На первой Международной олимпиаде по химии имени аль-Бируни, которая прошла в июне в городе Хива в Узбекистане, московские школьники показали впечатляющие результаты. В условиях сильнейшей конкуренции с представителями 15 стран сборная России доказала свое превосходство и увезла домой все возможные медали — золотую, серебряную и бронзовую.
Как стало известно, для участия в интеллектуальном соревновании школьникам предстояло пройти несколько этапов Всероссийской олимпиады. В сборную России, которая впоследствии отправилась в Хиву, попали призеры заключительных испытаний. Уникальное право отстаивать честь родной страны на международном уровне получили столичные десятиклассники.
Аральское море в одной пробирке
По словам руководителя сборной России Василия Красноброва, справиться с сильнейшей конкуренцией школьникам позволили постоянные занятия химией, регулярные тренировки перед олимпиадами и решение задач под руководством главного тренера команды Москвы Александра Белова.
В рамках международного состязания юным химикам предстояло пройти два тура. Первый подразумевал выполнение теоретических задач по пяти разделам химии. Здесь вниманию участников были представлены уравнения, органические цепочки и многое другое. В практическом туре школьников ждали эксперименты. Они определяли жесткость воды в Аральском море и ее пригодность для питья.
Как отметил Краснобров, десятиклассники изучали жидкость на предмет содержания хлоридов, карбонатов, магния и кальция. В итоге ребятам удалось выяснить, что пить воду из Аральского моря можно только при проведении дополнительной фильтрации.
Держим курс на золото
Звание победителя Международной олимпиады по химии имени аль-Бируни в этом году завоевал Расул Эфендиев. Молодой человек отличается не только высоким уровнем предметных знаний и прекрасной подготовкой, но и абсолютной уверенностью в собственных силах. Пополнять копилку наград по химии школьник начал задолго до этой олимпиады. На данный момент он уже дважды становился призером Всероссийской олимпиады школьников (ВОШ). Кроме того, юноша самостоятельно решал задачи Международной Менделеевской олимпиады.
Расул признается, что ехал на эту олимпиаду с четкой целью занять первое место. Он предварительно исследовал результаты соперников, которые должны были представлять другие страны на международном состязании. Именно тогда он убедился, что больше всех имеет шансы на успех. По словам школьника, после общения с участниками из Вьетнама и Индии он понял, что подготовка в московских школах является самой сильной.
Молодой человек поделился, что после состязания организаторы провели для участников увлекательную экскурсию. Наибольшее впечатление на него произвели рассказы об ученых, которые жили на территории Узбекистана в разные времена. Расул узнал о выдающемся химике Абу Рейхане Мухаммеде ибн Ахмеде аль-Бируни, чьим именем была названа олимпиада. Ученый владел несколькими иностранными языками, обладал обширными знаниями в философии, физике и математике. Кроме того, он написал множество работ по астрономии и предположил, что Земля движется вокруг Солнца.
Как и аль-Бируни, Расул с детства проявлял интерес к различным наукам, особенно к биологии, математике и физике. Однако, когда он начал изучать химию в восьмом классе, нашел новый источник интереса. Предмет объединял в себе все увлечения молодого человека. Сейчас юный химик уделяет большое количество времени изучению этой науки, шесть раз в неделю посещает занятия и планирует поступить на химический факультет Московского государственного университета (МГУ) имени М.В. Ломоносова.
Кстати, благодаря заслуженной победе во Всероссийской олимпиаде школьников Расул может не переживать за поступление, так как место в лучших вузах страны ему уже гарантировано. В перспективе юноша хочет проверить свои силы в рамках Международной Менделеевской олимпиады, которая состоится в следующем году.
В шаге от победы
Двое столичных школьников – Кирилл Михолап и Глеб Микрюков – были буквально в одном шаге от золота. Молодые люди заняли вторую ступень пьедестала в рамках престижных международных соревнований. Несмотря на призовые места, школьники по-разному отнеслись к награде.
Кирилл Михолап из школы имени маршала В.И. Чуйкова признается, что разочаровался в своей производительности в практическом туре олимпиады. По мнению юноши, он недостаточно хорошо справился с титрованием и фазовыми переходами веществ. Причиной тому, по его словам, стало отсутствие регулярной практики.
Интерес к химии у Кирилла зародился еще в детстве, когда он случайно смешал краски и увидел неожиданный результат. В школьные годы он страстно углубился в изучение науки, прочитал весь школьный учебник и даже вузовское пособие. Чтобы в полной мере наслаждаться уроками, юноша сменил образовательное учреждение. В настоящее время Кирилл учится в профильном лицее и, на радость юного химика, занятия по данной дисциплине проходят 12 раз в неделю. Однако и этого объема уроков ему кажется недостаточно.
Вторую ступень пьедестала с Кириллом разделил ученик школы ЦПМ Глеб Микрюков. Отправляясь на состязание, он рассчитывал вернуться домой с золотом, но серебряная медаль его не огорчила, так как она тоже считается высоким достижением. Сильнейшими соперниками для него стали представители Узбекистана и Вьетнама. Но несмотря на борьбу за главный приз, все участники поддерживали дружеские отношения.
Глеб отметил, что помимо химии интересуется физикой и математикой. На данный момент он активно готовится к Всероссийской олимпиаде школьников, но не планирует полностью сосредотачиваться только на химии. В планах молодого человека стоит поступление в Московский физико-технический институт.
Неожиданный успех
Сергей Талалаев, получивший бронзовую медаль на олимпиаде, приятно удивился своему успеху. Ученик физико-математической школы № 2007 не ожидал такого результата. Юноша признался, что задания, которые были на соревнованиях, оказались сложнее, чем те, которые он выполнял во время подготовки. В практическом туре более результативно выступить помешали временные рамки. По словам Сергея, из-за ограниченного времени он просто не успел выполнить все титрования и провести расчеты.
Интересоваться химией он начал в раннем возрасте. Поводом тому послужила книга «Занимательная химия», в которой описывались химические опыты в домашних условиях. Это вдохновило мальчика и вызвало желание понять, как вещества взаимодействуют друг с другом. В восьмом классе он выиграл турнир по химии и присоединился к московской сборной. Хотя его школа не специализируется на этой науке, занятия в московской сборной позволяют ему компенсировать недостаток знаний и навыков.
После окончания школы Сергей планирует поступить на химический факультет Московского государственного университета (МГУ) и в будущем заниматься разработкой нанотехнологий. Его стремление к изучению химии и развитию в области науки может открыть ему двери в увлекательную и перспективную область.
Комментарии