Современные экономические условия развития образования в России диктуют вузам необходимость быстро реагировать на запросы рынка труда, осуществляя подготовку бакалавров, способных эффективно работать в новых условиях, быть конкурентоспособными и востребованными в образовательных учреждениях.
Современная школа принимает на работу выпускников разного уровня, обучавшихся по разным программам (специалитета, магистратуры, бакалавриата). В связи с переходом на новые федеральные государственные образовательные стандарты и новую систему финансирования руководителям образовательных учреждений приходится еще более взвешенно подходить к проблеме подбора кадров.В сложившихся условиях наблюдается жесткая конкуренция среди претендентов на рабочие места, иными словами, три вида конкурентной борьбы, в которой в самой уязвимой позиции оказывается бакалавр. Раньше молодые специалисты – выпускники вузов – конкурировали на рынке труда в основном с более опытными специалистами, имеющими стаж работы. Сейчас, в ситуации перехода на двухуровневую систему подготовки, возникает дополнительная конкуренция среди выпускников, которые одинаково не имеют опыта работы, но при этом обучались по разным программам – бакалавриата и специалитета. Кроме того, дополнительную конкуренцию создают коллеги, приезжающие в столицу из других регионов и имеющие опыт работы в образовательных учреждениях.В прошлом году мы столкнулись с новой для нас проблемой, когда директора отказывали в приеме на работу выпускникам-бакалаврам, предпочитая закрыть вакансию выпускником-специалистом или более опытным коллегой.Конечно, директора образовательных учреждений не желают нарушать трудовое законодательство, поэтому причины отказа они редко называли прямо. Чаще речь шла о том, что бакалавр менее погружен в образовательный процесс, чем специалист, в течение года проходивший стажерскую практику. Если же бакалавр планирует продолжить обучение в магистратуре по очной форме, то его придется отпускать на занятия, что повлияет на стабильность школьного расписания. В некоторых случаях работодатели отдают предпочтение специалисту, так как лучше представляют его схему подготовки (он понятнее, чем бакалавр). С каждым годом выпуск бакалавров увеличивается, но тенденция такова, что на протяжении еще 4 лет внутренняя конкуренция бакалавров и специалистов на рынке труда будет усиливаться. В этой ситуации нам было важно выяснить истинное отношение работодателей к выпускникам-бакалаврам, чтобы выработать эффективные стратегии их трудоустройства и понять, какие требования предъявляют к бакалаврам работодатели.Для этого в МГПИ был запущен мониторинг востребованности бакалавров в образовательных учреждениях столицы. Из 1320 руководителей, которым были разосланы анкеты, участие в опросе приняли 788 руководителей образовательных учреждений из 9 округов. При этом принимались во внимание стаж руководителя в должности и наличие у него опыта работы с бакалаврами (средний процент участия по округам составил 60%). Около половины выборки составили руководители с опытом работы более 10 лет, 27% – от 5 до 10 лет, 24% – молодые руководители со стажем менее 5 лет, то есть распределение по стажу в должности оказалось довольно сбалансированным. Готовность при наличии вакансии принять на работу бакалавра выразили 59% опрошенных, наибольший процент составили молодые руководители со стажем работы менее 5 лет. Этот результат скорее всего определяется тем, что в последнее время наблюдается омоложение кадрового состава директорского корпуса, готового быстрее воспринимать происходящие перемены в образовании, но реальный опыт работы с бакалаврами имеют только 37% опрошенных. Только 26% респондентов готовы принять в свой коллектив бакалавров. При этом наибольший скепсис свойственен руководителям со стажем работы более 10 лет. Еще 15% предложили свои варианты ответа: «Приму, но не на все должности», «Только если совсем не будет выбора и придется срочно закрывать вакансию», «Приму, но только на стажировку», «Приму с испытательным сроком».Именно эти 41% руководителей формируют ту зону риска, с которой предстоит иметь дело вузам и центрам содействия трудоустройству. На наш взгляд, оказать поддержку в решении этого вопроса могут окружные управления образования. Мы предлагаем кадровым службам окружных управлений образования совместно с педагогическими вузами разработать и реализовать программу мероприятий, направленных на содействие трудоустройства бакалавров.Подавляющее большинство руководителей (90%) предпочитают взять на работу специалиста (60%) или магистра (30%). Сознательно выбрали бы бакалавра из всех возможных претендентов только 3% опрошенных. Налицо явное противоречие: ведь выразили готовность принять на работу бакалавра 59%! Поэтому можно утверждать, что на сегодняшний день значительная часть работодателей воспринимает бакалавра как «недоучившегося специалиста» с недостаточной практической подготовкой. 86% респондентов полагают, что для квалифицированной подготовки кадров срок обучения должен быть более 4 лет, 63% считают, что оптимальный срок – 5 лет, а 23% – 6 лет, что приблизительно соотносится со сроками подготовки специалистов и магистров. По мнению работодателей, необходимо увеличить часы на практическую подготовку бакалавров. У МГПИ есть опыт работы в этом направлении. Четвертый год мы активно реализуем проект «Педагогические мастерские», ставший инновационной моделью практической подготовки бакалавров. Профессиональная подготовка студентов осуществляется по адресному запросу конкретного образовательного учреждения, а значит, решается проблема их трудоустройства, в школах для них создана благоприятная обстановка, оказываются педагогическая поддержка и методическая помощь, следовательно, будущие педагоги быстрее адаптируются к новым условиям инновационной образовательной среды; для студентов созданы индивидуальные образовательные маршруты, что предусматривает становление и развитие навыков профессионального самообразования, и наконец, у студентов есть уникальная возможность в интерактивной форме осваивать опыт педагога-мастера, что позволит в дальнейшем вырабатывать персональную профессиональную траекторию. 57% опрошенных считают, что эффективнее всего бакалавры будут работать с учащимися начальной школы (среди самых опытных руководителей этот процент даже несколько выше – 60%). 27% видят его в качестве педагога средней школы, только 10% готовы доверить ему работу в старших классах. Руководители, выбравшие вариант «Иное», в основном указывали в примечаниях дошкольный возраст.Все это позволяет с уверенностью утверждать, что в сознании руководителей бакалавр и специалист не воспринимаются в равных позициях. По отношению к бакалавру сложился стереотип, что в большинстве развитых стран мира бакалавриат не считается завершенной ступенью профессионального образования и не дает возможности для самостоятельной профессиональной деятельности из-за недостаточного уровня практической подготовки. В связи с этим мы считаем целесообразным предложить окружным управлениям образования разработать программу содействия временной занятости студентов педагогических вузов в образовательных учреждениях по профилю специальности. Это даст возможность работодателям участвовать в процессе профессионального становления бакалавров. Вузам же необходимо всеми возможными средствами разъяснять работодателям, что бакалавр педагогического образования на российском рынке труда – полноценный специалист, что в учебном плане количество часов, отведенных на практическую подготовку бакалавров, осталось таким же, как и у специалистов. Например, мониторинг вскрыл противоречия: руководители образовательных учреждений готовы брать на работу бакалавров по профилю подготовки «социально-культурная деятельность», но не все директора идентифицируют этих специалистов с педагогами дополнительного образования, педагогами-организаторами, которые могут тянуть весь культмассовый пласт мероприятий в школе.В современных условиях очень сложно делать долгосрочные прогнозы, касающиеся потребности образовательных учреждений в педагогических кадрах. Максимальный срок планирования составляет 3-5 лет, что практически совпадает с циклом подготовки молодого специалиста – от поступления в вуз до выпуска. Поэтому вузам для подготовки конкурентоспособных и востребованных выпускников важен учет мнений работодателей при определении приоритетов подготовки.В мониторинге работодатели указали те профили подготовки, которые будут востребованы в их учреждениях в ближайшие 5 лет. Важно отметить, что результаты оказались практически одинаковыми среди всех групп руководителей независимо от их опыта работы. В рейтинге направлений подготовки бакалавров самыми востребованными работодатели считают начальное образование, дошкольное образование и СКД (более 40% опрошенных). Первые два направления напрямую связаны с постепенным изменением демографической ситуации и увеличением числа детей дошкольного и младшего школьного возраста. Следующую группу (от 20% до 30%) составляют социальная педагогика, социальная работа, информатика и физическая культура.От 10 до 15% руководителей считают, что востребованными останутся бакалавры-психологи, логопеды, учителя русского языка и литературы, иностранного языка, математики и физики. Менее 10% пришлось на долю учителей истории, химии, биологии и иных дисциплин. Эти данные позволяют говорить о принципиальной востребованности молодых специалистов по этим направлениям, поэтому вузам необходимо мобильно реагировать на проводимые мониторинговые исследования по востребованности бакалавров на рынке труда и корректировать образовательные программы с учетом полученных результатов.По нашей просьбе работодатели высказали свои пожелания по приоритетам подготовки бакалавров. 64% опрошенных считают, что преимуществом будет обладать бакалавр, прошедший годичную стажировку на базе образовательного учреждения. Безусловно, важным будет наличие у бакалавра портфолио в электронной базе, чтобы работодатель мог выбрать для своего учреждения специалиста нужного профиля. МГПИ был разработан, обсужден на заседании рабочей группы и представлен в Департамент образования проект городской электронной базы вакансий. Мы предложили предусмотреть возможность создания единого интегрированного информационного ресурса, объединяющего выпускников педагогических вузов, иных педагогических работников города и работодателей как эффективной меры в решении проблемы трудоустройства. 58% директоров предлагают увеличить количество часов практической подготовки студентов. 42% руководителей считают важным перестроить обучение так, чтобы бакалавр получал универсальные знания, которые позволили бы ему в короткий срок адаптироваться к любым изменениям, происходящим в отрасли. В ситуации, когда информация устаревает очень быстро, конкурентным преимуществом становятся быстрая адаптация и универсальность навыков. 28% участников опроса предлагают сократить базовую подготовку бакалавра и уделить больше внимания спецдисциплинам. Среди прочего это указывает на то, что работодатели не вполне довольны уровнем знаний выпускников.16% работодателей предлагают уложить в 4 года программу подготовки бакалавра, что говорит об их желании получить работника с тем же набором компетенций, что и у специалиста. Мы предлагаем образовательным учреждениям города, нашим потенциальным работодателям, проводить анализ профессиональной деятельности молодых специалистов, принимать активное участие в обсуждении образовательных программ педагогических вузов с целью повышения качества профессиональной подготовки будущих специалистов. 36% всех опрошенных нами работодателей предложили внести в учебные планы подготовки педагогов-бакалавров дополнительные дисциплины, а 9% согласились войти в рабочую группу, которая позволяла бы осуществлять обратную связь и привлекать работодателей к процессу подготовки бакалавров. Вопреки ожиданиям, большинство участников опроса обеспокоены не уровнем специальных знаний бакалавра или знанием методики преподаваемого предмета. Среди названных работодателями дисциплин лидируют те, которые так или иначе связаны с общением в коллективе (15%): этика и культура делового общения, деловой этикет, конфликтология. Многие работодатели отмечают общую низкую культуру молодых специалистов, в первую очередь культуру коммуникативную. Преодолеть это затруднение можно, включив в учебный план подготовки бакалавров комплексную программу мероприятий по адаптации выпускников к рынку труда. Следующая по значимости группа (14%) – бизнес-дисциплины (экономика, менеджмент и маркетинг). Директора ожидают от своих работников компетентности в управлении и экономической грамотности. Равное количество респондентов (по 13%) предлагают уделить повышенное внимание дополнительным дисциплинам психологического цикла и спецкурсам, отражающим наиболее актуальные направления учебной деятельности. При этом работодатели предлагают усилить подготовку бакалавров в области возрастной и практической психологии, которые и так входят в учебный план, и ввести отдельный курс психологической адаптации молодого специалиста на рабочем месте. Самыми актуальными направлениями учебной деятельности работодатели считают технологии работы по новым ФГОС, дифференцированный подход к обучению, проектную деятельность и компетентностный подход. Замыкают рейтинг правовые дисциплины, дисциплины, связанные с информационно-коммуникационными технологиями и внеурочной деятельностью (по 10%). Среди предложенных правовых дисциплин преобладают те, которые связаны с образовательным правом и нормативно-правовой базой современной системы образования. Важнейшими аспектами внеурочной деятельности работодатели считают работу классного руководителя, подготовку родительских собраний и дополнительное образование.Проведенный мониторинг вскрыл проблемы, с которыми мы можем столкнуться в ближайшее время. Полученные результаты опроса помогают выстроить траектории работы по трудоустройству и закреплению выпускников в образовательных учреждениях. Только совместными усилиями всех заинтересованных сторон в этом процессе мы можем решить возникшие проблемы. Мы предлагаем создать на базе МГПИ Ассоциацию центров содействия трудоустройству, куда бы входили представители Департамента образования, педагогических вузов, кадровых служб окружных управлений образования, руководители образовательных учреждений столицы, к этому мог бы подключиться и городской Совет молодых педагогов. Ассоциация может стать связующим и координирующим звеном по выработке единой стратегии трудоустройства молодых специалистов. Мы считаем целесообразным организовать на базе МГПИ марафон презентационных площадок «Инновационные формы работы центров содействия трудоустройству выпускников высшего профессионального образования». К нам готовы присоединиться Калуга, Тула, Волгоград, Казань, Кострома, Беларусь, Казахстан. Это позволит аккумулировать положительный опыт вузов в обеспечении трудоустройства бакалавров. Ирина КРУГЛОВА, начальник управления профориентации послевузовского профессионального образования молодых специалистов МГПИ
Комментарии