На сегодняшний день учебники и учебные пособия «Дрофы» хорошо известны в стране и, судя по отзывам коллег, используются учителями разных предметов в разных классах и школах. Эти книги отличает логичность и доступность изложения учебного материала, что, на мой взгляд, делает их наиболее конкурентоспособными на рынке учебной литературы. Важно и то, что все учебно-методические комплекты издательства подкреплены огромным шлейфом методической и дидактической литературы, которая очень помогает учителям и учащимся. Мне, как биологу, нравятся учебные издания «Дрофы», и я с удовольствием по ним работаю. Спектр литературы здесь очень широкий: помимо учебников и методичек – рабочие тетради, наглядные пособия, электронная поддержка, новый необычный учебник-навигатор, все это действительно интересно. Но сегодня я хотела бы остановиться еще на одном издании, которое, на мой взгляд, заслуживает особого внимания, и вот почему.
Работая в школе учителем биологии, я неоднократно обращала внимание на то, что зачастую учитель не знает, как организовать самостоятельную деятельность школьника таким образом, чтобы в ней был заинтересован сам ученик. В таких случаях мне на помощь нередко приходят те учебные пособия, в которых есть вопросы для обсуждения с учащимися, вопросы для размышлений и сопоставления понятий, поисковые и творческие задания и биологические задачи. Одним из таких пособий для меня стало вышедшее в 2010 году в издательстве «Дрофа» «Решение задач по генетике. Тестовые задания ЕГЭ» авторов В.Н.Мишаковой, Л.В.Дорогиной, И.Б.Агафоновой. Я уже рекомендовала своим ученикам использовать его для самостоятельной подготовки и использую сама как на уроках, так и на дополнительных занятиях по биологии. Задачник уже завоевал популярность среди моих учащихся и коллег-биологов, так как не только четко структурирован, имеет логическую преемственность с темами учебника основного общего образования, но и снабжен дополнительными и пояснительными текстами. В нем есть и задачи для базового уровня школы, и задачи более высокого уровня, требующие размышлений и сопоставлений, частично поисковые и творческие. Главное, в нем представлены подробные алгоритмы решения всех видов задач по общей генетике, являющихся обязательным компонентом части III (С) единого государственного экзамена по биологии. Именно задания части III (С) представляют наибольшую сложность для школьников и абитуриентов, поскольку требуют письменного, зачастую развернутого ответа, умения самостоятельно и четко излагать свои мысли, объяснять факты, использовать их для формулирования выводов и обобщений. Важно и то, что к каждой главе книги дано краткое теоретическое и методическое сопровождение, раскрывающее сущность используемых далее понятий и закономерностей наследования. Затем подробно разбирается ход решения нескольких вариантов задач на рассматриваемую тему.Это пособие можно использовать и учащимся старших классов общеобразовательной школы, и как пособие для учителей, и для занятий в специализированных биологических классах (при наличии соответствующих программ), и студентам младших курсов вузов биологических факультетов. Но самое главное, с помощью него можно организовать самостоятельную работу учащихся: для отработки навыков решения задач в пособие включены блоки, в которых предлагаются условия задач именно для самостоятельной работы.Учебное пособие «Решение задач по генетике» состоит из одиннадцати глав.Во введении авторы акцентируют внимание на грамотности и правильности оформления генетических задач, показывают алгоритм анализа и обобщения фактического материала, логического умозаключения, приводят несколько примеров и критериев оценивания задач по генетике на ЕГЭ.Затем следует несколько разделов, в которых раскрывается содержание основных генетических понятий, методов генетики, реализации наследственной информации в клетке для формирования у учащихся представлений о генетике как науке, приводятся некоторые общие методические приемы, которые могут быть использованы при решении задач. Упор делается не на запоминание материала, а на овладение им. К примеру, в разделе «Наследственная информация и реализация ее в клетке» приводятся типовые задачи по молекулярной генетике с образцами решения. Это важно для понимания процесса биосинтеза белка, такие задачи обязательно присутствуют в заданиях ЕГЭ.Структура пособия выстроена очень четко по главам, и, хочу обратить на это внимание коллег, в одной небольшой книге столько полезной информации! В главе «Моногибридное скрещивание. Взаимодействие аллельных генов» даны общие сведения об этих понятиях, раскрываются сущность первого и второго законов Менделя, разбираются их цитологические основы, поясняются варианты взаимодействия аллельных генов. Авторы предлагают рассмотреть решения задач на полное доминирование, неполное доминирование и наследование по типу множественных аллелей. Задачи на полное доминирование и неполное доминирование соответствуют содержанию учебника «Биология. Общая биология» базового уровня для 10-11 классов авторов Сивоглазова В.И., Агафоновой И.Б., Захаровой Е.Т. (издательство «Дрофа») и используются мною на уроках. Далее глава «Дигибридное скрещивание», в которой раскрывается само понятие дигибридного скрещивания и сущность третьего закона Менделя, рассматриваются цитологические основы третьего закона Менделя и разбираются типовые задачи на дигибридное скрещивание, которые нередко используются в части III (С) материалов ЕГЭ. В главе «Полигибридное скрещивание» приводятся примеры типовых задач с образцами их решения. Для базового уровня целесообразно рассмотреть примеры решения задач на полигибридное скрещивание и исходя из правила чистоты гамет объяснить учащимся, как выписывать возможные типы гамет. Глава «Взаимодействие неаллельных генов» рассматривает три типа взаимодействия неаллельных генов – комплементарность, полимерию и эпистаз, здесь же приводятся примеры типовых задач на взаимодействие неаллельных генов с образцами их решения. В школьном базовом курсе биологии этот раздел не освещен, и задач на эту тему в материалах ЕГЭ нет. Однако на дополнительных занятиях по биологии (программа с углубленным изучением биологии, элективные курсы, факультативы и т. п.), думаю, эти типы взаимодействия неаллельных генов было бы разумно рассмотреть. Далее идет раздел «Сцепленное наследование генов», где дано понятие «группа сцепления», сформулированы положения хромосомной теории наследственности, объяснены принципы записи гамет при полном и неполном сцеплении, приведены алгоритмы решения типовых задач на данную тему. Большинство таких задач можно использовать на уроках с углубленным изучением биологии или на элективных курсах по генетике. Однако в заданиях единого государственного экзамена практически каждый год встречаются несложные примеры задач на данную тему, поэтому учителю целесообразно уделить внимание этим вопросам, тем более что понятие сцепленного наследования, как правило, вызывает серьезные затруднения у школьников. Глава «Картирование хромосом» знакомит с правилами составления карт хромосом, в ней приводятся типовые задачи на картирование хромосом с образцами решения. В школьном базовом курсе этот раздел не используется. Изучение генетики продолжает тема «Генетика определения пола. Наследование генов, локализованных в половых хромосомах». Здесь авторы приводят типы определения пола, описывают признаки, сцепленные с Х- и У-хромосомами человека, разбирают типовые задачи на наследование, сцепленное с полом. Этот раздел учебного пособия наиболее актуален для учеников старших классов, так как задачи на сцепленное с полом наследование, особенно задачи смешанного типа (одновременное наследование аутосомных и сцепленных с полом признаков), вызывают наибольшее затруднение при решении и написании учащимися части III (С). Такого рода задачи оцениваются максимально в 3 балла при наличии трех правильных элементов ответа. Далее авторы рассказывают о том, какие гены называют летальными, приводят типовые задачи на наследование летальных генов с образцами решения. Эти задачи учитель вполне может использовать на уроках биологии базового уровня, разнообразя примеры задач менделевского наследования признаков.Одна из глав посвящена анализу наследования признаков по родословной; составлению родословной. В ней даны варианты условных обозначений, используемых для составления родословной, и приводятся задачи на анализ наследования признаков по родословной.Глава «Популяционная генетика» знакомит читателей с законом Харди – Вайнберга, частотным распределением генов в панмиктической популяции, математическим выражением зависимости между частотами аллелей и генотипов в популяциях. И в заключительной главе даны задачи для самостоятельного контрольного решения, где представлены задания на все разобранные в пособии типы наследования.В конце книги помещены ответы к задачам, включенным в блоки для самостоятельной работы учащихся после каждой темы.Я сама с удовольствием работаю с этим пособием и вижу интерес моих учеников. По моим наблюдениям, наиболее увлекательна для них тема «Составление родословной моей семьи». Приведу один из этапов урока по теме «Генетика и здоровье человека» (по плану учебника «Биология. Общая биология. Базовый уровень» для 10-11 классов общеобразовательных учреждений, авторы В.И.Сивоглазов, И.Б.Агафонова, Е.Т.Захарова, «Дрофа», М. – 2009). Объясняя учащимся важность генеалогического метода для понимания наследования болезней человека, я использую учебное пособие «Решение задач по генетике», главу IX «Анализ наследования признаков по родословной. Составление родословных». В ходе обсуждения родословной семьи Романовых рассматриваем, как наследуется ген гемофилии, от кого Алексей (сын Николая II) получил ген гемофилии, можно ли по родословной определить тип наследования признака (доминантный или рецессивный), наследование каких еще признаков можно определить по родословным.Для самостоятельной творческой работы дома предлагаю мотивированным учащимся следующее задание.1. Исследовать родословную А.С.Пушкина (использую материалы книги «Генеалогическое древо рода А.С.Пушкина», автор-составитель М.В.Высоцкая) по следующим вопросам: Могли ли Пушкину передаться от матери доминантные аллели генов, отвечающих за цвет кожи? Возможно ли, чтобы в первом браке Абрама Ганнибала родилась белая дочь Поликсена? Как на личности самого А.С.Пушкина и на его творчестве отразились наследственные признаки, переданные родителями и другими родственниками?2. Составить родословную своей семьи, в которой проследить наследование одного из признаков, например цвета глаз, волос, формы волос (прямые, волнистые, курчавые) и др. На следующем уроке мы разбираем примеры родословных, составленных учащимися.Такая работа, направленная на развитие творческой индивидуальности ребенка, – процесс длительный, требующий больших затрат времени, усилий, терпения. И очень важно, не останавливаясь на полпути, дать возможность каждому ребенку не только получить знания базового уровня, но и почувствовать личную заинтересованность в изучении предмета. Задача учителя – сформировать познавательный интерес, и тогда тайны генетики и других биологических дисциплин будут по плечу каждому.Н.Р. МАРКЕЛОВА, учитель биологии высшей квалификационной категории СОШ №1384 Москвы, канд. биол. наук
Комментарии