search
main
0

Три подхода и три итога

Занятие поможет разобраться, что такое социализация школьников и как с ее помощью можно вести профилактику правонарушений; познакомиться с методами и формами работы по профилактике правонарушений в России, Японии, США; определить собственный уровень ответственного мышления; оценить анкету для учащихся, позволяющую выявить уровень их ответственного криминального мышления.

основаны на индивидуализме. Индивидуализм предполагает поддержание равновесия в обществе за счет упорядоченного действия личностей. основаны на их эгоцентризме. Эгоцентризм – это признание личности центром системы и предположение необходимости вращения вокруг нее всех остальных.

Ход занятия

I. Мотивация

Слушателям предлагается проанализировать данные о преступности несовершеннолетних в России и предложить назвать причины такого состояния дел и сформулировать пути повышения эффективности профилактической работы.

Россия (на 10000 человек)

1985 г. – 166 несовершеннолетних, совершивших преступления;

1998 г. – 203 человека;

2002 г. – 315 человек.

Мнения слушателей о причинах недостаточной эффективности профилактической работы в России и путь ее повышения записываются на доску.

II. Исследование

Для проверки предположений слушателей и получения новой информации организуется работа в группах.

I группа работает с текстом «О механизмах социализации школьников в процессе обучения» и отвечает на вопрос: «Как можно повысить в России эффективность работы по профилактике правонарушений несовершеннолетних?».

II группа работает с текстом «Профилактика правонарушений несовершеннолетних в школах Японии».

И отвечает на вопрос: «Что можно взять из опыта работы в Японии для повышения в России эффективности работы по профилактике правонарушений несовершеннолетних?».

III группа работает по материалам алгоритма беседы в американских школах с учащимися, совершившими дисциплинарный проступок, и отвечает на вопросы: «В чем разница в беседах, проводимых в школах США и России?», «Что можно взять из опыта работы американских школ для повышения в России эффективности работы по профилактике правонарушений несовершеннолетних?»

III. Обмен информацией

В ходе выступления групп обращается внимание на точность высказываний на этапе мотивации и дополняется перечень путей повышения эффективности профилактической работы по предупреждению правонарушений.

IV. Применение

1. Всем слушателям предлагается проверить собственный уровень сформированности ответственного мышления, для чего каждому выдается лист показателей криминального мышления. Каждый участник семинара отмечает наличие/отсутствие у себя показателей криминального мышления, делает вывод об уровне сформированности у себя ответственного мышления и отвечает на вопрос: «На что еще нужно обратить внимание для повышения эффективности профилактики правонарушений?».

2. Слушателям для обсуждения и оценивания выдается анкета, которая используется в работе с учащимися по определению у них уровня ответственного мышления.

V. Рефлексия

Слушателям предлагается поделиться мнениями по вопросам:

насколько актуален рассматриваемый на занятии вопрос;

насколько полученные материалы пригодятся в работе;

как можно изменить занятие (содержательно, методически)?

Приложение №1. «О механизмах социализации школьников в процессе обучения»

Социализация личности школьника является важным назначением образовательного учреждения. Понятие «социализация» пока еще не имеет однозначного толкования как на общенаучном уровне, так и на уровне отдельных научных теорий. В.А.Сухомлинский социализацию личности рассматривал как процесс ее приобщения к обществу. Различают социализацию в ходе образования человека и стихийную социализацию. Последняя осуществляется путем преломления через себя (впитывания) человеком культуры из окружающей среды в процессе жизнедеятельности. Социализация через образование происходит путем воздействия на человека людей, которые управляют этим процессом с целью минимизации отрицательных факторов внешних влияний. В педагогической энциклопедии России понятие «социализация» рассматривается как «процесс усвоения человеком ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу, социальной общности, и воспроизводства им социальных связей и социального опыта». Социализация как процесс становления личности осуществляется в деятельности, общении и в ходе самосознания. Каждая из этих сфер активности человека служит тому, чтобы расширить связи индивида с внешним миром. Отбираемые механизмы социализации должны быть ориентированы и способствовать:

– усилению коммуникативной направленности ребенка (развитие коммуникативных способностей как средства успешной интеграции индивида в социальную структуру общества);

– формированию критического мышления;

– становлению личности в ситуациях общения и взаимодействия.

Вопросы социализации личности школьника будут успешно решены, если сам учитель будет достаточно социализирован и будет проявлять активность в освоении и последующем совершенствовании механизмов социализации.

Активность человека в процессе социализации в значительной мере предопределена осознанностью рефлексивной деятельности, обращенной к начальным знаниям, которые отображают опыт человека. Рефлексия понимается как способность индивида войти в исследовательскую позицию по отношению к своей деятельности и к себе как ее субъекту с целью анализа, осмысления оценки и прогнозирования дальнейшего развития этой деятельности. Выделяют следующие три основные стадии социализации: дотрудовую, трудовую и послетрудовую. Считается, что именно в ходе дотрудовой деятельности происходит усвоение социального опыта, который составляет значительную часть содержания социализации. Процесс социализации продолжается и в период трудовой деятельности, когда личность не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его. В специальных исследованиях выделяют доминирующие качества личности педагога, которыми он должен обладать для успешного осуществления школьной социализации. К ним относят умение задавать вопросы, давать на них четкие ответы, внимательно слушать, комментировать высказывания собеседников, аргументировать свое мнение, успешно адаптироваться к другим участникам общения.

Приложение №2

Участие общественных подразделений в профилактике правонарушений в Японии.

Уровень преступности в Японии продолжает оставаться самым низким среди индустриально развитых государств. Коэффициент преступности, т.е. число зарегистрированных преступлений в расчете на 100 тыс. населения, в 3-5 раз ниже аналогичного показателя в США, ФРГ, Великобритании и Франции и составляет 1395. Однако наиболее опасным структурным параметром преступности Японии, отличающим ее от других высокоразвитых стран, является удельный вес и постоянный рост преступности несовершеннолетних (несовершеннолетними в Японии считаются лица до 21 года). Доля несовершеннолетних в общей массе преступников в 1998 г. составила 52%. Причем лидирующее положение в этой структуре занимает младшая возрастная группа (14-16 лет) – 65%, на долю старшей группы (19-20 лет) приходится всего 5-7%. Превращение к 20-21 году несовершеннолетних в законопослушных членов общества свидетельствует о высокой эффективности государственной политики борьбы с преступностью и, в частности, модели уголовной юстиции Японии, имеющей четкую превентивную направленность на ресоциализацию делинквентных подростков. Сохранение психологии «групповой ориентации», исстари сложившихся форм социального контроля в японском обществе, ответственность общины за поведение ее членов и обязанность по их перевоспитанию в случае нарушения ими закона обеспечили достаточно редкую для зарубежных государств мобильность создания различных общественных подразделений, занимающихся предупреждением преступности. Основные из этих форм следующие. Участие населения в работе полиции. Этот вид комитетов объединяет граждан-добровольцев, близких к вопросам воспитания детей. В них входят родители, учителя, школьники старших классов. Их работой охвачено 92% начальных и средних школ страны. В задачу комитетов входит предупреждение правонарушений со стороны учащихся как в школе, так и вне ее, а также перевоспитание подростков, склонных к совершению правонарушений.

Другие формы участия населения в предупреждении преступности несовершеннолетних. В первую очередь к ним относятся организации, участвующие в воспитании подростков и улучшении их быта. Среди них – Ассоциация родителей и учителей. По распоряжению министра образования были созданы отделения ассоциации в детских садах, начальных и средних школах. Организация занимается улучшением условий детского быта, пропагандирует идеи всеобщего образования, проводит кампании против издания публикаций и показа фильмов, оказывающих отрицательное влияние на детей и подростков, ведет воспитательную работу с «трудными» детьми, уделяет большое внимание безопасности детей на улицах и работает с детьми, оставшимися без надзора их родителей в течение рабочего дня.

Приложение №3

Уважаемые гимназисты!

Для проведения исследовательской работы по определению эффективности программы профилактики правонарушений несовершеннолетних в России просим вас сделать собственный выбор действий в нижеперечисленных ситуациях:

1. Вы опоздали на урок, и вам предстоит объяснить причину опоздания. Вы скажете, что:

а) родители забыли поставить вам будильник;

б) вас подвел транспорт;

в) вы неправильно рассчитали время сбора в школу.

2. Вы хотите выйти из буфета, на ходу доедая бутерброд. Дежурный шестиклассник останавливает вас и предлагает доесть бутерброд в столовой. Ваша реакция:

а) не обратите внимания на слова дежурного;

б) скажете, что он еще мал давать советы старшим;

в) остановитесь и доедите бутерброд.

3. Вам предлагается участвовать в субботнике по уборке пришкольной территории. Ваш ответ:

а) согласитесь;

б) откажетесь, сославшись на то, что уборка территории – дело дворника;

в) возмутитесь, т.к. вы пришли в гимназию не для того, чтобы тратить время на выполнение неквалифицированной работы.

4. В вашей школе издан приказ, запрещающий вхождение на урок после второго звонка. Ваше отношение к этому приказу:

а) безразличное, т.к. вы никогда не опаздываете;

б) возмущенное, т.к., по вашему мнению, этот приказ нарушает право на образование;

в) с пониманием, т.к. если человек не выполняет обязанности, то он не может рассчитывать на полную реализацию своих прав.

5. Вам предстоит сдача экзаменов (выполнение контрольной работы). Для лучшей подготовки учитель предлагает вам дополнительные занятия. Ваш выбор:

а) согласитесь, т.к. это двойная выгода для вас – лучшая подготовка и совершенно бесплатно;

б) вы будете иногда посещать, т.к. вы еще не определились с экзаменом;

в) откажетесь, т.к. по этому предмету вы посещаете курсы при вузе, где сказали, что только здесь можно подготовиться наилучшим образом.

6. Вам предстоит определить предметы для экзаменов по выбору. Вы выберете предметы:

а) которые вам давались очень легко;

б) которые необходимо знать для поступления в вуз;

в) по которым у вас уже есть готовые работы, рефераты.

7. Вам выдали проверенные контрольные работы. Оценка вас не устроила, вы посчитали, что она снижена за несущественные недочеты. Как вы проявите свое раздражение?

а) порвете листок;

б) оставите листок в классе;

в) уберете его в портфель.

8. Вас направили к младшим школьникам выступить с беседой. Во время вашего выступления двое мальчишек занимались посторонними делами, мешая вам говорить. Как вы наведете порядок?

а) Повлияете на них силой;

б) скажете что-либо обидное для них;

в) спросите, почему им неинтересно.

9. Вы не подготовили к уроку сообщение, как вы выйдете из этой ситуации?

а) Подойдете к учителю до урока и попросите его перенести сообщение на следующий урок;

б) не пойдете на урок;

в) скажете учителю, когда вас спросят на уроке, что плохо себя чувствовали накануне.

10. Вашему однокласснику купили вещь, о которой вы давно мечтали, но родители отказываются вам ее покупать. Как вы отреагируете?

а) Скажете однокласснику, что рады за него;

б) сделаете вид, что не заметили новую вещь;

в) скажете, что вам такая вещь не нужна.

Цели занятия: в ходе занятия слушатели смогут познакомиться с национальными ценностями и личностными установками американцев, японцев и россиян; сформулировать национальные ценности и личностные установки россиян; сделать выбор оптимальных путей развития российского общества.

Материалы

Тексты:

1. Национальные ценности американцев и японцев.

2. Личностные установки американцев.

3. Личностные установки россиян.

Слушателям предлагается отрывок из статьи М. Воздвиженского «Они совсем иные: Америка, взгляд снизу».

«Сегодня в российском обществе стало трудно отыскать сколько-нибудь значительную и целостную по своим интересам социальную группу, тем более класс. Общество активно дробится на мелкие группы, различающиеся по уровню доходов, конфессиям, политическим пристрастиям, национальной принадлежности. Такая ситуация не исключает диктатуру.

Для создания в России сообщества людей необходимо объединить их национальной идеей, опирающейся на национальные ценности и личностные установки».

После знакомства с отрывком слушателям предлагается ответить на вопрос: «Какие национальные ценности и личностные установки россиян можно использовать для объединения российского общества?».

Слушатели делятся на 4 группы, которые работают со своими текстами.

1-я группа «Национальные ценности американцев».

2-я группа «Национальные ценности японцев».

3-я группа «Личностные установки американцев».

4-я группа «Личностные установки россиян».

Задания 1-й и 2-й группам

1. Прочитать текст и выделить национальные ценности американцев, японцев.

2. Соотнести эти ценности с ценностями в России.

3. Выбрать из всех рассмотренных ценностей те, которые могут содействовать объединению российского общества.

Задания 3-й группе

1. Прочитать текст и выделить личностные установки американцев.

2. Соотнести эти ценности с установками россиян.

3. Выбрать из всех рассмотренных установок те, которые могут содействовать объединению российского общества.

Задание 4-й группе

Прочитать текст, выделить (или самостоятельно сформулировать) те личностные установки россиян, которые могут содействовать объединению российского общества.

Группы предлагают свои варианты национальных ценностей и личностных установок, которые, по их мнению, могут содействовать объединению российского общества.

Слушателям предлагается определить степень сходства российских ценностей и личностных установок с американскими и японскими.

Для подведения итогов и оценки занятия слушателям предлагается высказаться по вопросам:

Вызвало ли интерес сравнительное граждановедение?

Что для себя как человека и как педагога можно взять из этого занятия?

Как можно углубить или развить эту тему?

Американцы любят свою страну, развешивают везде национальные флаги. У них начинают слезиться глаза, когда исполняется гимн; они охотно аплодируют разного рода деятелям, спеша при этом непременно встать. Они любят свою страну не за достижения в технике или в сельском хозяйстве, а за то, что она дала им индивидуальную работу, регулярно выплачиваемую заработную плату, в общем, за индивидуальную стабильность.

Индивидуальность – чувство, привившееся американцам со времен становления государства. В США не имелось средневековых феодальных каст и ничто не сковывало личную инициативу человека. К этому присоединяются черты, воспитанные пуританской моралью: трудолюбие и бережливость, а также американский принцип «помоги себе сам».

Трудись, не бойся, мальчик мой,

Смотри в лицо работе смело:

Скромны пусть молот иль кирка –

Ты не красней за свое дело.

Именно эти строки показывают всю американскую национальную особенность. Все, что нужно американцу, – это независимость и работа.

Иностранцы отмечают: «Америка, кажется, единственная страна, в которой человек испытывает стыд, если у него нет работы». В самом характере американцев было заложено уважение к труду, что в огромной степени повлияло на экономику государства. Развивая деловую активность, они стремятся к получению прибыли. Умение приспособиться, творческий подход к делу всегда поощряются на американских предприятиях.

Чем же обусловлено японское «экономическое чудо» – быстрый выход побежденной страны с пережитками феодализма на ведущее место в экономике мира? Причин много, и они охватывают все сферы жизни: экономическую, политическую, социальную и историческую.

На «старте» огромную роль сыграла выработка тщательно продуманной национальной стратегии экономического развития с учетом местных условий. Экономическому развитию страны способствовало традиционное трудолюбие японцев.

Японцы – корпоративный народ. Совокупность людей, трудящихся во имя общих интересов, считается наивысшей ценностью.

Японцы действительно не любят одиночество, скорее наоборот. Они любят быть на людях, любят думать и действовать сообща. Японцам присуща обостренная боязнь одиночества, боязнь хотя бы на время перестать быть частью какой-то группы, перестать ощущать свою принадлежность к какому-то кругу людей. Хорошо знакомую туристическим фирмам склонность японцев путешествовать «повзводно» можно объяснить многими причинами: и плохим знанием иностранных языков, и опасением попасть в затруднительное положение из-за разницы в нравах и обычаях. Но достаточно побывать в Японии, чтобы убедиться: японцы не только за границей, но и у себя дома любят шествовать большой толпой за флажком экскурсовода. Подчас людей больше волнует даже не то, что сакура наконец расцвела или что листья кленов побагровели, а сам повод убедиться в этом сообща, разделить свои чувства с другими. Про японцев можно сказать, что их больше, чем самостоятельность, радует чувство причастности. Эта жажда причастности, более того, тяга в корне противоположна индивидуализму, понятию частной жизни, на чем основана западная, и в особенности английская, мораль. Итак, японцы отвергают индивидуализм. Но чужд им и коллективизм в подлинном, широком смысле этого слова. Им свойственно проводить в обществе четкие разграничительные линии, делить людей на «своих» и «чужих» и относиться к ним соответственно. Японское общество – это общество групп. Каждый человек постоянно чувствует себя частью какой-то группы: то ли семьи, то ли общины, то ли фирмы. Он привык мыслить и действовать сообща, приучен подчиняться воле группы и вести себя соответственно своему положению в ней.

Искусство управления и его роль были признаны лишь относительно недавно. Творческий поиск завершился созданием специфической «японской» системы управления, которая опирается на такие идеи, как

Деловая активность должна быть ориентирована не на получение прибыли, а на создание и увеличение благ.

Интересы работников неразрывны с интересами корпорации.

Поощрение работников корпорации должно осуществляться за выслугу лет.

Личностные установки американцев основаны на индивидуализме. Индивидуализм предполагает поддержание равновесия в обществе за счет упорядоченного действия личностей.

Индивидуализм исходит из признания равенства личностей, а потому налагает самоограничения на выбор целей и средств их достижения. По этой причине индивидуализм предполагает необходимость договоренностей (в устной или письменной форме) с другими людьми по поводу достижения желаемой цели. В условиях, когда значительная часть населения России ориентирована на эгоцентризм, особенно важно, чтобы люди руководствовались следующими заповедями индивидуализма.

Ничего не делайте назло кому-либо. Примером противоположной установки личности является так называемое протестное голосование. Золотое правило бизнеса гласит: «Хвалите свое дело и не ругайте чужое».

Ничего не делайте в ущерб своим интересам. Поступок, который вы собираетесь совершить, можно считать оправданным, если его последствия не влекут за собой ухудшения вашего положения хотя бы в ближайшем будущем. Известному российскому предпринимателю Л. Вайнбергу принадлежит афоризм «Надо бороться за выгоду, а не за победу».

Учитесь договариваться. Этим вы избавите себя от потенциальной конфронтации, после которой все равно придется договариваться, ибо все войны завершаются миром. Неспособность договариваться является водоразделом между индивидуализмом и эгоцентризмом. Существо заповеди отражает афоризм А. Лившица «Делиться надо».

Худой мир лучше доброй ссоры. Делая выбор, отдавайте предпочтение тем решениям, которые в наименьшей степени ущемляют чьи-либо интересы. Постарайтесь идентифицировать интересы возможных оппонентов, чтобы договориться с ними.

В единстве – сила. Если вам важно добиться от кого-либо определенных действий (разумеется, в рамках закона), то начинайте с поиска союзников. Помните, что легко сломать прутик, но чрезвычайно сложно – пучок.

Личностные установки россиян основаны на их эгоцентризме. Эгоцентризм – это признание личности центром системы и предположение необходимости вращения вокруг нее всех остальных.

Эгоцентризм допускает полную свободу человека в выборе целей и средств для ее достижения. Поскольку человек является центром системы, то его поведение определяет эволюцию всей системы. Ярко описал эгоцентризм В. Шелленберг: «Он был исключительно честолюбив. Казалось, что он в стае свирепых волков должен непременно показать себя сильнейшим и стать вожаком. Он должен был быть самым первым, самым лучшим во всем, независимо от того, какими средствами это достигается: обманом, предательством или насилием. Лишенный всяких угрызений совести, руководствуясь холодным расчетом, он мог в своей несправедливости дойти до пределов жестокости». Здесь речь идет об одном из столпов гитлеровского режима – Р. Гейдрихе, создателе службы безопасности фашистской Германии.

Когда подобных взглядов придерживается значительная часть населения, то можно говорить об эгоцентризме как морали общества. Эгоцентризм ориентирует человека на навязывание своей воли другим, и потому он изначально содержит в себе потенциал диктатуры. Но поскольку другие личности вряд ли смирятся с подобными посягательствами на свою свободу, в таком обществе неизбежна напряженность в отношениях между людьми. Вспомним Киевскую Русь: междуусобную борьбу князей за престол в Киеве, передаваемый после смерти великого князя старшему в роде, остановило только нашествие татаро-монгол. Они назначали великого князя, а потому отпала необходимость уничтожать старшего в роду. Диктатура – естественный финал распространения в обществе установки на эгоцентризм. Именно в этом видится опасность эгоцентризма для современной России.

Некоторые примеры эгоцентризма в современной России

Законодатели. Эгоцентризм законодателей проявляется и в принятии законов, расходы на реализацию которых выходят за пределы бюджетов (федерального и местного). Распределение ролей в таком спектакле очевидно: «хорошие» законодатели заботятся о народе, а «плохое» правительство не исполняет принятые ими «хорошие» законы.

Государственные и муниципальные служащие. Эгоцентризм этой категории лиц проявляется в умении обменивать служебное положение на теневой доход.

Банки. Выделение банком кредита своим учредителям (или аффилированным с ними лицам) является типичным проявлением эгоцентризма учредителей.

Директорский корпус. С проведением реформ, по существу, в обществе возникла особая прослойка – директора приватизированных предприятий и их ближайшее окружение. Эта прослойка действует достаточно независимо как от государства, так и от коллектива предприятия.

Неограниченная власть породила стремление директоров к немедленному личному обогащению, что привело к принятию ими решений исходя из личных интересов.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте