В Петрозаводске прошел трехдневный педагогический форуме с громким названием «Год учителя – от итогов к перспективам». В коридорах власти ему придавалось столь большое значение, что о его итогах министр образования подробно докладывал главе республики.
Форум собрал 100 делегатов, его инициатор — новая общественная организация «Учитель Республики Карелия». Форум проходил при поддержке Минобразования РК и ПетрГУ.
Самыми интересными на форуме были знакомство с международным опытом в развитии школьного образования скандинавских стран и Германии, дискуссионные площадки и встреча с министром образования республики Александром Селяниным, на которой на прямые вопросы были даны прямые ответы.
Учителя информатики из Сегежи Виталия Меньшикова, хорошо знакомого со скандинавской системой образования, удивило, что в отличие от нас, за границей спокойно относятся к технике безопасности: в компьютерных классах машины стоят не «по правилам», провода висят. Здания школ оригинальны с архитектурной точки зрения, но много вопросов по их безопасности: большие лестничные пролеты, балконы…
Виталию довелось провести урок по информатике в финской школе. Был поражен тем, что дети не смогли сами разбиться на группы, что при ответе на вопрос об устройстве компьютера ни одна группа не назвала процессор, лишь одна — монитор. Финские коллеги считают, что загружать детей не очень нужной им информацией не стоит.
Зал взволнованно загудел, когда Виталий привел такой пример: в финских ПТУ, если ученик не может усвоить какой-то предмет, его заменяют на другой, чтобы не травмировать подростка. Это для нас что-то из области фантастики!
В Норвегии в последние 20 лет отказались от специализированных школ: как только потекли нефтедоллары, страна решила, что необходимо обеспечивать высокий уровень обучения всем детям. Среди преподавателей много мужчин: 20% в начальной школе, 50% в основной, 75% в старшей. И это неудивительно: у преподавателей третья по величине зарплата – благодаря тем же нефтедолларам.
Западные коллеги восхищены тем, как самоотверженно работают наши учителя, используя новые технологии, постоянно повышая квалификацию, отвечая буквально за все в школе. Если у них учитель на перемене отдыхает, то наш должен вести детей в столовую, следить, чтобы на перемене они не покалечили друг друга. В Норвегии для этого есть два дежурных учителя, все остальные отдыхают в закрытой для посторонних зоне школы. При такой нагрузке, как у российского учителя, считают скандинавские коллеги, их учитель через два дня вышел бы на больничный.
А наши умудряются еще проекты реализовывать, не предусмотренные ни в каком учебном плане! В маленькой Крошнозерской школе Пряжинского района, где всего-то 14 учеников, к 65-летию Победы рядом с памятником погибшим воинам младшие школьники со своей учительницей разбили сквер, высадив саженцы сирени тех сортов, которые были выведены в стране после мая 1945 года.
— Вряд ли эти дети забудут свое село, даже если уедут оттуда,— считает начальник отдела образования администрации района Татьяна Сеппянен..
Слушая пряжинцев, разговаривая в кулуарах с учителями, поражалась тому, как много дополнительного к своей основной нагрузке берут они на себя. А есть же еще классное руководство! Оно стало темой одной из дискуссионных площадок. Схлестнулись две позиции: одна — классное руководство помогает решать психологические и учебные проблемы, вторая – воспитывать должна семья, а взваливать все на учителя — паразитическая традиция.
С последним утверждением нельзя не согласиться. Но вот слушаешь Тамару Семеновну Шикову из Медвежьегорского района, стаж которой как классного руководителя более 40 лет, и понимаешь: это прирожденный педагог, дети для нее смысл жизни. Отметить Новый год в лесу с учениками и их родителями, разложить костер и сжечь в нем двойки, а потом всем вместе ждать явления Деда Мороза – в этой роли выступил Эдуард Георгиевич Алехин, народный учитель Карелии. Какой калькуляцией это можно оценить?
Острые вопросы задавали члены организации «Учитель Республики Карелия» на встрече с министром образования РК Александром Селяниным. И надо отдать ему должное: он не только не уходил от них, но напротив говорил: «Спорьте со мной!»
О новом порядке аттестации. Селянин: «Я против повышения зарплаты по результатам аттестации, буду максимально сдерживать ее результаты на оплату труда. Внешняя аттестация не всегда отражает влияние учителя на ребенка».
О материальном стимулировании и случаях снижения зарплаты. В кулуарах многие учителя из районов говорили, что им объявлено о снижении зарплаты на 5%, при том, что слышала от некоторых учителей, что они на руки получают 8 – 9 тысяч. Селянин: «В системе образования есть ресурсы повысить фонд стимулирования на 30%, но органы местного самоуправления тратят субвенцию на нужды, которые должны финансироваться из местного бюджета». По словам министра, объявленное в некоторых районах снижение зарплаты учителей на 5%, полностью инициатива органов местного самоуправления, с которой он борется. «Большего врага, чем я, у мэров не найти!» Через два дня на встрече А. Селянина с Главой РК А. Нелидовым прозвучала такая информация: средняя зарплата педагогических работников в Карелии составляет 14 тысяч.
Будет ли обеспечен учебниками переход на новые образовательные стандарты? Селянин: «Эти полномочия у республики отобраны. Есть опасение, что будем работать с колес». Услышала реплику: «Двадцать первый век, а у нас на класс два учебника…»
О третьем уроке физкультуры. Селянин: «Перед президентом отчитались за третий урок, но реальной возможности ввести его нет. За счет третьего урока русского языка в начальной школе, о чем вы спросили, не позволю вводить! Будем писать в министерство образования России, что изменения не возможно реализовать. Для повышения двигательной активности учеников третий урок не нужен».
В российском образовании мужчин лишь 6 процентов. Это показатель чего? Селянин: «Это наследие советской системы, мы его не преодолеем, пока не увеличим в два раза оплату труда и не сократим в 4 раза прием в педвузы. В целом у нас традиция воспитания матриархатная». Кто-то из учителей громко откомментировал: «Только в Думе патриархат!» Общий смех.
Об уроках патриотизма. Селянин: «Когда после событий на Манежной площади стали заявлять, что необходимы уроки патриотизма, меня это очень испугало. Это не даст положительного результата, только отторжение у школьников».
Обсуждая форум, Андрей Нелидов спросил Александра Селянина: «Какие основные вопросы учителя ставят перед республиканской властью?» Не знаю, что ответил министр, но вот какое настроение у народного учителя Карелии Эдуарда Алехина.
— У вас по-прежнему на уроках чувство полета? – спросила я перед началом форума Эдуарда Георгиевича. (Когда-то я написала о нем в «УГ» «Человек с чувством полета» – http://www.ug.ru/old/00.16/t9.htm)
— Нет, у меня впечатление, будто болт вворачиваю в бетонную стену, покрываясь потом…
Из эссе Эдуарда Алехина «Ян Амос и Дети подземелья», опубликованного в изданном к форуму сборнике «Уроки мастерства», ясно, почему так кардинально поменялось за последние годы настроение народного учителя. Эдуард Георгиевич пишет:
«Провинция не нужна новой цивилизации. Она всех раздражает как нищий в дверях супермаркета. Провинция знай себе канючит о своих бедах и почти ничего не дает взамен, все ухает в нее как в прорву. И потому все в ней мало-мальски значимое стремится пустить корни в городе. Это новый исход, … провинция необратимо превращается в маргинальный отстойник. Оторванная от библиотек и Интернета, нищая, изворовавшаяся и пропойная, общающаяся какими-то ошметками русского языка, она стремительно тонет как новоявленная Атлантида – быстро и бесшумно. Навсегда, думают иные. Вот тут вы сильно ошибаетесь, господа: она еще всплывет. Как ракетоносец во всеоружии накопленной злобы и отчаяния. И тогда, как говорят мои ученики, никому мало не покажется».
Услышит ли власть голос учителя?
Наталья Мешкова
Петрозаводск
Фото автора
Комментарии