Елена Дышева – учитель начальных классов лицея №1 города Балтийска, который до 1946 года назывался Пиллау и считался одним из лучших курортов Балтики. После войны город сменил не только подданство, но и профиль, став самым западным морским форпостом СССР. Легкие морские яхты и серфинг-базы уступили место серьезным крейсерам и военным объектам. Долгое время город оставался закрытым. В Балтийске и сегодня есть военно-морская база, а его население – это в основном военнослужащие и их семьи, которые приехали из разных уголков страны.
– Уважение к защитникам Отечества было в Балтийске всегда, и в этом смысле ничего в последние годы не изменилось. Военно-морские парады и построения, символы морской славы – все это имело и имеет для нас, жителей города, очень большое значение. Подрастающее поколение равняется на старших в этом смысле, поэтому патриотические чувства, как и ответственность за судьбу страны, прививаются детям органично и естественно, – рассказывает учитель.
Елена Александровна не выбирала профессию, с раннего детства точно знала, что станет учителем. Эта уверенность пришла во время общения с любимой бабушкой. Особенное впечатление на внучку производили рассказы о школьной жизни, о разных случаях на уроках. Бабушка была настоящим педагогом, энтузиастом своего дела, она так восторженно отзывалась о своих учениках, в ней было столько любви, задора и стремления подарить крылья каждому, кто находился рядом!
Если в семье Елены Александровны было трепетное отношение к учителям (и это воспринималось как норма), то позже, уже став педагогом, она столкнулась с другим, противоположным.
– Почти всегда, когда я знакомлюсь с новыми людьми, не имеющими отношения к педагогической деятельности, они спрашивают о моей профессии, – говорит Дышева. – Узнав, что я учитель начальных классов, в основном сочувственно реагируют: «Ну да, бывает…» Конечно, как и многим моим коллегам, особенно молодым, мне хочется разрушить этот стереотип. Учителей обычно представляют как серьезных и консервативных людей с кучей учебников и тетрадок, дергающимся глазом и сиплым голосом (кое-что из этого правда).
– Хорошо, что вы подняли тему стереотипов, Елена Александровна. Давайте обратимся к студентам педвузов и всем, кто думает о школе как о возможной самореализации, но не решается, в том числе и потому что не хочет прослыть среди своих сверстников лузером.
– То, какими вы будете в профессии, зависит только от вас. Учитель – профессия, которая позволяет примерить разные образы. Вы можете быть волшебником или супергероем. Можете превратить свое хобби в новую педагогическую технологию. Сегодня учитель – это не только тот, кто изо дня в день проводит уроки, такого человека я бы назвала «урокодатель». Учитель обладает массой возможностей, он и путешественник, и общественный деятель. Педагогика давно вышла за пределы класса. Необходимо двигаться от страниц, параграфов, пунктов к навыкам для жизни, – рассказывает педагог. – Мир не стоит на месте, и порой современные дети ориентируются в цифровой среде намного лучше нас, взрослых. Их навыки в основном направлены на бездумное потребление цифрового контента. Я не могу остановить технологический прогресс, да это и ни к чему, но могу выступить в роли навигатора обучающихся и показать им другую, созидательную роль цифровизации. Поэтому активно развиваюсь в IT-сфере и работаю педагогом дополнительного образования в IT-кубе и «Точках роста» технической направленности.
Ученики Елены Александровны ориентируются в понятиях IT-сферы лучше своих родителей. Они занимаются робототехникой, им знакомы такие понятия, как «блокчейн-алгоритм», «скриншот», «QR-код», «чек-лист», «скрип», «скрейчер». Робототехника – это не только конструирование, но и блоковое программирование. Чем раньше дети входят в эту сферу, тем легче им будет в будущем.
– Как будут вас воспринимать дети и взрослые, зависит только от вас. Не закрывайтесь, будьте открытыми, любознательными, и ваши ученики обязательно это оценят. Будучи учителем начальных классов, я осознаю всю ответственность, которая ложится на мои плечи, ведь если я не подарю им крылья, как они будут дальше летать? – отмечает Елена Дышева.
– Елена Александровна, деятельность учителя начальных классов неразрывно связана с классным руководством. И вот какой момент хотелось бы с вами обсудить. Есть учителя, которые, как бы это помягче выразиться, всегда готовы идти навстречу родительским ожиданиям, чаще всего эти ожидания связаны с отметками и требованиями. Учителя этого сорта любят эмоциональный комфорт: чтобы не вызвать ропота и раздражения, они не задают сложных заданий, не добиваются неукоснительного выполнения стандартов. Они позитивно настроены, приветливы как к детям, так и к их родителям. Как правило, таких учителей любят и ценят. Но есть другой, более редкий сорт учителей. Они задают высокую планку и сознательно позиционируют себя как ведущие, а не ведомые. Ропот и недовольство доносятся до них, но разбиваются, как волны о скалу. Таких педагогов, как правило, начинают ценить гораздо позже, когда выясняется, что сформированные навыки стали фундаментом для дальнейшего образования. К какому сорту вы бы отнесли себя?
– Ни к одному из них себя отнести не могу. Я считаю, что тут необходим баланс, и если педагог сумеет его найти, то будет очень здорово. На первом родительском собрании я четко обозначаю границы дозволенного, это касается правил пользования школьным чатом, знакомлю родителей с требованиями по режиму дня, внешнему виду и др. Но одним из главных вопросов на моем собрании является вопрос принятия. Да, именно принятия родителем своего ребенка таким, какой он есть. Частая проблема родителей в том, что они нарисовали себе в голове идеальный образ того, как ребенок будет учиться, каким он должен быть в будущем. И тем самым просто не дают ребенку права на ошибку, права быть самим собой. Также очень часто родители программируют своих детей на негатив. Встречают из школы с контрольными вопросами: «Тебя обижали?», «Учительница ругала?», «Кормили невкусно?». И так как родителей больше ничего не волнует, со временем, чтобы привлечь внимание, ребенок начинает отвечать им то, что они хотят услышать: «Обижали», «Ругала», «Невкусно, я не ел». Поэтому я за позитивный образ мышления: прививаю его детям, обращаю внимание родителей и создаю такую образовательную среду, в которой не страшно ошибаться. Например, при переходе из первого класса во второй на 1 сентября я дарю своим ребятам сертификат «Антидвойка», который можно использовать один раз по одному предмету из числа тех, которые веду я. И вот первая двойка – это уже не такая трагедия. В моей деятельности есть ряд довольно четких и строгих правил относительно морально-этических, нравственных норм, которые я не позволю нарушать ни родителям, ни обучающимся. И сама стараюсь не нарушать. В школе есть поговорка: «Посмотри на классного руководителя, и ты поймешь, какой у него класс», отчасти это так.
Строгость и позитив могут одновременно быть в одном человеке.
– Я против мобильных телефонов в школе, считаю, что они мешают. Поэтому телефоны лежат у учеников в портфелях, и они про них не вспоминают, так как рядом насыщенная школьная жизнь с позитивным учителем, который может на перемене с ними попрыгать в классики, научить играть в резиночку или просто принести в школу снег, и вот утром, перед уроками, все увлечены его рассматриванием под микроскопом. Звенит школьный звонок, и мои озорные ребята становятся прилежными учениками. Но, чтобы этого добиться, требуются время, терпение, а самое главное – желание, – отмечает Елена Александровна. – Иногда я вижу, что ребенок испытывает разные трудности, а родители не замечают. Моя задача – обратить их внимание, помочь ребенку решить проблему. Это не значит, что я им подсказываю готовое решение (такого просто нет), но помогаю найти его. Бывает, что первая реакция – отторжение и неприятие, потом родители убеждаются, что я стремлюсь помочь не себе, а им, что польза будет не мне, а ребенку. Вообще педагогика – сложная, но в то же время невероятно захватывающая деятельность, направленная на объединение культурного кода ребенка, педагога и общества в целом. В своей работе я опираюсь на любовь – основу основ. Хотя гуманистическая педагогика зародилась не в России, но именно у нас получила самое большое число последователей, формировалась и развивалась как целостная система такими выдающимися людьми, как Сухомлинский, Выготский, Амонашвили. Мною тоже движет любовь к ребенку, семье, родному дому, краю, к Отечеству как основа патриотизма. Трудолюбие – все та же любовь, любовь к труду. И конечно, любовь к познанию, любознательность – это то, что даст свободу творчества, выбора, умение видеть ценности в разном, уважать другого.
– Что вас больше всего радует и вдохновляет в детях?
– Я очень радуюсь, когда вижу, что мой урок продолжается на перемене, когда вижу горячее обсуждение того, что дети только что узнали от меня. Это для меня самое большое счастье. И подобное я наблюдаю не так уж редко.
– А что вас больше всего огорчает в поведении детей?
– Думаю, что мой ответ не станет уникальным. Ложь – то, что больше всего расстраивает, наверное, любого учителя. Но мы с ребятами с самых первых дней 1‑го класса договорились, что как бы тяжело ни было признаться, лучше это сделать сразу. Я обещала им с пониманием отнестись к любой их проблеме и не ругать, а постараться как можно скорее вместе с ними найти выход из сложной ситуации. Не сразу, но довольно скоро они сами убедились, что ложь приводит к обратным последствиям, что признаться легче и проще, чем скрывать. Доверие между нами лишь растет с каждым днем.
– И последний вопрос. Наверняка дети делятся с вами своими мечтами и планами. Кем они хотят стать? Какие профессии у них в почете?
– Наиболее часто (особенно первоклашки) отвечают, что хотят стать президентом. «Я хочу быть Путиным», – говорят мальчишки. Точно знаю, что несколько девочек из моего класса хотят быть учителями. Как-то сказали: «Будем как вы, это так интересно». Что ж, время покажет… Многие в таком возрасте хотят быть похожими на папу, а так как город военно-морской, то это моряки. Кстати, в этом году у нас в лицее будет открыт судостроительный класс, мы выиграли грант на его реализацию. Есть и желающие стать космонавтами, этим летом мы встречались с российским космонавтом-испытателем Героем Российской Федерации Сергеем Кудь-Сверчковым. А прямо сейчас у нас проходит летняя профильная образовательная смена «Астрокадеты», она была открыта для всех ребят, увлекающихся техническим творчеством и мечтающих покорять космос.
Вера КОСТРОВА, Калининградская область
Комментарии