Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Трезвая оценка. Что дадут стандарты учителю-практику

Учительская газета, №27 от 6 июля 2004. Читать номер
Автор:

Некоторые считают педагогов консерваторами, привыкшими работать по старинке и не желающими принимать ничего нового. Другие думают, будто учителя, наоборот, привыкли безропотно выполнять директивы, спускаемые «сверху», нахваливая их при этом. На самом же деле каждый преподаватель, знающий свой предмет, способен трезво оценивать как плюсы, так и минусы любого новшества, касающегося школы.

Это лишний раз подтвердил опрос, проведенный мною среди учителей школ подмосковного города Реутова. Я попросил их высказать свое мнение по поводу опубликованных недавно стандартов по предметам. Картина получилась красочная.

Русский язык и литература. Обязательное изучение русского языка в старшей школе позволит закрепить навыки, полученные детьми в начальной и средней школе, а также ликвидировать имеющиеся пробелы. Главное, чтобы при нашей пока еще недостаточно высокой зарплате нашлось достаточно кадров, чтобы реализовать это новое начинание. Есть положительные моменты и в обучении литературе: существенно обновлен перечень изучаемых произведений и значительно усилены духовно-нравственная и эстетическая функции предмета. Вопрос только в том, что очень сложно обучать детей духовно-нравственным принципам, когда буквально за порогом школы творится беспредел, начиная с пьяных прохожих на улице и заканчивая развращающим телевидением дома.

Иностранные языки. Существенно изменена концепция обучения с ориентацией на речевое развитие и формирование коммуникативной компетентности, и, таким образом, стандарты Минобразования приведены в соответствие с европейскими. Ведь зачастую наши выпускники, прекрасно зная грамматику, не умеют применять ее на практике и общаться на достойном уровне. Сейчас этот пробел можно будет ликвидировать. Что же касается введения иностранного языка со 2-го класса начальной школы, то начинание это, конечно, хорошее, но при нынешней острой нехватке учителей иностранного языка трудно себе представить, как это будет осуществляться на практике.

Математика. Пока трудно представить, насколько необходимо нашим школьникам изучать элементы теории вероятности и статистики: ведь это специальный предмет, который изучается даже не во всех технических вузах. Как бы его не постигла участь математического анализа, который в свое время был введен для обязательного изучения, а затем отменен.

Информатика и информационные технологии. Введение предмета уже в начальной школе как учебного модуля, а с 7-го класса – как самостоятельного учебного предмета отвечает требованиям времени и необходимости во всеобщей компьютерной грамотности. Вопрос только в том, что мы работаем при максимальной учебной нагрузке, и пока непонятно, кто заполнит добавленные в соответствии с новыми стандартами часы.

Физика, химия, биология. Усилена прикладная, практическая направленность в обучении предметам. Это немаловажно, при том что наша школа существенно не менялась с советских времен и готовила теоретиков, не умеющих практически применять полученные знания. А что касается интегрированного курса «Естествознание», предлагаемого на базовом уровне старшей школы в качестве варианта изучения, пока неясно, как это будет практически осуществимо.

География. В новых стандартах предлагается переход от раздельного изучения физической и социально-экономической географии к интегрированному курсу. Пока сложно сказать, насколько это необходимо и даст ли это положительный результат.

История. В соответствии с проектом Минобразования полнее раскрываются историко-культурные аспекты, причинно-следственные связи, роль человеческого фактора и цивилизационная составляющая исторического процесса. Важно только, чтобы мы перестали быть страной с непредсказуемым прошлым, а для этого должна быть гарантия, что изучение истории и исследование исторических процессов будет базироваться на высших духовных и нравственных ценностях, а не на политической конъюнктуре.

Но все опрошенные педагоги едины в одном: сами по себе стандарты пока что мало чем полезны учителю-практику. Нужно дождаться, когда будут готовы программы и планирование, чтобы узнать, можно ли в отведенное количество часов уместить ту или иную тему.

Элгар АГАЕВ, учитель английского языка, Реутов, Московская область


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту