search
main
0

Тревожность у младших школьников: как она проявляется и что делать, чтобы справиться с ней

Не секрет, что в начальных классах многие дети чувствуют себя неуверенно. Их тревожность может быть вызвана самыми разными причинами. Взрослым необходимо быть чуткими и внимательными к ним. Только в этом случае родители смогут поддержать своего ребенка. О том, как определить причину тревожности школьника и что в такой ситуации предпринимать, рассказал психолог, преподаватель кафедры «Педагогическая психология имени профессора В.А. Гуружапова» факультета «Психология образования» МГППУ Константин Уляшев.

Фото: pixabay.com

Новый этап в жизни ребенка

Начало школьной поры – это новый этап для ребенка. Меняется привычный ему образ жизни, происходящие с ним изменения оказывают непосредственное влияние на его социальное положение. В связи с этим у него появляются новые обязанности, меняется распорядок дня, биоритмы, образуются новые взаимоотношения с окружением. Ведущей деятельностью становится учеба.

В дошкольном возрасте ребенок бурно реагирует на некоторые ситуации, и эта особенность у многих сохраняется в период обучения в начальной школе. Большинство первоклашек чувствительны и отзывчивы. В школе им приходится усваивать новые правила, на которые они эмоционально реагируют. По этой причине нередко усиливается напряжение, новая социальная ситуация вызывает стресс, делится сервис Растимдетей.рф.

Чаще других по поводу нового этапа жизни переживают первоклассники. Так что для них тревожность выступает неотъемлемой частью адаптации. Школьная реальность становится кардинально иной формой организации жизни. Когда ребенок только приходит в школу, он непременно испытывает противоречие между «хочу» и «надо». На него начинают влиять мнения и оценки окружающих, ребенок осознает и близко принимает негативные замечания – они заметно сказываются на его самочувствии и самооценке.

Ученик младшей школы зависим не только от мнения взрослых, но и от отношения сверстников – поэтому многие начинают бояться, что их примут за трусов, обманщиков, слабовольных. Эти страхи провоцируют тревожное состояние.

Неопознанный страх

Тревожность выступает индивидуальной психологической особенностью. Тревожный человек склонен часто и интенсивно переживать, порог тревожности у таких людей довольно низок.

Школьная тревожность является сравнительно мягкой формой проявления эмоционального неблагополучия ребенка. Школьнику тяжело переносить повышенное беспокойство, негативную оценку со стороны учителя или одноклассников – это может вызвать чувство неполноценности. Он становится ранимым и мнительным. Однако исследования показали, что тревожатся дети независимо от их успеваемости и возраста. Психиатры отмечают, что тревожных ребят среди младших школьников набирается от 4% до 15%.

Тревожное состояние провоцирует ощущение неясной угрозы. К ожиданию опасности прибавляется чувство неизвестности – ребенок не может объяснить, чего именно он боится.

Как проявляется тревожность

Эксперт отмечает две формы тревожного состояния: личностную и ситуативную. Первая является персональной характеристикой ребенка – он обычно воспринимает разные ситуации в качестве угрозы и реагирует на них определенным образом. Ситуативная тревожность возникает в качестве эмоциональной реакции на стресс. Такое состояние характеризуются субъективно переживаемыми эмоциями.

Соматическими признаками тревожности выступают, в частности, следующие:

  • учащенное дыхание и сердцебиение;
  • снижение порогов чувствительности;
  • усиление общей возбужденности.

Так, ученик при выходе к доске может одергивать костюм, у него начинают дрожать руки, он роняет мел. Дети обычно не умеют преодолевать тревожные ситуации, поэтому становятся застенчивыми, рассеянными, фантазируют или обманывают.

Тревожные дети отличаются от остальных тем, что испытывают беспокойство в случаях, когда реальной угрозы нет. Они особенно чувствительны, нередко их самооценка занижена – поэтому они ожидают подвоха от окружающих. Это часто случается с теми, перед кем родители ставят непосильные задачи. Ребята, часто ощущающие тревогу, как правило, отказываются от представляющихся им трудными дел, поскольку очень переживают из-за неудач. Однако на уроках и в обычной жизни такие дети могут вести себя по-разному. Если на занятии они волнуются, теребят одежду, медленно либо слишком быстро отвечают, то в обычных ситуациях они ведут себя естественно.

Кроме того, тревожные дети склонны к вредным невротическим привычкам: грызут ногти, сосут пальцы, выдергивают волосы – так у них снижается напряжение.

Причины появления тревожности

Профессор Анна Прихожан считает, что тревожность может быть вызвана как внешними, так и внутриличностными источниками: воспитанием, школьной неуспешностью, взаимоотношениями с учителем и сверстниками, внутренним конфликтом, неудачным эмоциональным опытом.

Центральной причиной тревожных состояний специалисты называют факторы семейного воспитания. На первом месте оказываются взаимоотношения матери и ребенка. Когда мама не принимает ребенка, он не может удовлетворить свою потребность в любви и защите – появляется тревога.

В противоположной ситуации гиперопеки результат тот же, поскольку мать старается оградить дитя от несуществующих опасностей, привязывая его к себе. Тогда ребенок начинает волноваться, бояться, кода остается без матери. Он становится пассивным и зависимым, а не активным и самостоятельным.

Другой причиной тревожности могут выступать нарушения взаимоотношений взрослых друг с другом и родителей со старшими детьми в семье. Переживание, которое ребенок испытывает в разговоре с раздраженным взрослым, провоцирует глубинную, «безобъективную» тревожность. В такие моменты ребенок чувствует острый дискомфорт, чувство вины, причину которой он не в состоянии понять.

Фото: pixabay.com

Меры профилактики

Эксперты отмечают, что ситуативную тревогу устранить нельзя. Она является атрибутивной характеристикой процесса обучения. Если не превышен оптимальный уровень такой тревоги, то она мобилизует ресурсы организма, помогает достигать цели, решать задачи, то есть является средством адаптации, стимулирует к действию.

Однако в случае завышения ситуативной тревожности эффективность действия становится ниже. Поэтому важно не избавляться от ситуативной тревожности, а научиться ее контролировать. Для этого стоит иметь в виду, что задача, которая стоит перед ребенком, должна быть ему по силам: не слишком сложной, не слишком простой. Простые задачи не вдохновляют, а чрезмерно сложные – вызывают неуверенность в своих силах.

Для профилактики тревожности младших школьников стоит вовлекать их в отношения со сверстниками, чаще создавать ситуации успеха, предоставлять возможности эмоционально разряжаться.

Психологи выделяют два вида профилактических мер тревожного состояния детей. Первый – выработка конструктивных способов поведения при встрече с трудностями, овладение способами справляться с волнением и тревогой. Второй нацелен на развитие самооценки, укрепление уверенности в себе. Для ребенка родители должны создать атмосферу эмоционального благополучия, важно также формировать ситуации успеха, не сравнивать ребенка с другими детьми. Следует развивать навыки общения в коллективе, способность к сочувствию, взаимопомощи.

Правила оценочной безопасности

Ребенок очень зависит от мнения значимых для него взрослых, он ожидает от них оценки собственных действий и поступков. Чтобы правильно дать такую оценку, важно иметь в виду следующие моменты.

Не следует скупиться на похвалу – она не обязательно должна быть словесной, бывает достаточно улыбки, одобрительного кивка.

Важно хвалить исполнителя, а критиковать лишь исполнение. Вместо «Ты сделал 5 ошибок в диктанте» стоит сказать: «Давай найдем 5 ошибок в этом диктанте».

Следуйте правилу «на ложку дегтя — бочка меда». Даже в большом числе неуспешных ситуаций можно найти несколько успехов, чтобы закрепиться на них.

Ставьте перед ребенком только конкретные цели. Вместо общей фразы «Постарайся быть внимательным и не пропускай буквы» давайте эффективную установку: «В прошлой работе ты пропустил 6 букв, сегодня — не больше 5».

Позволяйте сомневаться и чего-то не знать. Также важно позволять ребенку делать выбор. Ощущение, что от него что-то зависит, позволяет ребенку по-другому относиться к происходящему. А вот формула «Опять ты не…» – верный способ вырастить неудачника.

Ни при каких условиях не стоит: прибегать к сарказму как в своих вопросах, так и в ответах ребенка; принуждать ребенка к ответу, давить на него; сравнивать ребенка с другими; напоминать о неудачах и концентрироваться на них; внушать ребенку, что он обречен на провал, что ему не дано ничего в жизни достичь, если не ответит сейчас; унижать ребенка и заставлять его ощущать беспомощность, подчеркивая свое преимущество и его никчемность.

Важные принципы

Существуют установки, благотворно влияющие на развитие личности ребенка. Наиболее важные из них:

  • проблемная ситуация не является неприятностью, ее стоит воспринимать как ресурс;
  • в случае ошибок нужно научиться видеть их причины и устранять, относиться к ним с оптимизмом, переосмысливать и менять способы своей деятельности, преодолевать трудности;
  • ученик — тот, кто учится, а не тот, кого учат: взрослый выступает помощником и сотрудником. Он не указывает на ошибки, а помогает осмыслить то, что в способе действия не позволяет достичь цели;
  • ребенок развивается тогда, когда преодолевает трудности, взрослый ему помогает и поддерживает;
  • рефлексия помогает осознавать и перестраивать свои действия, способы мышления, выступая ключевым моментом в процессе развития.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте