ «Равные возможности – детям», председатель Совета по профессиональным квалификациям в сфере образования:

– С 2015 года колледжи и техникумы полностью самостоятельно определяют, какие учебники использовать в учебном процессе.
Тогда Минобрнауки упразднило требования по обязательному рецензированию или присвоению грифов учебным изданиям в среднем профессиональном образовании. В том числе поэтому использование учебников в СПО отрегулировано сейчас гораздо менее тщательно, чем на школьном уровне, где принят Федеральный перечень учебной литературы.

При принятии решений в данном вопросе надо отталкиваться от того, что в среднем профобразовании используются два типа учебников: по предметам общеобразовательной программы и по профессиональным дисциплинам.

Так как колледжи и техникумы могут задействовать для реализации программы любые учебники, сейчас содержание ее общеобразовательной части может существенно отличаться от того, что изучают ребята в 10‑11‑х классах. Конечно, учебник – это всего лишь один из элементов учебного процесса. И основное содержание осваиваемого предмета задает преподаватель. Но необходимо единство базовых требований к общеобразовательным дисциплинам в школе и колледже. При этом за колледжами нужно сохранить свободу руководствоваться собственным мнением и оценкой в выборе учебников из утвержденного перечня. Этот перечень должен составляться с учетом особенностей системы СПО. Ведь профильная ориентация программы во многих колледжах начинается с ее общеобразовательной части.

Что касается учебников по профессиональным дисциплинам, то в их случае была бы возможна экспертиза со стороны представителей работодателей или экспертов профильных советов по профессиональным квалификациям. Например, экспертную оценку учебников для будущих учителей могут проводить представители СПК в сфере образования. На основании их рекомендаций колледжи и техникумы могли бы принимать решение о включении тех или иных учебников в свой учебный процесс.

Александр МАМКИН, преподаватель техникума, региональный активист ОНФ, Курская область:

– У этой проблемы несколько аспектов. С одной стороны, как-то надо наводить порядок в многообразии учебников. Учебники в России превратились в бизнес, поставленный на поток. Они пишутся быстро, а еще быстрее проверяются. Требования к учебникам по истории содержатся в Историко-культурном стандарте, но он предельно перегружен фактологическим материалом. Количество дат, понятий, персон в этом документе превышает все разумные пределы. Может ли ученик заучить и усвоить все, что там есть?
Многие практикующие историки сомневаются. Мы изучаем историю галопом по Европам, и качество образования падает.

С другой стороны, ситуация с наличием учебников во многих учреждениях откровенно пугает. Например, я работаю в Суджанском сельскохозяйственном техникуме. На 120 учеников всего 20 учебников, выпущенных более 10 лет назад. Нехватка учебников катастрофическая. Переход на электронные учебники возможен только в том случае, если у 25% студентов есть возможность одновременно работать в библиотеке с компьютерами, и у каждого должен быть ПК дома или в общежитии. В сельской местности это недосягаемый показатель. Конечно, бумажные учебники необходимы. Переход на «цифру» может ухудшить ситуацию. Хочется верить, что федеральная экспертиза отсеет откровенно некачественные учебники.

Андрей ПОВЕРЕННЫЙ, учитель истории и обществознания средней школы №36 с углубленным изучением иностранных языков, Петрозаводск:

– При ответе на вопрос о качестве учебной литературы в учреждениях СПО стоит учитывать специфику учебного процесса. В школах сейчас в 10‑11‑х классах проходят только историю XX века, что позволяет рассмотреть этот период очень подробно. В колледжах и техникумах историю начинают изучать с древнейших времен, соответственно, некоторые темы, особенно касающиеся XX века, ребята проходят в конце года, когда много праздников и преподаватели что-то дают для самостоятельного изучения.
Естественно, и учебники для колледжей составлены так, чтобы уместить туда большой объем информации. Кроме того, в колледжах и техникумах на изучение истории отводится намного меньше часов, чем в школе. Чтобы внедрить учебники из Федерального списка в учреждения среднего профессионального образования, необходимо провести большую работу с учебными планами и методикой преподавания в этих учебных заведениях.

Галина КУЗНЕЦОВА, методист медицинского колледжа №1, Москва:

– Когда я сама была студенткой, специальных учебников для СПО не было. Мы занимались по вузовским, а все самое главное разбирали на лекциях с преподавателями. С уверенностью могу сказать: уровень вузовских учебников был нам, 15‑16‑летним девчонкам, под силу. Когда я пришла в колледж на должность преподавателя информационных технологий, поначалу тоже использовала литературу для высших учебных заведений. Но потом появились книги специально для нас. По специальным дисциплинам, насколько я знаю, особой популярностью у студентов пользуются учебники, написанные работающими преподавателями. Лично я считаю, что такого рода учебная литература должна выполнять роль справочника: краткая, сжатая теория, система вопросов и заданий. Все-таки СПО – это упор на практику. Учебник выступает в роли скелета, основы, на которую нанизываются различные активности, организуемые преподавателем на занятиях. Что же касается Федерального перечня, то сейчас вводится система профстандартов. Если есть достоверные данные о том, что, обучаясь по тем или иным учебникам, все студенты достигают необходимого по стандарту минимума, то было бы здорово, если бы такой перечень появился и у нас. Главное, чтобы авторы этого перечня были практиками из соответствующих отраслей и не лоббировали своих знакомых.

Александра КРАВЧЕНКО, директор Россошанского химико-механического техникума, Воронежская область:

– Если бы для учреждений СПО был принят Федеральный перечень учебной литературы, это бы многим облегчило жизнь. На сегодняшний день, когда проводятся проверки, возникает много вопросов к используемым учебникам. Бывает, контрольные органы делают вывод, что тот или иной учебник не содержит в полной мере информации, предусмотренной стандартами СПО.
Если будет принят четкий перечень учебников, мы сможем его придерживаться. Но это только одна часть проблемы. Колледжи и техникумы закупают достаточно много учебной литературы, и вся она недешевая. При этом требование стандартов таково, что учебная литература не должна быть старше пяти лет. Это означает, что каждые пять лет нужно закупать учебники снова. А они, как правило, не меняются, лишь переиздаются, особенно это касается классических дисциплин. Получается, что мы снова и снова тратим немалые деньги на одно и то же.

Надежда КАЗАКЕВИЧ, учитель физики и химии частной школы, Санкт-Петербург:

– Ошибки и недоработки есть и в школьных учебниках, мною на эту тему написана большая статья. Что касается использования учебников из Федерального перечня для техникумов и колледжей, то, на мой взгляд, для общеобразовательных предметов это целесообразно. Возможно, перечень должен быть расширен в расчете на СПО, а по специальным предметам, думаю, выбор должен быть за преподавателями учебного заведения.

Елена П., школьный учитель, Великий Новгород:

– Учебники из Федерального перечня, которые используются в школах, тоже не лишены недостатков. При этом учитель не имеет права выбора. Так, до введения ФГОС я как преподаватель русского языка пользовалась учебником, который был предназначен для сильных классов. Новые учебники русского языка по ФГОС ориентированы на откровенно более слабых учеников. Поэтому учителя готовят детей к экзаменам втихомолку по старой линейке учебников. Я считаю, что у любого учреждения образования и отдельного педагога должен быть выбор из нескольких вариантов учебников. Ведь уровень подготовки учеников бывает разный. И учебники, прежде чем их утвердят, должны широко обсуждаться педагогической общественностью.

Ирина К., учитель истории и обществознания, Оренбургская область:

– Очень много молодых людей, к огромному сожалению, не знают ни мировой, ни отечественной истории, дают безграмотные оценки событиям прошлого и транслируют ошибочные суждения псевдо­ученых (из Яндекс.Дзен). В том числе это следствие непродуманной программы и банальной нехватки часов по истории. Часов мало отпущено не только на изучение Великой Отечественной войны. На все мало. Если о последствиях коллективизации (в частности, о голоде, охватившем чуть ли не всю страну) в учебнике нет ни слова, если о Большом терроре всего один абзац, то чему удивляться, когда молодые люди, выросшие после перестройки, охотно становятся в ряды прославляющих Сталина и превозносящих его «деяния».


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt