Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Школьный музей

У памяти в долгу

Учительская газета, №18 от 05 мая 2020. Читать номер
Автор:

Итоги регионального этапа конкурса «Лучший школьный музей» подвели в Карелии

Музей «Память и время» школы №3 Петрозаводска стал лучшим среди городских школьных музеев в республике. До 2008 года он назывался музеем радистов подполья и партизанского движения Карелии. Поисковый клуб «Север», действующий при школе, отметил 35‑летие, самому музею 30 лет. Все эти годы возглавляет клуб и музей учитель русского языка и литературы Любовь Нифантьева, которой в 2020 году исполнилось 70 лет. Все эти годы каждое лето учителя – это экспедиции со школьниками, связанные с восстановлением исторической памяти.

Итоги регионального этапа конкурса «Лучший школьный музей» подвели в Карелии ровно за месяц до 9 Мая. В конкурсе участвовали образовательные организации, создавшие экспозиции, посвященные Великой Отечественной войне. Карельские школы представили на конкурс как музеи, так и комнаты или уголки памяти, которые рассказывают об истории региона, малой родины в годы войны. В экспертную комиссию вошли представители Министерства образования республики, поисковых организаций, Национального музея Карелии, специалисты по работе с молодежью.

Музей «Память и время» до 2008 года назывался музеем радистов подполья и партизанского движения Карелии. Тогда ученики Любови Владимировны занимались только историей партизанского движения. В клуб приходили участники партизанских отрядов, школьники знакомились с работой архивов и документами. Летом вместе с классным руководителем ребята выезжали в поисковые и краеведческие экспедиции.

Одна из выпускниц, которая участвовала в подготовке фильма к дню рождения клуба, сказала: «Это очень странное ощущение. Я прихожу в школу, и здесь снова Любовь Владимировна. Она по-прежнему учит детей, каждые каникулы уезжает то в Москву, то в Питер, то в экспедицию по Карелии, но с ней еду уже не я, а мой ребенок. И знаете, я бы отдала все, чтобы быть школьницей…»

В 2006 году был создан проект «Память и время», спустя два года школьники, родители, выпускники и коллеги презентовали обновленное пространство кабинета №37 на третьем этаже. Здесь появились новые стенды и информация, но о прежних десятилетиях работы не забыли, в музее по-прежнему можно узнать о партизанах и подпольщиках Карельского фронта. Школьники по-прежнему готовят исследовательские работы и успешно выступают на городских, республиканских и межрегиональных конференциях.

– Искала новые темы, формы работы. За эти годы у нас появились партнеры из Петербурга, Москвы, Карелии. Я теперь шире смотрю на возможности нашей инициативы, которая не ограничивается историей республики. Дети по-прежнему участвуют в краеведческих конференциях, поисковой и научной работе, мы бываем в разных городах, но теперь появилось место и для литературных постановок, и для более серьезного знакомства с искусством, историей России, – рассказывает учительница о том, как изменилась ее работа с детьми ХХI века. Любовь Нифантьева не ругает нынешнее поколение. Она продолжает работать с ним. Как и 20 лет назад, ребята выпускают газету «Школьный дом», проводят концерты и встречи не для ветеранов, а для младших школьников и тех, кто был ребенком в годы войны.

За истекшие годы Любовь Владимировна и ее помощники установили памятные знаки тем партизанским и подпольным группам, которые в годы Великой Отечественной пропали без вести, выполняя задания в лесах Карелии. За сухой констатацией факта месяцы работы по планированию экспедиций, изготовлению памятных знаков, поиск денег и иных ресурсов, которые необходимы для проведения даже одного выезда, а всего их было пять. Пять выездов и четыре основных знака. Один из них установлен близ озера Маткозеро, где погибла заонежская группа, руководил которой командир Куйвонен. Поскольку знак этот могли видеть лишь охотники и грибники – знатоки карельского леса, то на следующий год поисковая группа продублировала его на дороге, чтобы люди могли поклониться тем, кто погиб за Родину. Пять знаков – пять летних экспедиций, пять лет работы. Эта деятельность, кстати, объединила разные поколения клуба. Без помощи выпускников учителю Нифантьевой эту задумку было бы не осилить.

В преддверии 9 Мая клуб запустил проект «Тебе, Великая Победа!». Школьники монтируют небольшие видеосюжеты с рассказами «северян» о героях Великой Отечественной, о героях музея. Первый рассказ посвящен Герою Советского Союза Неону Васильевичу Антонову, на улице имени которого находится школа №3 Петрозаводска. Как всегда, тон этой акции задала сама Любовь Владимировна – первый сюжет уже снят и представлен в соцсетях.

Победу музея в конкурсе оценили коллеги, выпускники и соратники поискового клуба. Они убеждены: это результат многолетней кропотливой работы многих поколений «северян», родителей и неравнодушных людей. «Поздравляю всех причастных к памяти и времени. Вы заслужили эту победу!» – отреагировала на добрую новость Галина Власенко, в прошлом директор школы №3, при которой и появился музей. «Наша гордость. Готовы поддерживать и помогать!» – говорит нынешний директор школы Ольга Германова.
– Многие ученики и выпускники написали в социальных сетях, позвонили, чтобы поздравить и поддержать, – рассказала Любовь Нифантьева. Все дни педагог продолжает работать в дистанте с учениками и готовить выпускников к экзаменам. За коллег, которые также победили в конкурсе, учитель очень рада, со многими из них она знакома по краеведческой работе.

Так, второе место в конкурсе занял музейно-образовательный комплекс «Музей Дедов», созданный в петрозаводской средней школе №2 «Источник». В номинации «Лучший сельский музей» первое место занял школьный музей «Родные истоки» Коткозерской средней школы Олонецкого района. Второе место поделили между собой школьный краеведческий музей Лахколампинской средней школы Суоярвского района и историко-краеведческий музей Суккозерской средней школы Муезерского района. Третье место также разделили школьные краеведческие музеи деревянской средней школы №9 Прионежского района и средней школы поселка Водла Пудожского района.

Мария ГОЛУБЕВА, фото автора


Комментарии

Нужно ли изменить модель итогового сочинения для одиннадцатиклассников?
Архив опросов
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt