search
Топ 10
Школы в регионах переводят на дистанционное обучение Дистанционное обучение в школах, «Высшая лига» учителей года, отмена ЕГЭ - новости образования Учителям потребуется подтверждать, что именно они подготовили победителей Всероссийской олимпиады школьников Акт вопиющего физического воздействия и морального насилия: что случилось в школе под Калугой ОГЭ по русскому языку: как пройти итоговое собеседование Ситуация с 9-летней студенткой МГУ Алисой Тепляковой вновь привлекла внимание общественности Эксперт подсказал выход из ситуации с самой юной студенткой МГУ Алисой Тепляковой Для учителей и воспитателей Подмосковья установили выплату в 5 тыс. рублей Тайный дневник, 1900 км, 600 человек: девятые сутки под Волгоградом ищут пропавшую школьницу Международный день объятий, который отмечают 21 января, – праздник не новый, ему 35 лет

Ты можешь жить иначе! – сказали “трудным” подросткам в военно-полевом лагере и показали, как

Определенный опыт работы с “трудными” подростками у нас появился в 70-80-е годы. Да и само ведь учреждение – Станция юных техников – создавалось, чтобы отвлечь мальчишек от улицы. Тогда в контакте с Инспекцией по делам несовершеннолетних мы постоянно проводили летние и зимние лагеря, где собирались и хорошо проводили время сложные подростки. Многие из них сегодня – мои коллеги, другие – удачливые бизнесмены и руководители предприятий. И все без исключения они благодарны тому обстоятельству, что в самый сложный период подросткового детства попали в сферу нашего влияния, прошли школу сурового туризма. Я до сих пор уверена, что самым действенным средством воздействия на личность является туризм. Возможности его безграничны. Вовлекаясь в туристические коллективы, которые занимались спелеологией, скалолазанием, горным туризмом, они воспитывались по законам и традициям этих коллективов. А ведь еще Макаренко утверждал, что мальчишеский коллектив, поставленный в здоровые педагогические условия, может развиваться до совершенно непредвиденных высот и становиться главным инструментом воспитания новой личности.
Весной этого года мы получили социальный заказ от городского Комитета по делам молодежи и инспекции по делам несовершеннолетних провести военно-полевые и спортивно-оздоровительные лагеря с привлечением подростков, имеющих девиантное поведение. Условия были следующие: количество смен – две, продолжительность каждой – 14 дней, количество подростков в смене – не менее 30 человек. Этот заказ мы приняли к исполнению со следующими условиями от нас: в каждую смену число таких подростков должно составлять не более одной трети от остальных детей и среди них не должно быть наркоманов. Перевоспитывать не будем, решил наш педколлектив, а будем продолжать свой воспитательный процесс в спортивных секциях, и все новенькие будут в него включены.
Свою первую смену мы назвали военно-полевым лагерем “Юный патриот”. ИДН включила в него 10 подростков (11-17 лет), двое из которых были осуждены. Формировать эту смену было трудно: ребят отпугивало само название лагеря и стереотип отдыха. Они хотели бы спать, сколько спится, и ничего не делать. А в лагере – спорт, труд и полное самообслуживание.
Программа отдыха была сориентирована в основном на секцию плавания, так как обычные “нетрудные” ребята были заявлены на Всероссийские соревнования в Новороссийск: на открытой воде за смену они должны были отработать большой объем тренировок. Мы понимали, что включать в такой спорт неподготовленных ребят нельзя, поэтому включили в смену футболистов и секцию рукопашного боя. В то время когда основной состав лагеря выполнял свои спортивные нагрузки, для “трудных” футболистов и рукопашников были запланированы занятия по элементам начальной военной подготовки.
Лагерь проходил на загородной базе нашего учреждения в селе Печенкино, жили ребята в домиках по 5 человек. Размещение было добровольным, но “трудные” подростки, даже увидев среди наших спортсменов знакомых, все-таки объединились между собой. В первый вечер провели знакомство, определились с названиями, эмблемами…
Атлеты, игроки…жили строго по распорядку, каждый день на кухню назначались дежурные, а еду готовили под руководством выпускницы техникума пищевой промышленности, которая отрабатывала у нас практику. Ежедневно ребята подводили итоги по чистоте в домиках, вели экран соревнований и конкурсов, на каждом вечернем костре подводили итоги дня и вручали сладкие призы. В нашем распоряжении был легковой автомобиль. Мы договорились с соседней базой отдыха для учителей по необходимости обращаться за врачебной помощью, но, по счастью, никаких заболеваний не было.
Через пять дней для ребят провели экскурсию на Калачевский аэродром. Летчик-экскурсовод рассказал мальчишкам о своей профессии, познакомил с типами самолетов, со всеми тренажерами. А особенно важно было то, что он подтвердил значимость военной подготовки не только для его профессии, но и в повседневной жизни. Потом все побывали в Калачевском клубе стендовой стрельбы. Заслуженный тренер СССР В.Сальников рассказал о 30-летней биографии стенда и его роли в подготовке спортсменов высшей квалификации, о работе детско-юношеской школы. Ребятам показали фрагмент занятий – стрельба по летящим мишеням. Вы бы видели глаза “трудных” мальчишек в этой поездке!
Затем мы стали готовиться к поездке в Красногорский пещерный край. Ребята учились ставить палатку, разучивали узлы, изучали приемы страховки и работ со страховочным снаряжением. Получили теоретические знания по спелеологии и карстовым явлениям. Поездка в пещеры стала для них самым увлекательным и познавательным делом. Все ребята, не только “трудные”, были впервые в пещерах, впервые спускались со страховочным снаряжением. Старшие “трудные”, поднявшись из пещеры, сразу же предлагали нам помочь спустить младших ребят.
Адаптация “трудных” подростков проходила сложно, только первые три дня. Тогда наши тренеры даже спать ночью старались по очереди. Но затем все определилось – сложился довольно дружный разновозрастный коллектив, живущий одними интересами. Многие мероприятия мы обсуждали совместно с ребятами, прежде чем их проводить, учитывали все мнения и желания. Каждый день ребята работали по благоустройству своей базы: кто-то ремонтировал кровлю, другой белил туалеты и бордюры, третий убирал из мусорной ямы, косил траву… Соревнования проводились по шашкам, стрельбе, бадминтону, бильярду, футболу, настольному теннису. Сформировались две команды для соревнований с соседними лагерями. Из десяти “трудных” четверо стали членами этих команд. Ежедневно ребята купались, освоили греблю на лодке, рыбачили. В один из дней закончился газовый баллон и одновременно отключили электроэнергию, но срывов с обедами не было: мы ведь уже научились разводить костер и готовить еду в походных условиях!
День окончания смены подошел быстро. Мы устроили прощальный костер, каждый “домик” подготовил театрализованные сценки. Самой интересной стала сценка “Атлетов” (все пятеро – “трудные”). Гости нашего костра привезли подарки ребятам: спортивные кепки зеленого цвета. Утром следующего дня все разъезжались в этих кепках, шутя, что теперь в городе будут друг друга опознавать по зелени на голове.
Во вторую смену к нам приехали мальчишки из поселков Роза и Первомайский. На этот раз мы пригласили секцию туризма из 28-й средней школы, откуда “трудные”, и свою секцию спортивного скалолазания. И все вместе уехали в Катав-Ивановский район, на скальные отвесы реки Сим, где и тренировались ребята. Жили в палаточном лагере, на стенах были повешены маршруты, и целый день по очереди все могли лазить наравне с именитыми спортсменами (в секции скалолазания – кандидаты и мастера спорта). Из “трудных” только Миша Погорелов ни разу не подошел к скале, но зато все время проводил на реке и прослыл “главным раколовом”. Тренеры водили ребят в знаменитую Игнатьевскую пещеру, посвящали в туристы. Провели соревнования на дальность плавания под водой, ориентирование на местности по легенде, преодоление полосы препятствий под водой, веселые старты на песке, “парные гонки” по скалолазанию. Климатические условия способствовали развитию у ребят умений и навыков по организации бивуаков и преодолению препятствий. Надо отметить, что в этом районе никто из ребят наших секций не был, для них этот край был таким же открытием, как и для “трудных” подростков, но это давало возможность подросткам сравнивать себя друг с другом, особенно когда шли проливные дожди.
Вот таким образом организованный отдых наших секций, в который были вовлечены и 25 подростков с девиантным поведением, выполнил одновременно несколько функций: развивающую, оздоровительную, образовательную, психотерапевтическую и коммуникативную. Всего за две смены отдохнули 68 подростков.
В обеих сменах была создана благоприятная обстановка, в основе которой лежали доброжелательные взаимоотношения тренеров и ребят. Тренеры чутко реагировали на запросы, интересы и настроения мальчишек. Максимально использовались природно-климатические факторы (озеро, сосновый бор), выполнялись санитарно-гигиенические требования СЭС, и рациональный суточный распорядок дня способствовал выполнению поставленной задачи – формированию и воспитанию личности. Мы показали детям вариант жизни совсем иной, чем та, к которой они, увы, снова вернутся, ведь почти все они живут в “трудных” семьях.

Татьяна РЕТЮНСКАЯ,
директор военно-полевого лагеря “Юный патриот”
Коркино,
Челябинская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте