В основе воспитания как самое первое и главное условие успеха должен лежать сердечный, любовный подход к ребенку. Чем ближе подошел воспитатель к ребенку, чем искреннее их взаимные отношения, тем надежнее фундамент воспитания.
Всеволод Кащенко
Место тьютора в условиях инклюзивной школы в настоящее время определено, но хочется более четко и точно определить компетенции тьютора в современном инклюзивном образовании.
Перед тьютором в инклюзивном образовании стоит важная задача – помочь детям с ограниченными возможностями здоровья стать успешными в современном обществе. А это значит, что объектом сопровождения становится сама жизнь ребенка с особыми образовательными потребностями, а главным аспектом – создание условий для его полноценной и качественной жизни в рамках нового образовательного пространства.
Таким образом, в открытом образовательном пространстве тьютор в условиях инклюзии становится держателем культурных основ и традиций тьюторства, которые сформировались еще в средневековой Англии. Тьютор может и должен сопровождать не только образовательный интерес ребенка с ОВЗ, но и его семью, формировать вокруг ребенка толерантную к нему социокультурную среду. Тьютор в инклюзивном образовании может учитывать потребности всех участников образовательных отношений, стать платформой для приобретения ими представлений в области регулирования человеческих отношений, формирования качества толерантности, что позволит более успешно решать вопросы адаптации детей с ОВЗ в современном обществе.
Для успешной реализации задач, стоящих перед тьютором в современной школе, необходимо определить круг его компетенций в инклюзивном образовании. По мнению С.В.Поповой, компетенции тьютора в высшем образовании делятся на две группы: общие (универсальные) и профессиональные (предметно-специализированные). Такая классификация компетенций вполне допустима и для тьютора в инклюзивном образовании, так как, с одной стороны, тьютор должен удерживать социокультурные основания образовательного процесса, а с другой – быть профессионалом своего дела.
В нашем понимании, тьютором в инклюзивной школе должен быть человек, имеющий высшее специальное образование в области специальной педагогики и специальной психологии, опыт педагогической и (по возможности) практической деятельности с детьми с особыми образовательными потребностями, практические представления о тех конкретных областях деятельности, которые имеют прямое отношение к обучению детей с ОВЗ.
К тьютору также предъявляются достаточно высокие требования в отношении его моральных и этических качеств, этот специалист должен обладать способностью оценивать свои личностные и профессиональные качества со стороны. Тьютор в инклюзии должен быть рефлексивной и рефлексирующей личностью, четко понимающей и удерживающей рамки своей профессиональной деятельности. Тьютор при работе с ресурсной картой – основным инструментом тьюторской деятельности – должен быть максимально безоценочен и нейтрален. Для проведения этой работы тьютор должен обладать комплексом определенных компетенций: понимать стремление и готовность применять знания, умения и личные качества для успешной деятельности в определенной области.
Нам видятся необходимыми следующие компетенции: адаптивность, стрессоустойчивость, владение современными информационными технологиями, выбор методов, средств и инструментария по решению профессиональных задач, толерантность, гибкость, готовность помочь (альтруистичность), личная эффективность в сложных и нестандартных профессиональных контекстах, организация и планирование, ответственность за качество, профессиональная рефлексивность, саморазвитие и личностный рост, коммуникативность. Компетентный тьютор процесс обучения ребенка с ОВЗ в инклюзивном общеобразовательном учреждении организовывает и сопровождает наиболее эффективно.
Наталья ЗЫБАРЕВА, учитель-дефектолог школы №1862
Комментарии