search
main
0

Тяжек полномочий груз. Не всем регионам ноша по плечу

В соответствии со 122-м законом многие полномочия в социальной сфере, в том числе в образовании, переданы на уровень регионов. Субъекты Федерации должны были принять свои законодательные акты, обеспечивающие реализацию возложенных на них обязательств. Чтобы выяснить, как идет эта работа, специалисты ЦК профсоюза провели мониторинг регионального законодательства.

В ряде регионов неправомерно установлены только для педагогов государственных образовательных учреждений, исключая муниципальные.В 27 субъектах РФ за педагогами и проживающими совместно с ними членами семьи, а также за пенсионерами сохранены при условии, что общий стаж работы этих специалистов в сельской местности составляет не менее десяти лет. В некоторых регионах льготами пользуются только нетрудоспособные члены семьи, находящиеся на иждивении педагогического работника (Республика Бурятия, Астраханская, Московская, Хабаровская области).

Кто во что горазд

Как показал анализ, все рассмотренные региональные законы «Об образовании» в той или иной форме предусматривают полномочия субъекта РФ по обеспечению государственных гарантий прав граждан на получение бесплатного общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях посредством выделения субвенций местным бюджетам.

Вместе с тем, во многих региональных законах данные полномочия определяются не в полном объеме, например, исключаются указания на финансирование дополнительного образования.

Что касается полномочий по предоставлению начального и среднего профессионального образования, то они закреплены только в 8 из нескольких десятков проанализированных законов. Полномочия субъектов РФ по разработке и реализации региональных программ развития образования с учетом национальных, социально-экономических, экологических, культурных, демографических и других особенностей в той или иной форме отражены во всех рассмотренных законах об образовании.

Достаточно неоднородно представлено в региональном законодательстве полномочие субъекта РФ по установлению нормативов финансирования образования. В некоторых законах есть лишь констатация того, что финансирование образовательных учреждений осуществляется на основе установленных нормативов. В Иркутской, Смоленской, Ярославской и некоторых других областях приняты отдельные законы, определяющие нормативы финансирования. В Краснодарском крае, Пензенской области – законы о выделении субвенций местным бюджетам для финансирования общеобразовательных учреждений и наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в области образования.

Правовое регулирование вопросов оплаты труда в региональных законах об образовании в основном сводится к нормам отсылочного характера, то есть к указаниям на другие нормативные акты.

К правовому закреплению гарантий и льгот работников образовательных учреждений субъекты РФ подходят по-разному. Одни ограничиваются определением минимальных мер социальной поддержки (например, установлением размеров ежемесячной денежной компенсации на книгоиздательскую продукцию) и отсылкой к другим региональным законам. Другие, напротив, – максимально широко закрепляют в законе об образовании всевозможные меры социальной поддержки, включая надбавки к заработной плате работникам, имеющим отраслевые награды, единовременные выходные пособия, доплаты молодым специалистам, ветеранам труда, предоставление жилищных кредитов, материальную помощь и другие.

В целом проведенный профсоюзом анализ позволяет сделать вывод, что новые полномочия закрепляются в региональных законах не полностью либо носят неточный характер. В дальнейшем это может привести к негативным последствиям для работников и обучающихся, так как эти полномочия становятся, в свою очередь, расходными бюджетными обязательствами. Поэтому отсутствие или неточное определение конкретного полномочия может стать основанием для отказа в бюджетном финансировании. Многие положения региональных законов об образовании носят декларативный или отсылочный характер, что не позволяет судить о том, может ли субъект РФ исполнять возложенные на него полномочия в полном объеме.

Коммунальные

льготы

Профсоюз провел мониторинг регионального законодательства в части предоставления льгот по оплате жилья и коммунальных услуг сельским педагогам. Анализ принятых законов по 32 территориям наглядно свидетельствует о том, что наступил этап регионализации и монетизации (перевода в денежную форму) указанных льгот.

В каждом отдельном регионе делается попытка установить свой порядок их предоставления. Субъекты РФ, выходя за рамки своей компетенции, вводят дополнительные условия, ограничивающие права работников.

В большинстве регионов нормативные акты закрепляют установленное федеральным законодательством право педагогов на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением. Однако в некоторых субъектах РФ в нарушение федерального закона социальная поддержка предоставляется лишь работникам системы образования, проживающим в сельской местности, исключая рабочие поселки (поселки городского типа).

В ряде регионов льготы неправомерно установлены только для педагогов государственных образовательных учреждений, исключая муниципальные.

Серьезную озабоченность вызывают действия субъектов РФ, заменивших с 1 января 2005 года натуральную льготу на денежную компенсацию. Она не только вводится в нарушение действующего федерального законодательства, но и по своим размерам не покрывает расходы педагогов по оплате жилищно-коммунальных услуг. К примеру, в 10 регионах определена денежная выплата или компенсация в твердом выражении: ежемесячная (от 120 до 1100 рублей) или ежегодная (от 1500 до 2000 рублей). Размер выплаты зависит от формы собственности жилищного фонда, в котором проживают педагогические работники.

Иногда при расчетах применяется социальная норма площади жилья и нормативы потребления коммунальных услуг.

Изучение регионального законодательства выявило и такую неожиданную новацию, когда право на денежную компенсацию устанавливается для педагогов при следующих условиях: работники должны занимать определенные должности в областных и муниципальных образовательных учреждениях, проживать в неполных семьях, воспитывать детей в возрасте до 18 лет.

Из числа лиц, пользующихся льготой, исключаются пенсионеры (Республика Дагестан, Астраханская, Ростовская, Смоленская и Сахалинская области).

В 27 субъектах РФ за педагогами и проживающими совместно с ними членами семьи, а также за пенсионерами льготы сохранены при условии, что общий стаж работы этих специалистов в сельской местности составляет не менее десяти лет. В некоторых регионах льготами пользуются только нетрудоспособные члены семьи, находящиеся на иждивении педагогического работника (Республика Бурятия, Астраханская, Московская, Хабаровская области).

К числу ограничений в пользовании правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением относятся и устанавливаемые в субъектах РФ требования о минимальном объеме выполняемой работы. Кроме того, в ряде случаев органы исполнительной власти субъектов РФ утверждают перечень должностей специалистов образовательных учреждений, имеющих право на получение мер социальной поддержки (Республика Марий Эл, Алтайский и Краснодарский края, Владимирская, Липецкая, Нижегородская, Омская, Пермская, Томская области).

Таким образом, первоначальный анализ регионального законодательства указывает на его противоречивость, разнородность, стремление региональных властей ухудшить положение работников по сравнению с ранее действовавшими условиями. Территориальные профсоюзные организации должны принимать соответствующие меры для защиты прав педагогов. На федеральном уровне в соответствии с решениями РТК необходимо продолжить работу по определению единого порядка предоставления льгот по оплате жилья и коммунальных услуг сельским специалистам.

Страсти

по зарплате

Среди целого комплекса вопросов, связанных с разграничением полномочий между уровнями власти, особого внимания требуют изменения в регулировании оплаты труда работников бюджетных учреждений.

До 1 января 2005 года действовала Единая тарифная сетка, ставки которой являлись минимальными государственными гарантиями по оплате труда для работников всех бюджетных учреждений страны.

Теперь все зависит от подведомственности учреждений: для федеральных систему оплаты труда устанавливает Правительство РФ, для региональных – органы государственной власти субъектов РФ, для муниципальных – органы местного самоуправления. Следовательно, закреплена разноуровневая тарифная система оплаты труда работников бюджетных учреждений, включающая федеральную, региональные и муниципальные системы.

При этом важное значение имеет положение статьи 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ, которая гарантирует, что вновь устанавливаемые размеры оплаты труда (включая надбавки и доплаты) не могут быть ниже тех, что действовали до 31 декабря 2004 года. Эта позиция нашла отражение во многих региональных законах об оплате труда работников государственных бюджетных учреждений.

Анализ по 48 территориям показывает, что органы государственной власти субъектов РФ при формировании тарифных систем оплаты труда работников образовательных учреждений в основном исходили из принципов, предусмотренных Едиными рекомендациями на 2005 год, утвержденными решением РТК.

Во всех субъектах РФ, за исключением Тюменской области, установлены системы оплаты труда, аналогичные применявшейся до 1 января 2005 года Единой тарифной сетке, состоящей из 18 разрядов. Соотношение между ставкой первого и восемнадцатого разрядов сохранено 1:4,5. Только в Республике Тыва оно установлено 1:4,48, что не привело к повышению всех ставок и окладов работников на 20%.

Практически во всех субъектах РФ с 1 января 2005 года ставка первого разряда была увеличена до 720 рублей. Исключение составили Ингушетия и Дагестан, где производились доплаты тем работникам, чьи оклады составляли менее 720 рублей. В двух регионах – Москве и Вологодской области – ставка I разряда установлена в более высоких размерах.

Некоторые субъекты РФ ввели повышение не с 1 января 2005 года, а с 1 декабря 2004 года (Московская, Рязанская, Псковская, Новосибирская области). В отдельных регионах предусмотрено дополнительное увеличение окладов работников: по 1-3 разрядам – в Ульяновской области; по 1-4 разрядам – в Белгородской и Пермской областях; по 1-6 разрядам – в Липецкой области.

В Тульской области выплачивается региональная надбавка в размере 100 рублей ко всем ставкам тарифной сетки. В Московской области, Санкт-Петербурге, Республике Татарстан надбавки установлены дифференцированно по разрядам или должностям работников. В Калужской области предусмотрена доплата в размере 20% работникам бюджетных учреждений, финансируемых из регионального бюджета, а также выплата разницы между величиной прожиточного минимума и получаемой работником зарплатой.

В отдельных регионах России были приняты решения о последующей индексации ставок и окладов в 2005 году. Так, например, в Калужской области повышение предусмотрено в 1,1 раза с 1 апреля 2005 года, в Ярославской – с 1 июня на 20%. В Липецкой области с 1 июля ставка 1-го разряда установлена в размере 900 рублей, что обеспечивает повышение окладов за 2005 год на 50%, как это предусматривалось в Единых рекомендациях РТК.

В Москве с 1 августа тарифная ставка первого разряда увеличена до 2 тысяч рублей при сохранении диапазона ЕТС (1:4,5) и тарифных коэффициентов, действующих на федеральном уровне. Одновременно все надбавки, ранее установленные к окладам, включены в новые размеры ставок. В результате тарифные ставки по ЕТС установлены в диапазоне от 2 до 9 тысяч рублей.

В регионах в основном сохранились повышенные на 25% размеры оплаты труда специалистов и руководителей образовательных учреждений, расположенных в сельской местности. В Республике Карелия оклады педагогов, проживающих и работающих в селе более 10 лет, увеличиваются на 35%.

Только в Оренбургской области повышение стало производиться в размере, эквивалентном 25%-му увеличению ставок и окладов, действовавших до 1 января 2005 года, что повлекло за собой сокращение разницы в оплате труда сельских и городских специалистов.

В регулировании вопросов оплаты труда работников муниципальных учреждений в 2005 году наблюдается некоторая неопределенность. В то же время большинство субъектов РФ рекомендовало органам местного самоуправления руководствоваться нормативными правовыми актами, принятыми для аналогичных категорий работников государственных учреждений. В отдельных случаях органы местного самоуправления принимали собственные нормативные правовые акты по условиям оплаты труда работников бюджетной сферы.

С материалами ЦК Профсоюза познакомилась Виктория МОЛОДЦОВА

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте