На тренинг личностного роста меня привело… любопытство. Даже не любопытство – раздражение. Я не понимала, где пропадает долгими вечерами моя подруга, почему она так быстро – буквально на глазах – меняется. Меняется настроение, меняются взгляды на жизнь, даже улыбка, даже походка… – все изменилось!
Потом я пришла к ней на тренинговый выпускной вечер. И увидела ее тренера – яркую женщину с огненными волосами. Про нее можно было сказать: интересная, необыкновенная, неординарная, артистичная… Она была загадочна, как “Черный квадрат” Малевича, и воздушна, как летающая героиня Шагала. Она почему-то напомнила мне великого грустного клоуна Леонида Енгибарова.
Потом она стала и моим тренером. Четыре месяца подряд мы виделись почти ежедневно. Она, умная, тонкая, ироничная, требовательная, жесткая, иногда очень жесткая, чувствовала каждого человека, знала, что сказать ему, как поступить с ним. Она умела слушать. Говорить. Молчать. Спорить. Быть открытой – и максимально сдержанной.
Татьяна Погосова – тренер образовательного центра “Шаг в будущее”. Центр – образовательная некоммерческая организация, имеющая лицензию Московского комитета образования. Образование, которое дает центр, – дополнительное. Тренинги “Шаг в будущее” проводит с 1996 года. Примерно 60 тысяч человек прошли здесь обучение за эти годы. В Москве, Петербурге, Киеве, Одессе, Екатеринбурге, Риге и других городах и странах. “Шаг в будущее” по праву считается лидером в этой новой области образования. Владимир Шубин и Татьяна Погосова – ведущие тренеры компании, квалифицированы и аттестованы в США. Они были среди первых русскоговорящих тренеров в постсоветском пространстве. Им принадлежат авторские права на проведение тренинга.
Листая списки выпускников, я встретила множество знакомых фамилий учителей и журналистов.
Наша беседа с Татьяной Погосовой о тренингах – первый рассказ в “УГ” об этой новой для России форме образования. Наверняка у вас возникнут вопросы. Пишите.
– Татьяна, давай сразу начнем с главного. Тренинг – что это такое?
– Тренинг не является ничем другим, кроме… тренинга. Это не спектакль, не развлечение, не шоу. Не панацея и не чудо. Не лечебный курс. Не клей для “склеивания” отношений. Не гипноз.
Тренинг – это краткосрочное интенсивное образование для взрослых, обеспечивающее возможность открыть или создать заново глубинные установки, исходя из которых люди строят свою жизнь. В нынешнем мире это, пожалуй, самая популярная, самая распространенная форма образования. Можно сказать, что мир по поводу тренингов сошел с ума. Тренируются даже в консервативной Европе, не говоря уже про Юго-Восточную Азию, где хватаются за любые новшества.
Команды тренеров есть у президентов стран. Любой директор компании считает своим долгом как минимум раз в год тренировать персонал. В России множество тренинговых компаний. В Москве вообще тренируются все!
Можно сказать, что это сравнительно новый вид человеческой деятельности, возникший лет 50-60 назад. Он идет параллельно классическому образованию, никак ему не мешая, а только усиливая и поддерживая. Тренинг не заменяет ни школьные занятия, ни обучение в высших учебных заведениях. Но для его участников, желающих расширить свои жизненные перспективы и посмотреть по-новому на мир, наш тренинг предлагает путь развития, который не может быть пройден самостоятельно.
– Объясни, пожалуйста, название тренинга – “тренинг личностного роста”.
– В основе – определенный философский взгляд на мир. Мы работаем не с поведением (этим занимаются психологи), а с мировоззрением людей.
Меня учили слушать внутренний разговор человека, то есть то, из чего он исходит в своей жизни. Ничем психотропным мы не занимаемся – не влияем на подсознание, точнее, мы не делаем это целенаправленно.
– А кто вообще придумал тренинги?
– Если начать исследовать, кто это придумал, основал и организовал, то однозначного ответа не найти. Слишком много людей внесли свою лепту в этот процесс. Можно начинать с греческих философов, а заканчивать Станиславским, Михаилом Чеховым…
Тренинги пришли из Америки на волне перестройки. Но обычно я начинаю с Александра Эверетта. Сейчас это глубокий старик. Он жил в Англии, всю жизнь посвятил преподаванию. В конце второй мировой войны, как многие европейцы, недовольные состоянием дел в Европе, он решил эмигрировать в Америку.
Однажды ему в руки попалась статистика. Между Англией и континентом ходил паром – самый распространенный способ переправы. Паромы тогда часто взрывались, люди гибли, жертв было много. Статистика гласила, и это для Эверетта стало шоком, в катастрофах выживали не молодые и физически сильные люди, а пожилые, часто слабые. И он вдруг понял, что всю жизнь учил мальчиков в дорогой частной школе истории, греческому, хорошим манерам, а надо было учить их принимать решения, справляться со стихией и вообще с любой ситуацией.
То есть Александр Эверетт понял, что учить нужно практическим вещам, т.е. не объяснять, не давать “формулу успеха”, а показывать стратегии на практике – помещать слушателей в такие условия, когда необходимо принимать решения. Делать адекватный выбор.
– Можно об этом поподробнее?
– Тренинг проходит так. Лекции (активное взаимодействие между студентами и тренером) занимают 25% времени. Потом практические занятия – упражнения и “процессы” – в двойках, тройках, малых группах. Много часов уходит на командную работу.
Мы много говорим о доверии. Доверие – основа любых отношений. Люди рассказывают про себя, делятся. Иногда кто-то один своей искренностью “сдвигает” всех. И он даже не подозревает, что совершает открытие.
– А почему так много терминов из спорта?
– За модель взята спортивная тренировка как способ развития какого-то определенного навыка. Поэтому занятия называются тренингами, а человек, который их ведет, – тренером. Занятия ориентированы на достижение поставленных целей, абсолютно конкретных измеримых результатов. Повторю, тренеру важно, чтобы тренируемые поверили в себя и пошли дальше, чем они считают, что могут идти. Другими словами, моя задача как тренера в первую очередь – открыть в каждом человеке ресурсы, в настоящий момент ему недоступные (как ему кажется) или же ему неизвестные. Поэтому необходимо обязательство тренируемых быть тренированными. Можно тренировать только тех, у кого есть намерение. Так же, как и в спорте.
– Поговорим о философских и психологических основах вашего тренинга…
– Как я уже говорила, тренинги пришли из Америки. Один из первых в мире серьезных тренингов был написан по заказу компании IBM в 1972 году. “Дизайнером тренинга”, то есть автором концепции и реализации, стал Стэнфордский университет, известный интеллектуальный центр страны.
Американцы любят распространять свою культуру по всему миру, это известно. Иногда эта экспансия вменяется им в вину. Но при этом американцы подвижные, включенные в жизнь люди – этого у них не отнять.
Что они сделали? Взяли европейские философские идеи середины XX века, в основном школу экзистенциализма. Главные идеи оттуда – человек свободен. Свободен выбирать. Выбирать в каждый момент своей жизни. А еще идея о том, как быть человеком, как из мрака пробиваться к свету. Надо принимать жизнь во всех ее проявлениях, соединяться со всем. И – расти.
Плюс идеи немецкого философа Мартина Хайдеггера, который много говорил о слове, о влиянии слова на нашу жизнь, рассуждал о человеческом бытии…
Американцы все это “упаковали” в понятную форму, приемлемую для любого человека (в тренингах можно участвовать с 18 лет и до бесконечности).
– А можно ли без тренинга достичь того, о чем мы мечтаем?
– Конечно. Но это, повторю, вопрос скорости. Мир меняется очень быстро. Мы меняемся быстро. Все хотят успеть в жизни как можно больше, сделать две-три карьеры… И скорость очень важна. От нее зависит качество нашей жизни.
Наши установки и обстоятельства сидят в нас, поэтому мы верим, что они есть. Знаешь, есть одно очень ленивое африканское племя. Но при этом оно очень изобретательное. Они ловят рыбу, но не плывут на рассвете на каноэ, а плетут большие ивовые круги и кидают их в воду. Круги в определенное время суток отбрасывают тень. И рыба, оказавшаяся под этими кругами, считает, что она в ловушке. Начинается отлив, и рыбаки спокойно собирают рыбу руками.
То же и у людей. Нам кажется, что тени от нашего прошлого – наши ловушки. И мы ложимся на дно и ничего не делаем. Конечно, обстоятельства есть. Важно, как мы к ним отнесемся – как к тени, как к стене или же пройдем сквозь них. Вот чем мы занимаемся на тренинге.
Наталья САВЕЛЬЕВА,
выпускница лидерской программы N 78
NB!
Читайте “Мастер-класс” Татьяны Погосовой в июльском номере “УГ”.
Комментарии