search
main
0

Тропическая, педагогическая…

Международная летняя встреча учителей года проходила в Гагре

Многие знают, что слово «школа» первоначально означало не то, что мы сейчас под ним понимаем. В Древней Греции так называли отдых от физического труда, досуг. В те времена список мест для проведения досуга был небольшим, и чаще всего отдыхающие греки посещали беседы философов, тем самым расширяя свой кругозор. Постепенно такие занятия, полезные для ума и дающие новые знания, и стали называться школьными, а само слово прочно вошло во многие языки.

Старожилы школы «Учитель года»

Но есть такие школы, которые сохранили и первоначальное значение слова – отдых и досуг, не теряя и современного значения места учебы. Это зимние и летние школы «Учитель года», которые проводятся уже многие годы по инициативе Владимира Нодаровича Головнера и команды его единомышленников, в которую посчастливилось попасть и мне. Читатели «Учительской газеты» знают о них по многочисленным статьям, и наверняка многие поспешат меня поправить: летние школы называются экспедициями, потому что традиционно проводятся в походных условиях, и будут, конечно, правы! В этом году такая экспедиция прошла в Северной Осетии в июле, о ней уже была статья, но… лето не окончилось июлем!

Август подарил еще одно замечательное событие – Международную летнюю школу «Учитель года» в Абхазии. Минутку, но ведь в Абхазии только недавно состоялась зимняя школа, поправит меня внимательный читатель газеты. Да, в январе в Сухум приехал педагогический десант со всех уголков России и провел для более чем двух сотен абхазских коллег на семидесяти предметных и метапредметных площадках мастер-классы, семинары, практические занятия.

Это мероприятие стало настоящим событием для абхазских учителей и вызвало такой отклик в учительской среде этой прекрасной страны, что не могло не получить продолжения. На этот раз организатором выступило непосредственно Министерство просвещения и языковой политики Республики Абхазия.

Подготовка такого серьезного мероприятия – это дело непростое. Зимняя школа в Сухуме была организована умудренной тридцатилетним опытом проведения подобных событий командой Владимира Нодаровича Головнера с очень активным участием абхазских коллег. Школа на то и школа, чтобы в ней учиться, и можно смело утверждать, что оргкомитет Министерства просвещения и языковой политики не просто научился и перенял опыт нашей команды, но и внес свои творческие правки в привычную схему проведения, и в результате состоялось уникальное событие – летняя школа «Учитель года» в Гагре! В чем уникальность?

Во-первых, зимой все учителя-слушатели приезжали на занятия каждый день, теряя время на дорогу. Сейчас же мероприятие проходило в прекрасных условиях парк-отеля «Амза», где проживали и спикеры, и слушатели, и оргкомитет. Казалось бы, постоянный шум прибоя и свежий морской ветерок должны были отвлекать от учебы, но и в таком тропическом раю абхазские учителя активно работали на всех занятиях, а мы, спикеры, вдохновенно их проводили, понимая, что само по себе это место – настоящий подарок для любого учителя!

Во-вторых, на основе отзывов участников зимней школы и реальных запросов со стороны учителей было утверждено пять направлений работы, наиболее актуальных для абхазского образования: дошкольное образование, начальная школа, филология, математика и химия/биология. Первое направление вообще не школьное, такого в истории школ не было!

В-третьих, команду спикеров формировал непосредственно оргкомитет, отбирая из тем занятий, присланных желающими участвовать, наиболее интересующие абхазских коллег. Кто вошел в эту команду, осталось сюрпризом прямо до приезда в Абхазию.

Сюрприз оказался приятным: наша компания стала больше и гораздо шире. Например, секцию дошкольного воспитания вообще не могут вести учителя года, это не наш профиль. Тем не менее спикеры этой секции оказались для многих старыми знакомыми. Например, Анастасия Ивановна Шлемко, абсолютный победитель конкурса профессионального мастерства «Воспитатель года России»-2018, известна многим учителям. Нас с ней связывала виртуальная дружба уже четыре года, а в летней школе наконец произошло и настоящее приятное знакомство. Или Ирина Евгеньевна Емельянова, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и психологии детства Южно-Уральского гуманитарно-педагогического университета г. Челябинска, – тоже общались в ВК и встретились в Гагре. Очень приятно было познакомиться с Алексеем Александровичем Майером, доктором педагогических наук, профессором кафедры педагогики начального и дошкольного образования ГОУ ВО МО «Государственный гуманитарно-технологический университет», очень творческим и артистичным, как оказалось, человеком. А самым приятным было то, что спикерами этой секции были и коллеги из Абхазии – Хатуна Львовна Квасия, методист сухумского детского сада «Амра», победитель конкурса «Воспитатель года Республики Абхазия»-2006, и Фатима Львовна Цколия, музыкальный руководитель детского сада «Адзыхь», лауреат конкурса «Учитель года Республики Абхазия-2017.

Секцию начальных классов представляли в основном учителя года: Надежда Константиновна Князева, победитель конкурса «Учитель года Красноярского края»-2013, Марина Евгеньевна Коршунова, учитель года Новосибирской области-2021, Елена Юрьевна Мякишева, абсолютный победитель конкурса «Учитель года Иркутской области»-2016, Марина Сергеевна Пагаева, лауреат краевого конкурса «Учитель года Кубани»-2021. Функциональная грамотность, цифровые инструменты, формирующее и критериальное оценивание, смешанное обучение, «перевернутый класс», проблема мотивации – вот неполный список тем, которые были представлены на этой секции. Татьяна Анатольевна Жукова и Ирина Александровна Вырвич, учителя начальных классов из Калужской области, хоть и не участвовали в конкурсе «Учитель года», но имели опыт работы с абхазскими учителями и дополнили эту секцию своими выступлениями.

Самой нестандартной оказалась секция филологов: команду учителей года в ней представлял только легендарный Михаил Александрович Нянковский, абсолютный победитель конкурса в 1994 году. Остальные же спикеры представляли абхазское образование. Это Шорена Муратовна Начхебия, учитель-методист английского языка школы №4, Гунда Гивиевна Микаа, директор Языкового центра, Нелли Шалвовна Чкадуа, учитель английского языка школы №2, – все из города Сухум. При этом занятия были посвящены в том числе и преподаванию абхазского языка, и это тоже новшество в проведении школ.

В секции химии и биологии работали настоящие ветераны зимних и летних школ: Александр Александрович Буханистов, лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года»-2001, возглавляющий Клуб учителей года Новосибирской области, Людмила Владимировна Буханистова, лауреат трех национальных премий в области образования в рамках национального проекта «Лучшие учителя России», Елена Викторовна Мейснер, учитель года Волгоградской области-2003, Ирина Владиславовна Маркина, победитель конкурса «Учитель года Адыгеи» в 2002 и 2007 годах. Критическое мышление и его развитие на уроках химии и биологии, проектные задачи, современные возможности и технологии химиков и биологов – вот чему учились на этой секции абхазские учителя.

Наконец, работу секции математиков возглавил Михаил Николаевич Гуров, победитель конкурса в 2020 году, он предложил абхазским коллегам новейшие мастер-классы по своей методике преподавания геометрии. Анна Николаевна Эртель, лауреат конкурса в 1997 году, ознакомила с возможностями самых актуальных цифровых сервисов для учителей. Анна Игоревна Генкель, победитель конкурса «Учитель года Камчатки»-2021, провела занятия по цифровому образованию. Я тоже поделилась опытом своей работы с абхазскими коллегами, в том числе и практическими наработками и фишками, для чего привезла две сумки разных пособий, игр, моделей, нельзя же было упустить возможность привезти все это в багажнике автомобиля!

Надо сказать, что в работе всех без исключения секций принял самое активное участие министр просвещения и языковой политики РА Инал Соломонович Габлия. После зимней школы нас это совершенно не удивило, но в этот раз, когда и спикеры, и слушатели, и оргкомитет все время находились на территории отеля, мы обратили внимание на его простоту в общении с учителями, теплоту и внимание к любой мелочи, общительность и открытость. В общении между абхазскими учителями мы заметили отсутствие давления со стороны опытных учителей на молодых, страха сделать что-то не так или выглядеть смешно со стороны. По вечерам совершенно спонтанно собирались и представители министерства, и директора школ, и учителя просто спеть вместе караоке, станцевать, придумать номер для выступления.

Наверное, именно поэтому концерт-капустник для закрытия школы был таким искренним и душевным. А после него нас ожидал целый стол с дарами Абхазии, которыми решили нас угостить гостеприимные хозяева.

Школы «Учитель года» в самом деле не просто место отдыха от работы или место учебы. Как и любая школа, это в первую очередь люди, родные по духу, с которыми хорошо работать и отдыхать, встречи с которыми становятся настоящими событиями. Такие люди живут и в Абхазии, а это значит, что впереди еще много интересных событий на этой древней земле, переживающей настоящую вторую молодость, к будущему которой нам доверили прикоснуться.

Юлия КАПАЛКИНА, лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2018, фото автора

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте