Простая учительская истина: бывают трудные классы, а бывают трудные темы. Говорить о холокосте на уроке литературы – работа не просто трудная, но требующая помимо серьезной подготовки настоящего мужества и одновременно деликатности. Мужества в первую очередь. К чему лукавить? Насилие, меняя обличья и маски, увы, все еще остается главной составляющей человеческих отношений. Нетерпимость, испокон веков вросшая в сознание наших соотечественников, заставляет искать «внешних» и «внутренних» супостатов повсюду, делая несчастными всех: как мнимых «врагов» – таджиков, азербайджанцев, евреев, узбеков, так и тех, кто видит в них причину собственных бедствий и неустроенности.
Холокост – страшный урок, преподанный человечеству. Говорить о нем необходимо, забывать и тем более замалчивать – нравственное преступление, сопоставимое по масштабам с… самим холокостом. Поэтому методические разработки, представленные в сборнике «Холокост в русской литературе. Сборник уроков и методических рекомендаций», относятся не только к сфере педагогических инноваций – это еще и Поступки.
В книге, выпущенной Московским центром «Холокост», опубликовались педагоги из разных городов: Калининграда, Нижнего Новгорода, Москвы. А это значит, что тема созвучна словесникам, работающим в школах разного типа, отдаленным друг от друга не только расстояниями, но и, казалось бы, «климатом» жизни.
Светлана Горбачева, учитель из Калининграда, вписывает честные, кричащие, кровоточащие, как незаживающие раны, страницы прозы А. Рыбакова, В. Гроссмана и А. Кузнецова в контекст уроков по теме «Вторая мировая война», что позволяет ученикам задуматься о трагической противоречивости и сложности современной истории. В результате школьники начинают понимать, что такие, казалось бы, абстрактные понятия, как ценность, мораль, национальность, терпимость, на самом деле в буквальном смысле слова наполнены человеческим страданием, куплены ценой великой крови и требуют повседневного отстаивания, защиты.
Московская учительница Екатерина Ласкина знает о холокосте не понаслышке. Нет, она наша современница и, слава богу, видела газовые камеры только как экспонат… И все же она пережила свой холокост уже в наши дни, когда со своими учениками оказалась заложницей на Дубровке во время представления мюзикла «Норд-Ост». Этот ли опыт подтолкнул ее к созданию системы уроков по «Тяжелому песку» А. Рыбакова, сказать трудно. Но совершенно ясно, что она не может не говорить о страшном – о том, как ложь, возведенная в ранг Истины, калечит в первую очередь невинных, убивает не только плоть, но и души и жертв, и палачей. Очень точно, методически выверенно учитель готовит в течение года восприятие девятиклассниками романа А. Рыбакова, предлагая им сначала создать генеалогическое древо своих семей, написать этюды «Страницы семейного альбома», «Война в жизни нашей семьи», а затем уже обратиться к страницам семейной саги.
Нижегородский учитель Эмилия Айзина рассматривает тему холокоста с учениками разных возрастов – с 5-го по 9-й класс. Она расширяет представления школьников по теме «Литература о Великой Отечественной войне», читая с ними страницы дневников и стихи их сверстников, воспоминания людей, переживших ужасы концлагерей и еврейских гетто, очерки известных писателей…
Авторы сборника говорят о том, что труднее всего давалось и дается человеку во все времена, – о сохранении достоинства. О сохранении человечности, о выборе в пользу добра. Навыки и умения такого рода вряд ли можно сформировать на школьных уроках, особенно готовясь к сдаче ЕГЭ… Но можно показать пути, которыми шли другие, поразмышлять о подлости и подлинном благородстве, о красоте и ничтожестве. Если это делать, есть надежда, что сохранятся и любовь к книге, и интерес к истории, и появится тяга к самому себе и тем, иным, кто рядом с тобой, независимо от того, какие праздники они отмечают, на каком языке поют песни, каким богам молятся…
Вера СИТНИКОВА, методист кафедры филологического образования Московского института открытого образования
Комментарии