Президент России подписал новый пенсионный пакет документов. С 1 января 2002 года начинает действовать реформированное пенсионное законодательство.
Пенсионные отношения будут регулироваться тремя основными законами:
– Федеральным законом от 15.12.2001 N 166-ФЗ “О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации”;
– Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации”;
– Федеральным законом от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ “О трудовых пенсиях в Российской Федерации”.
Не успел еще новый, 2002 год вступить в права, а у нас в редакции стали раздаваться звонки: “Разъясните, что теперь будет с пенсиями, неужели все поменялось? А правда ли, что пенсии за выслугу лет педагогам больше платить не будут?”. Поэтому мы решили посвятить весь сегодняшний выпуск рубрики “Ваш адвокат” Закону “О трудовых пенсиях в Российской Федерации”, масштабность регулируемых вопросов которого вызывает наибольший интерес.
Авторы пенсионной реформы полны оптимизма. Они считают, что реформа поможет создать стабильную систему и улучшить положение пожилых людей. По их мнению, старая система исчерпала свой ресурс. Она привела к уравниловке, при которой разница между максимальными и минимальными размерами была чрезвычайно низка. Кроме того, неэффективность той системы проявлялась и в том, что работающая часть зарплаты находилась в тени и в Пенсионный фонд в виде платежей поступали ограниченные ресурсы.
Официальная зарплата составляла от общих совокупных доходов населения, по разным оценкам, лишь 35-36%. И, следовательно, взносы на выплату пенсий равнялись приблизительно 11% от совокупных доходов населения.
Утратили силу
Закон о трудовых пенсиях сменил действовавший 10 лет Закон “О государственных пенсиях в Российской Федерации”, который с 1 января 2002 года утратил силу. Отменен также и Федеральный закон “О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий”.
Другие законодательные акты, предусматривающие условия и нормы пенсионного обеспечения, применяются в части, не противоречащей новому законодательству.
Вспоминаем сложение
Структура нового Закона “О трудовых пенсиях в Российской Федерации” принципиально отличается от предшествующего закона. Впервые в текст пенсионного закона введены математические формулы определения размера пенсии. Возможно, это и непривычно, но точные формулы означают точность расчетов и исключают неоднозначность применения предусмотренной модели исчисления.
Самые революционные изменения произошли в механизме исчисления пенсии. По старому способу размер пенсии подсчитывался исходя из заработка и продолжительности трудового стажа. Новая формула опирается на иные критерии. Теперь размер пенсии будет зависеть от суммы фактически уплаченных пенсионных взносов, так называемых накопленных пенсионных прав (условного капитала) и продолжительности жизни после выхода на пенсию.
Введена новая структура трудовой пенсии. Для пенсий по старости и по инвалидности она включает в себя три части: базовую, страховую и накопительную. Пенсия по случаю потери кормильца будет состоять из двух частей: базовой и страховой.
Накопительный компонент – это определенная перспектива. Право на накопительную часть приобретут только те застрахованные лица, за которых уплачивались взносы на накопление. Платежи на финансирование накопительного компонента с 2002 года будут производиться в отношении мужчин 1953 года рождения и моложе, женщин – 1957 года рождения и моложе.Таким образом, на обычную пенсию по старости они смогут выйти, достигнув соответственно 60 и 55 лет, не ранее 2013 и 2012 годов.
А для более старших людей размер трудовой пенсии по старости включает две части: базовую и страховую.
Стандартная базовая часть пенсии по старости составляет 450 рублей. В новом законе устранены надбавки, вернее, теперь надбавки заменены дифференцированными размерами базовой части. Так, например, у 80-летнего пенсионера по старости базовая часть пенсии вдвое выше и составляет 900 рублей. Если такой пенсионер еще содержит на иждивении нетрудоспособного члена семьи, то базовая часть увеличивается на 150 рублей на каждого иждивенца, но не более чем на 450 рублей.
Страховая часть определяется путем деления суммы расчетного пенсионного капитала лица на количество месяцев ожидаемого периода выплаты пенсии по старости.
Сложение базовой и страховой частей дает общую сумму трудовой пенсии по старости всем, кому уже за 50 лет.
В новом законе не содержится понятия минимального размера пенсии. Но при этом в нем закреплено положение о том, что сумма базовой и страховой частей пенсии по старости не может быть менее 660 рублей. А такое ограничение и есть не что иное, как размер минимальной совокупной выплаты, введенной указом Президента РФ с 1 августа 2001 года.
Погадай-ка мне…
Закон определил срок дожития пенсионера по старости, применяемый для расчета в страховой части пенсии, – 19 лет (228 месяцев). Но переход к этой величине намечен плавный. Начиная с 1 января 2002 года ожидаемый период выплаты пенсии по старости устанавливается продолжительностью 12 лет (144 месяца) и ежегодно увеличивается на 6 месяцев (с 1 января соответствующего года) до достижения 16 лет (192 месяца), а затем ежегодно увеличивается на один год (с 1 января соответствующего года) до достижения 19 лет (228 месяцев).
Лицам, работавшим и подлежавшим пенсионному страхованию до 1 января 2002 года, будет произведена оценка и конвертация их пенсионных прав за прошлое время в пенсионный капитал. Производиться это будет по следующей формуле:
ПК = (РП – БЧ) x Т, где:
ПК – расчетный пенсионный капитал;
РП – расчетный размер трудовой пенсии;
БЧ – размер базовой части;
Т – ожидаемый период выплаты пенсии.
Это означает. что пенсионный капитал за период до 1 января 2002 года определяется исходя из размера пенсии, которая могла бы быть назначена застрахованному лицу по действовавшим на 31 декабря 2001 года нормам пенсионного законодательства исходя из заработка и трудового стажа на эту дату. Полученный расчетный размер уменьшается на величину стандартной базовой части пенсии по старости. Эта разница, умноженная на ожидаемый период выплаты пенсии (в месяцах), и даст величину начального пенсионного капитала.
Расчетная пенсия определяется по правилам, действовавшим до 1 января 2002 года для назначения пенсии с применением индивидуального коэффициента пенсионера (ИКП).
Согласно этому методу выводятся:
– стажевой коэффициент, как и прежний, зависящий от продолжительности трудовой деятельности и имеющий для пенсий по старости при полном стаже диапазон от 0,55 до 0,75;
– отношение среднемесячного заработка пенсионера к среднему по стране. Среднемесячный заработок застрахованного лица устанавливается по его выбору: либо по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета за 2000-2001 годы, либо за любые 60 месяцев подряд. Для второго варианта можно представить справки, выданные в установленном порядке работодателями.
Среднемесячный заработок в стране соответствует величине, утвержденной постановлением Правительства РФ от 11.10.2001 г. N 720 за III квартал 2001 г., то есть 1671 рубль. Соотношение среднемесячных заработков принимается не свыше 1,2 для всех, кроме жителей Крайнего Севера, где оно в предусмотренных законом случаях может составлять от 1,4 до 1,9.
За период трудовой деятельности с 1 января 2002 года в качестве капитала учитываются суммы фактически уплаченных взносов в Пенсионный фонд.
Конвертация пенсионных прав, приобретенных до 1 января 2002 года, в капитал будет идти одновременно с назначением трудовой пенсии, но во всех случаях не позднее 1 января 2013 года.
Каждому – свое
В связи с принятием нового закона мы лишились одного вида пенсии – за выслугу лет. Теперь различаются три вида – по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца. Пенсии же за выслугу лет отнесены к пенсиям по старости, назначаемым до достижения пенсионного возраста. Поэтому педагогам не стоит волноваться: пенсия за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью будет назначаться по старым правилам, но только называться она будет по-другому.
Новым законом разрешена и еще одна проблема, решение которой наверняка обрадует работающих пенсионеров. Теперь полагающаяся им пенсия будет выплачиваться в полном размере без каких-либо ограничений. Им расчетный размер пенсии определяется по схеме применения ИКП. В результате они получат разницу между полагавшейся до 1 января 2002 года пенсией и пенсией, исчисленной с ИКП.
Конвертация пенсионных прав нынешних пенсионеров допускает выбор из двух вариантов:
– общий, как для всех;
– либо исходя из размера выплачиваемой до 1 января пенсии (без включения в нее надбавок на уход и на иждивенцев).
Сохранены права на досрочную пенсию за всеми прежними льготниками, предусмотренные Законом “О государственных пенсиях в Российской Федерации” от 20.11.1990 г. N 340-1.
Однако право на досрочные пенсии в связи с особыми условиями труда (статья 27) сохранено за теми, кто на 1 января 2003 года будет иметь не менее половины требуемого специального стажа. Лицам, которые отработали меньше этого срока, пенсии будут устанавливаться по правилам и нормам обязательной профессиональной пенсионной системы.
Пересчет может быть и за наш счет
Предусмотрена и система индексации пенсии: базовая и страховая части – по темпам инфляции, а страховая – возможно, и по темпу роста зарплаты. К сожалению, безусловные гарантии на этот счет закон не содержит. Так, базовая часть индексируется в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете и бюджете Пенсионного фонда, коэффициент индексации и базовой, и страховой частей определяется Правительством РФ. Не исключено, что коэффициент будет отставать от уровня инфляции.
Страховой стаж
Остался прежним номинальный возраст для выхода на пенсию по старости: 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин. При этом положения закона стимулируют отсрочку получения страховой части пенсии путем повышения ее размера в дальнейшем.
Понятие трудового стажа заменено страховым. В страховой стаж включаются периоды работы или иной деятельности при условии, что в эти периоды уплачивались страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда РФ. Несмотря на изначально жесткую позицию Правительства РФ и Пенсионного фонда РФ, в страховой стаж наряду с периодами названной выше трудовой деятельности включены некоторые страховые периоды: служба в армии, уход за ребенком до 1,5 лет, но не более трех лет в общей сложности, периоды получения пособия по временной нетрудоспособности и по безработице и некоторые другие.
Требования по стажу сведены к минимуму. Для приобретения права на пенсию достаточно 5 лет страхового стажа. Как отход от страховых принципов следует отметить тот факт, что страховой ( в прошлом трудовой) стаж практически не влияет на пенсию и ее размер. Базовая пенсия одинакова для лиц и с пятилетним, и с 40-летним стажем, что обесценивает значение трудовой деятельности.
Закон придает решающее значение для уровня пенсионного обеспечения величине доходов, с которых отчислялись страховые взносы. Но, учитывая низкую заработную плату подавляющего большинства работников, можно предположить, что страховая часть их пенсии составит значительно меньшую величину, чем базовая.
А там уж как получится
Казалось бы, реформа сулит неплохие пенсии, заманчивые перспективы, но все-таки опасения остаются. Люди боятся, что их в очередной раз обманут. Поэтому нужно осветить и возражения против реформы.
Некоторые специалисты считают, что внедрение новой системы пока несвоевременно, потому что с теневой экономикой надо бороться не путем реформирования пенсий, а иными, экономическими методами. Сейчас в виде “черной зарплаты” проходит мимо Пенсионного фонда свыше половины бюджета. Решение же пенсионных проблем без соответствующей подготовки приведет к тому, что будут теряться доходы, равные 10-12% общего фонда.
По данным государственной статистики, в России 66 миллионов работающих, но фактически в Пенсионный фонд платят лишь крупные и средние предприятия, на которых трудятся 55 миллионов человек. Поэтому, вместо того чтобы на одного пенсионера приходилось полтора работника, фактически их (из тех, кто платит взносы или социальный налог) 1,2, то есть меньше, чем в любой развитой стране.
Конкретная оценка социальных последствий реализации закона затрудняется и тем, что многие существенные параметры пенсионного обеспечения не нашли в нем прямого решения, а делегированы правительству, хотя согласно части 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации пенсии устанавливаются законом.
Татьяна Погорелова
Комментарии