search
main
0

Трудно быть добрым

Готовность помогать нужно воспитывать с детства

На деловой встрече волонтерских и некоммерческих организаций в рамках серии мероприятий «Форма добра» обсуждали несколько актуальных тем. Одна из них, в частности, касалась помощи выпускникам детских домов в их социализации и самореализации. Многие представители НКО, а также учреждений социальной защиты делились успешностью или, наоборот, проблематикой проектов, реализуемых в данном направлении. Основная трудность при этом, по мнению многих, заключается в отсутствии мотивации к изменению привычного уклада жизни у самих ребят.

Занятие «Будь аккуратным, прилежным, трудолюбивым»

Как пояснила заместитель директора Центра социальной помощи семье и детям Центрального района Оксана Агапова, выпускники соцучреждений, как правило, социально дезадаптированные. Они не привыкли к самостоятельному проживанию, а привыкли к тому, что за ними всегда ухаживали, всем обеспечивали, поэтому многие из них, приходя после выпуска в свое жилое помещение, даже не знают, с чего начать. Чтобы помочь ребятам, в центре разработано несколько программ, которые погружают в азы ведения бытового хозяйства, в основы домашнего бюджетирования и т. д.

При центре есть тренировочная квартира, где в рамках учебного модуля проходит 26 занятий по разным направлениям – от приготовления супа до знакомства с показаниями электросчетчика. Также с выпускниками детского дома работает психолог. В большой мир ребята часто выходят в состоянии психологического стресса, им тяжело наладить общение при устройстве на работу, при получении дальнейшего образования. Несмотря на то что занятия по правовой грамотности в детских социальных учреждениях проводятся, ребята не знают, в какую дверь постучаться, что им положено из мер соцподдержки, не владеют знаниями о своих правах.

По мнению специалистов, семейная реабилитация для детей-сирот должна начинаться с пребывания их в социальном учреждении, а не после выхода из него. Ребята длительное время были лишены проживания в семье, у них не было примера детско-родительских, внутрисемейных отношений, и в дальнейшем это может порождать двойное сиротство, так как выпускники детских домов не знают, как планировать отношения в будущей семье, как подходить к вопросам ответственного родительства, как взаимодействовать с ребенком. Кроме того, огромную роль в формировании черт характера, личностных ориентиров играет присутствие в их жизни значимого взрослого, наставника. Однако найти такого человека, который станет сироте другом, опорой, поддержкой, не так просто. Немногие готовы брать на себя ответственность, мало кто обладает достаточным уровнем эмпатии.

Для работы с детьми, оставшимися без попечения родителей, требуются специальные кадры, уверен директор социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних «Дом милосердия» Владислав Никитин. Как показывают опыт работы в вузах и общение со студентами, которые выбрали направление, связанное с педагогикой, психологией, социологией, только два человека из двадцати настроены серьезно и собираются посвятить себя служению детям. Ни для детдомов, ни для социально-реабилитационных центров не готовят персонал специально и качественно. И это большая проблема, потому что данная работа требует специфической подготовки и объемной практики. Например, за 30 лет существования центра не было ни одного случая, чтобы сюда на стажировку пришли студенты из педуниверситета или педколледжа. Может, поэтому, когда в классе обычной школы появляется ребенок из приюта или детдома, стигматизация идет как внутренняя волна, и с этим трудно что-то сделать.

– Мне кажется, что воспитание доброты нужно начинать с детства, обучая ребенка готовности поддержать того, кто по каким-то причинам нуждается в этом, – поясняет Владислав Никитин. – Возможно, это будут какие-то добровольческие сообщества среди старшеклассников, мероприятия, в которые будут вовлекаться дети, оказавшиеся в трудной ситуации. Это может стать элементом профориентации, и тогда в профессию пойдут те, кто сможет в том числе стать тем самым наставником для ребенка, потерявшего семью. Конечно, есть проекты, которые нацелены на подготовку наставников, с кандидатами работают психологи и другие специалисты, но на выходе, когда мы знакомим наших будущих наставников с ребятами, эффективные пары «наставник – наставляемый» очень редко складываются.

Большинству потенциальных наставников, несмотря на то что они рационально мыслят, прошли обучение, имеют желание, не хватает личностной готовности. Складывается такая же ситуация, как и в школе приемных родителей, когда, окончив профессиональную подготовку, 30 процентов людей уходят из проекта. Поэтому воспитывать сочувствие, сострадание, доброту нужно с детства, а в специализированные вузы проводить точечный отбор. Тогда у нас появятся люди, которые будут работать воспитателями в детских домах, приютах, центрах реабилитации и при этом смогут стать значимыми взрослыми, готовыми не только формировать ценностные ориентиры, но и делиться с ребенком душевным теплом.

Наталья АЛЕКСЮТИНА, Санкт-Петербург

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте