search
main
0

Требуется праздник. Опыт создания клуба для детей и их родителей

Еще будучи студенткой, я сделала вывод, что для воспитания гармоничной личности необходима целостность подхода к детям. Эта целостность выражается в том, что родители и учителя стремятся создать вокруг каждого ребенка гуманную педагогическую среду. Когда я набирала свой первый 1-й класс, мне хотелось, чтобы родители моих учеников стали моими соратниками, единомышленниками в деле воспитания.

В первую очередь я вдумчиво и скрупулезно изучила семьи моих учеников.

Следующим этапом стала диагностика детей. Выяснилось, что интеллектуальный уровень средний, коммуникативные способности развиты недостаточно, эмоционально-волевая сфера бедна, уровень воспитанности оставляет желать лучшего.

Чтобы выявить интересы детей и родителей, узнать, как в семье организован досуг, я составила общий тест-анкету.

Укрепление семейных отношений – рациональное зерно всего воспитательного процесса.

Нужно было так организовать воспитательную работу, чтобы мои первоклашки находились в постоянном развитии, чтобы родители моих учеников стали их воспитателями не только дома, но и в школе, интересовались успехами и проблемами своих детей, жили с ними одной жизнью.

И тут, как озарение… Клуб! Для взрослых и детей.

Цели его создания ясны и понятны:

– развивать у младших школьников индивидуальные творческие задатки, помочь им обрести веру в себя, самоутвердиться;

– создать единый коллектив учеников, родителей, учителей, объединенный общими целями, общей ответственностью, действующий на демократических и гуманистических принципах;

– ориентировать родителей на установление партнерских отношений с детьми, равноправного духовного контакта.

Изучив массу литературы по педагогике, психологии, методике воспитательной работы (Н.Щуркова. «Новые технологии воспитательного процесса», А.Толстых. «Взрослые и дети. Парадоксы общения», В.Караковский. «Стать человеком», Р.Байярд, Д.Байярд. «Ваш беспокойный ребенок», Я.Корчак. «Как любить ребенка», И.Иванов. «Коммунарская методика КТД» и т.д.), я выделила для себя несколько принципов клубной работы, которыми руководствуюсь.

Во-первых, клубная деятельность становится фактором развития личности только тогда, когда она – сама деятельность, когда ребенок выступает субъектом ее планирования, организации, проведения, оценки. Поэтому замыслы следует обсуждать с детьми.

Во-вторых, в клубной деятельности важно ограничить число запретов: чем меньше запретов, тем выше гарантия их соблюдения. Чем больше поле разрешенной свободной деятельности, тем интенсивнее развиваются самостоятельность, инициатива и творчество.

В-третьих, клубное дело нельзя подготавливать долго. Дети эмоционально перегорают в ожидании радости, не раз пережив ее в своем воображении.

В-четвертых, успех клубной работы определяется четким распределением полномочий каждого члена. Речь идет именно о полномочиях, о сочетании прав и обязанностей, а не только об обязанностях, возложенных педагогом. Инструментовка любого задания производится не с позиции «должен», а с позиции «имеет право».

И последнее. Каждому ребенку нужна ситуация успеха, так как деятельность, приносящая успех и удовлетворение, становится фактором его развития. Ситуация успеха необходима и взрослым членам клуба: ведь это своеобразный прыжок на ступень выше в своем личностном развитии.

Опираясь на вышеизложенные принципы, был разработан устав клуба:

О членстве:

– членом клуба может быть любой ученик школы №4 в возрасте от 6 до 10 лет;

– членом клуба может быть веселый, энергичный, добрый, любящий детей взрослый человек (папа, мама, бабушка, дедушка, тетя, дядя и т.д.);

– членом клуба может быть каждый учитель, сеющий разумное, доброе, вечное…

Об обязанностях:

– члены клуба обязаны быть дружными, веселыми, энергичными, отзывчивыми, жизнерадостными;

– члены клуба обязаны принимать активное участие в подготовке и проведении праздников.

О правах:

– члены клуба имеют право вносить предложение по организации работы клуба;

– члены клуба имеют право принимать участие во всех заседаниях клуба.

О поощрениях:

– члены клуба поощряются за активное участие в подготовке и проведении праздников;

– члены клуба могут быть награждены сувенирами, грамотами, сладостями.

Итак, наш клуб был создан и получил название «Веселые торопыжки». Девиз: «Шутки, танцы, песни, смех делим поровну на всех». Первое заседание состоялось 26 октября 1994 года.

Основной формой проведения заседаний был выбран праздник, потому что без праздников немыслимо существование. Ведь чем сложнее и противоречивее окружающая нас действительность, чем жизнь трудней и порой бесперспективнее, тем более необходимы праздники как источник положительных эмоций. Детям и родителям праздник позволяет расслабиться, встряхнуться, отдохнуть от серых будней.

Я разработала систему подготовительной работы к праздникам.

Любой праздник предваряют несколько заседаний клуба. После проведения праздника обязательно проводятся заседания по обмену впечатлениями, советами. Расскажу об этапах предварительной работы более подробно.

Работа начинается с самоподготовки руководителя клуба. Обдумываются идея праздника, его воспитательные возможности и комплексное значение, намечается то, что должно быть сделано до праздника и во время него.

На первом общем заседании членов клуба стараюсь раскрыть радостную перспективу данного праздника, увлечь ею детей и их родителей, так как понимаю, что первоначально идея праздника может заинтересовать не всех.

На втором этапе подготовки идет обсуждение, составление конкретного плана. Перед всеми членами клуба ставятся проблемные вопросы, даются задачи для размышления и обсуждения. Каждый высказывает свое мнение, предложения. Я стараюсь отобрать самые целесообразные, обобщаю отобранное. На этом же заседании клуба формируются микрогруппы по способностям, возможностям, интересам; распределяется работа среди микрогрупп и внутри них. Микрогруппы получают задания по подготовке игр, фрагментов праздника, костюмов, подбору песен и стихов, постановке танцев и т.д.

Следующий этап предварительной работы – непосредственная подготовка к празднику (центральному событию). Проводятся творческие встречи с каждой микрогруппой для оказания помощи детям и родителям.

И, наконец, наступает центральное событие – праздник. Он начинается со встречи гостей. Здесь возможны разные варианты: встреча-церемониал (с хлебом-солью, цветами, заздравной песней и т.п.), сюжетная встреча (театрализованное действие).

На празднике соседствуют слово, образ, показ, творческая деятельность. Обязательно исполняется общая песня, проводятся коллективные игры, конкурсы, забавы, аттракционы. Присутствие исторических, литературных, сказочных, мифологических персонажей подсказано идеей праздника, обращенной либо к прошлому, либо к настоящему. Праздники красочно оформляются. Заключительную их часть стараюсь сделать четкой, яркой, краткой. Все секреты непременно раскрываются, участники награждаются.

Последний этап – подведение итогов. Это необходимо делать после каждого праздника, чтобы учесть и принять к сведению все плюсы и минусы мероприятия. Все члены клуба (дети, родители, учителя) отвечают на вопросы типа:

– Что было хорошо на празднике? Почему?

– Что не удалось? Почему?

– Что нужно сделать в будущем?

Опыт и материалы праздников я использую как во внеучебной воспитательной работе, так и в учебном процессе.

Наталья АЛДОШИНА, учитель начальных классов СШ №4, учитель года Орловской области-2000, Мценск, Орловская область

Вопросы теста-анкеты

Для детей:

1. Любишь ли ты родителей?

2. Любят ли они тебя?

3. Хотел бы ты быть похожим на своих родителей?

4. Часто ли дома бывают ссоры?

5. Хотел бы ты, когда вырастешь, жить вместе с родителями?

6. С кем ты чаще играешь? Гуляешь?

7. С кем бы ты хотел играть, гулять?

8. Кому ты доверяешь свои секреты?

9. Доверяют ли тебе свои секреты родители?

10. Кого из членов своей семьи считаешь своим другом?

11. Каким делом занимаетесь всей семьей?

Для родителей:

1. Каким видит меня мой ребенок?

2. Чувствует ли он себя любимым?

3. Нравится ли ему, как я с ним разговариваю?

4. Хотел бы я, чтобы он со мной говорил так, как я с ним?

5. Каких тем я избегаю в разговоре с ребенком?

6. Есть ли проблемы, которые я обсуждаю с ним? Какие?

7. Отчего страдает мой ребенок? Знаю ли я об этих страданиях или вообще не догадываюсь?

8. Есть ли хотя бы одно занятие, которым мы занимаемся вместе и с удовольствием?

9. Где и как часто я бываю со своим ребенком?

10. Чем увлекаюсь в свободное от работы время?

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте