search
main
Топ 10
Откуда берется лень у подростков и что с ней делать Этот день настал: 7 декабря одиннадцатиклассники пишут итоговое сочинение Минобрнауки: отсрочкой от армии можно воспользоваться только один раз Педагогические династии были представлены на межрегиональном конкурсе Учителя Ульяновской области станут зарабатывать больше Глава Роспотребнадзора объяснила, когда школьников могут отправить на дистант Повышение зарплат учителей, обязательная школьная форма, итоговое сочинение — новости образования Рособрнадзор: будет сформирована новая система показателей для оценки качества образования Перенос итогового сочинения, школа без контрольных работ, финалы ВСоШ - главные новости образования Очередной Всероссийский открытый урок будет посвящен Героям Отечества Студентам белгородских колледжей на время дистанта будут выдавать сухпайки В первом чтении принят закон, позволяющий переводить школы с муниципального уровня на региональный Глава РАО озвучила причины высокой учебной нагрузки в школах Педагогов приглашают поучаствовать в марафоне «Как внести творческий воспитательный компонент в школьный урок» В подмосковных школах стартовала неделя функциональной грамотности Игрушки — дело серьезное: дискуссия экспертов в сфере образования и промышленности игр и игрушек В школьных учебниках могут появиться разделы о выдающихся российских ученых В Подмосковье упростили регистрацию на ОГЭ и ЕГЭ Школьники рассказали, что думают о новых правилах итогового сочинения В Москве состоится Всероссийский педагогический конгресс «Подготовка учителя будущего поколения»
0

Три судьбы. Их объединяет мужество

Очень нужную акцию проводит наша газета. Редко мы вспоминаем о ветеранах войны – от праздника до праздника. А жаль! Забывается постепенно их великий подвиг. Хорошее название у акции «Ушли на фронт молодыми». Действительно, многие так и остались молодыми на старых фотографиях, на страницах пожелтевших газет военного времени.

В нашей школе уже несколько лет ведется работа по изучению биографий выпускников 1941 года. В этом году нам удалось наладить сотрудничество с жительницей села Раменье Полетахиной Зоей Васильевной, которая проявила большую заинтересованность в судьбах своих земляков. Благодаря ее неутомимой энергии нам удалось восстановить имена 32 выпускников – 12 юношей и 20 девушек. Половина юношей погибли на фронтах Великой Отечественной войны. В настоящее время нам известны имена двух ныне здравствующих выпускников 1941 года, ветеранов Великой Отечественной войны. С ними ведется переписка. Юные краеведы изучают письма, документы, фотографии.

Танкист

Карпов Геннадий Иванович в 1941 году окончил среднюю школу в Раменье и, как многие его одноклассники, мечтал поступить в институт. Но вместо этого попал на фронт. В первых числах августа Геннадия с группой товарищей вызвали в районный военкомат, их направили в танковую школу в Ленинград. С приближением к Ленинграду немцев школу эвакуировали в Магнитогорск. В 1942 году обучение было закончено, выпускникам было присвоено звание «младший лейтенант».

Танковая рота Геннадия Ивановича в составе третьей танковой армии участвовала в кровопролитных боях на Курской дуге.

В начале ноября 1943 года после мощной артиллерийской подготовки пехота и танки Красной Армии перешли в наступление, нанося удар в обход Киева с запада. Завязались ожесточенные бои. В этих боях Карпов был ранен, лечился в госпитале. За умелое командование в бою, за героизм и мужество был награжден орденом Красной Звезды, орденами Отечественной войны

I и II степени. Танковый корпус прошел с боями Эстонию, Латвию, Литву, часть Польши и всю Восточную Пруссию. Участвовал в боях за освобождение Риги. Свой боевой путь закончил при штурме Кенигсберга. В этих боях Геннадий Иванович был дважды ранен, контужен. За боевые действия награжден двадцатью тремя медалями СССР, Украины, Белоруссии, Польши. Удостоен пяти благодарностей Верховного Главнокомандующего Маршала Советского Союза товарища Сталина. Участие в боях не считает каким-то подвигом, геройством.

«Наша главная задача, – вспоминает воин, – это прорвать оборону противника, сломить сопротивление, заставить отступить и продолжить преследование, пока есть в танке боеприпасы и горючее. Во время боя, когда ведешь огонь из пушки и пулеметов, не думаешь о себе, об опасности, о смерти».

В 1947 году после демобилизации из Вооруженных сил вернулся майор запаса в родное Раменье. Поступил в Белорусскую сельскохозяйственную академию, которую закончил с красным дипломом. Был оставлен в академии на преподавательской работе. Потом работал инструктором сельхозотдела ЦК, старшим референтом Совета Министров Белоруссии.

Артиллерист

Выпускник Раменской школы Алексей Тузов в июле 1941 года был зачислен в Шаховской истребительный батальон Московской области. В феврале 1942 года призван в ряды Красной Армии в артиллерийский дивизион.

В начале августа оказался боец в действующей стрелковой дивизии 20-й армии Западного фронта. Стал командиром орудия в 253-м артиллерийском дивизионе. Первое боевое крещение запомнилось на всю жизнь. «Никогда не забуду тот страх, который охватил меня, когда увидел в прицеле немецкий танк. Казалось, он шел прямо на нашу пушку. Я выстрелил – один снаряд, второй. Услышал грохот взрыва, полыхнуло пламя, обрадовался. Правда, потом оказалось, что танк подбили с соседней пушки», – вспоминает Тузов.

Принимал участие в Ржевско-Вяземской операции. В августе 1943 года был направлен в стрелковую дивизию 5-й армии 3-го Белорусского фронта на должность командира взвода.

Младший лейтенант Тузов делал все необходимое, чтобы встретить врага во всеоружии. Не давая спуска ни себе, ни другим, требовал от бойцов четкости действий и слаженности. Знал, в сложной боевой обстановке бойцы только поблагодарят за науку и требовательность. В марте 1944 года Тузов получил осколочное ранение и лечился в госпитале. По излечении, 30 апреля, вернулся в свой взвод. После форсирования реки Неман подбил немецкий танк «Пантера». В тот день тяжелые немецкие танки шли на позиции артиллеристов. Орудие посылало снаряд за снарядом. Наконец снаряд пробил бок танка и взорвался внутри. Атака противника не удалась. Фашисты били наугад, взрывы грохотали далеко позади. Один снаряд развернул землю у пушки, и осколками тяжело ранило командира в ногу.

Выписали лейтенанта из госпиталя ограниченно годным к службе, направили в запасной артполк в город Невель.

Демобилизовался в июле 1946 года. Награжден орденами Отечественной войны I и II степени, Красной Звезды, медалью «За доблестный труд», «Ветеран труда», Почетной медалью национального фронта ГДР и другими наградами.

После войны учился в Московском горном институте.

Затем работал в проектном институте Министерства среднего машиностроения начальником отдела в Москве и в ГДР в проектном предприятии «Висмут».

В настоящее время Алексей Николаевич – председатель Совета ветеранов войны 184-й Духовщинской Краснознаменной орденов Суворова и Кутузова 3-й стрелковой дивизии (ее музей находится в школе №3) г. Фрязино.

Лыжник

Георгий Капитонов в 1941 году успешно закончил 10-й класс Раменской школы. В июле в Шаховском районе началась эвакуация. Нужны были погонщики коров. Многие юноши и девушки были отозваны на эту работу. Георгий эвакуировал колхозное стадо из села Раменье, а после выполнения этого задания был зачислен в лыжный батальон. Лыжный батальон состоял из молодых парней, которые умели хорошо ходить на лыжах. Молодым необстрелянным бойцам предстояло сражаться с врагом на подступах к Калинину и Ржеву. Под Ржевом шли по лесам по глубокому снегу, было тяжело, на волокушах тащили пулеметы. Командование дало приказ наступать. Ходили в атаку по три раза в день, несмотря на шквальный огонь противника. В этих боях Георгий Ефимович был контужен. После лечения в госпитале направлен на краткосрочные офицерские курсы. В звании лейтенанта он принял второе боевое крещение под Ржевом. В бою повредил позвоночник. К воинской службе стал непригоден. Вернулся домой в 1942 году.

Несмотря на контузию и ранение, не мог стоять в стороне от проблем, которых было множество в районе после изгнания захватчиков. Поэтому когда ему предложили стать секретарем райкома комсомола, согласился. В 1948-м Георгий Ефимович поступил на заочное отделение Московского областного педагогического института по специальности «история» и успешно закончил его. С 1955 года до конца жизни работал учителем истории в Шаховской средней школе.

Работа в школе, постоянное общение с детьми, молодежью давали силы для преодоления трудностей, болезней, последствий контузии и ранения. Ученики Георгия Ефимовича изучали историю не только по учебникам и книгам.

Учитель водил школьников в походы по местам боев, знакомил с ветеранами войны. Их рассказы о войне, о борьбе с фашистами глубоко западали в ребячьи души. Хватало сил и для занятий спортом. Хромота не помешала ходить на лыжах, заниматься стрельбой, участвовать в соревнованиях. Георгий Ефимович был прекрасным семьянином. Его жена Капитонова Татьяна Ивановна тоже участник Великой Отечественной войны, на фронте была медсестрой. Они вырастили и воспитали троих сыновей.

Три судьбы… На их примере, как и на примере всех ветеранов войны, учатся наши дети понимать и ценить подвиг поколения, которому выпала доля жить в самое суровое для нашей страны время.

Алевтина ЦАРЕВА, руководитель историко-краеведческого объединения Раменской школы, Московская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте