Член Комитета Госдумы по просвещению Анна Скрозникова предложила ежегодно проводить анонимные опросы школьников для выявления учебных заведений, где дети становятся жертвами травли. Соответствующее обращение она направила вице-премьеру Татьяне Голиковой.
В письме депутат привела данные экспертов о том, что издевательства со стороны сверстников входят в число основных причин негативного отношения детей к школе. Согласно другим исследованиям 80% подростков отмечают, что самым распространенным местом, где они сталкиваются с буллингом, являются именно школы, указала Скрозникова.
«Считаю необходимым рассмотреть возможность проводить в общеобразовательных организациях ежегодные анонимные опросы среди обучающихся о распространении травли и издевательств. На основе полученных данных будет возможно сравнивать общеобразовательные организации на основе индекса, выделять школы группы риска и, наоборот, школы – носители лучших практик. Такой индекс можно было бы назвать «индекс дружелюбия школ», – написала депутат.
По ее словам, собирать данные можно через информационные системы «Госуслуги» или «Моя школа». Скрозникова считает, что таким образом у органов власти появится возможность выявлять наиболее неблагополучные школы и направлять в них педагогов-психологов для профилактики буллинга среди учеников.
Любовь ДУХАНИНА, председатель Совета по профессиональным квалификациям в сфере образования, зампредседателя наблюдательного совета Российского общества «Знание», координатор проекта ОНФ «Равные возможности – детям», доктор педагогических наук:
– Педагоги-психологи нужны не только в наиболее неблагополучных школах. То же самое касается и профилактики травли. Закон «Об образовании в РФ» гарантирует всем учащимся право на получение психологической помощи. А согласно рекомендациям Минпросвещения специалисты психолого-педагогического профиля должны активно участвовать не только в разрешении конфликтов, но и в реализации программ обучения, воспитания и социализации школьников. Их помощь неоценима при формировании атмосферы позитивного взаимодействия и развития. К сожалению, обеспеченность школ педагогами-психологами оставляет желать лучшего: 29 тысяч человек на 43 тысячи школ. Минпросвещения предлагает закрепить в качестве норматива, что на каждые 300 школьников в общеобразовательных организациях должен работать один специалист. Сегодня на школьного психолога может приходиться до 800 учеников.
Что касается травли, чаще всего ей подвергается тот, кто чем-то отличается от других комплекцией, одеждой, образом мыслей, увлечениями. Обычно страдают дети, у которых в школе мало приятелей, кому сложно общаться с большим количеством людей, сложно себя защищать. При возникновении травли требуются немедленное вмешательство подготовленных взрослых и комплексный подход. Ведь страдают от нее все – и жертва, и агрессор, и сторонние наблюдатели. Не нужно пытаться как-то «исправить» подвергающегося издевательствам ребенка. Гораздо важнее организовать диалог, выяснить причины поведения агрессора и наблюдателей, постараться развить у них эмпатию и уважение границ других. Часто буллерами становятся дети, пережившие насилие или психологические травмы. Поэтому важна грамотная диагностика уклада и общности школы, класса, мероприятия, где дети при участии взрослых обсуждают и формулируют правила безопасного взаимодействия в образовательной организации, а при необходимости – пространство, где можно поделиться тем, что их беспокоит.
Елена БАЧЕВА, сопредседатель Большого семейного совета Пермского края:
– Будем честными сами с собой: проблема буллинга есть в каждой школе. Только в одних учреждениях об унижении и издевательствах знают все, потому что этих случаев действительно много. А в других умеют отрегулировать такие ситуации или просто замалчивают. Cамое печальное – по-другому в современной школе и быть не может: наши дети не умеют, да и просто не знают, что значит дружить. Это подтверждают и официальные данные Института изучения детства, семьи и воспитания: 73% детей не верят в поддержку и помощь одноклассников. Ни опросами, ни анкетированием проблему буллинга не решить. Надо повсеместно возвращаться к идеям Антона Семеновича Макаренко и Игоря Петровича Иванова – грамотно сформированный классный коллектив, выстроенный на доверии, уважении, взаимопомощи и взаимовыручке, станет защитой ребенка не только в школьные годы, но и на всю его оставшуюся жизнь.
Юлия ЕСАУЛЕНКО, руководитель дирекции методического сопровождения проектов в сфере общего и дополнительного образования Центра просветительских инициатив Министерства просвещения РФ:
– Уже сейчас ежегодно обучающиеся 7‑11‑х классов проходят социально-психологическое тестирование. С его помощью классный руководитель или педагог-психолог могут больше узнать об эмоциональном состоянии школьника, сильных сторонах его личности (факторах защиты), сложных ситуациях, с которыми он сталкивается внутри образовательной организации, особенностях межличностных отношений, конфликтных ситуациях среди сверстников и взрослых. В результате появляется возможность оценить степень психологической устойчивости участника тестирования, которую он способен проявлять в трудных жизненных ситуациях, а также «рискогенность» среды, в которой он развивается и учится.
Получаемая информация позволяет специалистам создать индивидуальные рекомендации для каждого ребенка с целью повышения мотивации достижения успешных результатов в учебной деятельности, создания психологически комфортной и безопасной среды в образовательной организации и оказания обучающимся своевременной адресной помощи.
Важно, чтобы и специалисты, и родители знали о возможностях уже существующих в системе образования инструментов, доверяли профессионализму людей, которые там работают.
Александр ЦЫГАНОВ, учитель русского языка и литературы, финалист Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2019:
– На мой взгляд, буллинг – это искусственно раздутая тема. Он может присутствовать только в коллективе. Но где вы сейчас видите коллективы учащихся? Все индивидуалисты, каждый сам за себя. Поэтому я убежден, что тема буллинга в России – это западный вброс. Вот только с какой целью? Да и «травля» – понятие неизмеряемое. «У меня зеленый чехол телефона, меня троллят… Чем не буллинг? Большинство из нас в детстве пережили травлю в той или иной форме. Но, если не хочешь быть жертвой, не согласен, чтобы тебя травили, умей отстаивать свое право на существование, на свои принципы, в том числе с кулаками. Мне, например, часто приходилось драться, но я не считаю себя жертвой буллинга.
Ребенок в детстве должен научиться делать правильные выводы из любой ситуации, а не принимать ее смиренно, толерантно.
Эляна НЕБОГИНА, учитель русского языка и литературы Петропавловской школы Петропавловского района, Воронежская область:
– Несомненно, проблема, которую поднимает депутат Анна Скрозникова, очень серьезная. Хорошо, что эту тему в Комитете по просвещению не замалчивают. Я считаю, что классный руководитель, учитель может и не заметить травли, которая присутствует среди детей. Унижаемый ребенок не признает себя жертвой, при этом испытывает все последствия травли. Он не рассказывает об этом ни учителю, ни своим родным и близким. И находится в таком состоянии долгое время. По опыту своей работы знаю, что это не проходит само. Болезнь надо полностью искоренять, половинчатые меры не подходят. Причем все участники буллинга должны прийти к компромиссу и, как гарантия, отказу от прежних отношений.
Проблему надо решать, и если предложенный метод станет хоть частью решения вопроса, то его стоит применять. Однако мне не совсем понятны категории «школы группы риска» и «неблагополучные школы». Ведь в данной ситуации важно не наказать школу, а выявить проблему и поднять ее именно для педколлектива. Мы, учителя, можем и не догадываться о существовании травли в своей образовательной организации. Уверена, что учительское сообщество сможет само справиться с проблемой. В этом деле самое главное, с моей точки зрения, не наказать, а выявить зло и дать возможность справиться своими силами.
Семен ЕФРЕМОВ, учитель английского языка, советник директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями Шелтозерской средней школы, Карелия:
– На мой взгляд, инициатива неплохая, но требует более детальной проработки. Я считаю, что объективность полученной информации зависит от самого опроса, поэтому он должен быть на 100% анонимным, чтобы учащиеся не побоялись высказать свое мнение. Идея введения индекса дружелюбия школ достаточно спорная, так как может навредить репутации школы. По моему мнению, во всех школах должны быть педагог-психолог и социальный педагог, которые будут пресекать случаи буллинга и проводить мероприятия по его профилактике непосредственно на местах.
Ирина ТИХОНОВА, учитель, Великий Новгород:
– Я считаю, что никакие внешние факторы, в том числе привлечение педагогов-психологов, не способны решить проблему травли в школе. Для уничтожения этого явления необходимо только одно – возрождение крепкой внутришкольной и единой для всего государства организации, какими были пионерия и комсомол. Осудить травлю может только сам детский коллектив. И кстати, почему мы применяем слово «буллинг», разве не объявлено во всеуслышание, что необходимо очистить родную речь от иностранного влияния?
Комментарии