Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10
Теория и практика

ТРИЗ вдохновил

УГ - Москва, №11 от 16 марта 2021. Читать номер
Автор:

Идея ввести ТРИЗ в курс внеурочной деятельности «Учебный проект» возникла не случайно. В школе №1534 активно развивается проектная работа. Школа обеспечена оборудованием Курчатовского проекта, инженерного и медицинского классов. Ученики делают сложные инженерно-технологические проектные работы, которые уже сейчас можно рассматривать как стартап и внедрять в производство.

Совместно с ВОИР (Всероссийское общество изобретателей и рационализаторов) в рамках программы менторской поддержки молодых новаторов состоялся практический семинар для старшеклассников, которые серьезно занимаются проектами и изобретениями.

Ребята и педагоги убедились, что для представления проектных работ недостаточно обычной презентации. Нужно уметь правильно оформить не только слайды, но и свои мысли – продемонстрировать продукт своей деятельности так, чтобы его захотели приобрести и оценили по достоинству.

Как раз тогда я как педагог внеурочной деятельности решила ввести в свои занятия для учеников 5‑7‑х классов несколько уроков по теме ТРИЗ. За основу теоретического занятия взяла книгу Г.Альтшуллера «Найти идею. Введение в ТРИЗ – теорию решения изобретательских задач».

Чтобы заинтересовать учеников новой сложной темой, сначала я рассказала историю жизни автора, о его изобретениях и публикациях, а также о самой первой в мире Школе молодого изобретателя. Затем мы с учениками говорили о изобретательском мышлении и идеальном конечном результате, что вызвало их восторг.

Принципы устранения технических противоречий отрабатывались на примере сказки, где к каждой ситуации ставилось и решалось техническое противоречие. В процессе занятия рассматривались принципы классической ТРИЗ, основные шаги АРИЗ (алгоритм решения изобретательских задач) и критерии жизнеспособности системы.

На примере индивидуальных проектов старшеклассников мы с учениками рассматривали принципы устранения технических противоречий и решали практические задачи. Самым интересным творческим заданием было придумать фантастическое животное или растение с применением принципов ТРИЗ.

Согласно заданию в придуманном проекте не должно быть бесполезных приспособлений, система должна быть жизнеспособна. Таким образом, у учеников развиваются навыки управления воображением. Задачи на фантазирование отличаются от реальной технической задачи меньшими ограничениями, но в обоих случаях хорошие результаты могут быть достигнуты только при высокой культуре мышления.

В прошлом году, пока все были на «удаленке», проходил дистанционный курс дополнительного образования детей «Найти идею!». 12 дистанционных занятий провел доктор технических наук, профессор, заслуженный изобретатель РФ, почетный работник высшего профессионального образования РФ В.В.Попов.

Ученики нашей школы прослушали его курс, самостоятельно изучили некоторые разделы учебного издания В.В.Попова «Мыслительное карате: методология научно-технического творчества и концептуального проектирования».

Уроки по ТРИЗ и по материалам курса «Найти идею!» были подготовлены и опубликованы на канале YouTube, так что ребята продолжали качественное обучение, имея возможность в удобное им время просматривать и прорабатывать материал.

Введение ТРИЗ и основ концептуального проектирования повысило качество инженерно-технологических проектов учеников. Уже сейчас в сложном техническом проекте, авторами которого являются две десятиклассницы, применяются принципы ТРИЗ.

Проектная работа «Новая действующая легковозводимая модель в архитектуре» высоко оценена экспертным жюри городских конкурсов проектно-исследовательских работ школьников и стала призером некоторых конференций, а на само изобретение подана заявка на патент.

Дистанционные онлайн-защиты проектных работ стали победителями и призерами на городских и всероссийских конкурсах «Создаем будущее вместе!» (МИСиС), «От атома до галактики» (отделение прикладной математики физического факультета МГУ имени М.В.Ломоносова) и конкурсе инженерно-физических работ (МИФИ).

Работа продолжается, ученики смотрят на успешные проекты своих коллег и применяют к своим проектам интересные и полезные приемы. Надеюсь, что в будущем проектных работ с использованием ТРИЗ и концептуального проектирования будет больше, что повысит их качество и заинтересованность в них потребителя.

Евгения ЮРКИНА, педагог-организатор по направлению «Проектная деятельность» академической школы №1534


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt