search
main
0

Травля в школе: помогут ли анонимные опросы?

Член Комитета Госдумы по просвещению Анна Скрозникова предложила ежегодно проводить анонимные опросы школьников для выявления учебных заведений, где дети становятся жертвами травли. Соответствующее обращение она направила вице-премьеру Татьяне Голиковой.

В письме депутат привела данные экспертов о том, что издевательства со стороны сверстников входят в число основных причин негативного отношения детей к школе. Согласно другим исследованиям 80% подростков отмечают, что самым распространенным местом, где они сталкиваются с буллингом, являются именно школы, указала Скрозникова.

«Считаю необходимым рассмотреть возможность проводить в общеобразовательных организациях ежегодные анонимные опросы среди обучающихся о распространении травли и издевательств. На основе полученных данных будет возможно сравнивать общеобразовательные организации на основе индекса, выделять школы группы риска и, наоборот, школы – носители лучших практик. Такой индекс можно было бы назвать «индекс дружелюбия школ», – написала депутат.

По ее словам, собирать данные можно через информационные системы «Гос­услуги» или «Моя школа». Скрозникова считает, что таким образом у органов власти появится возможность выявлять наиболее неблагополучные школы и направлять в них педагогов-психологов для профилактики буллинга среди учеников.

 

Любовь ДУХАНИНА, председатель Совета по профессиональным квалификациям в сфере образования, зампредседателя наблюдательного совета Российского общества «Знание», координатор проекта ОНФ «Равные возможности – детям», доктор педагогических наук:

– Педагоги-психологи нужны не только в наиболее неблагополучных школах. То же самое касается и профилактики травли. Закон «Об образовании в РФ» гарантирует всем учащимся право на получение психологической помощи. А согласно рекомендациям Минпросвещения специалисты психолого-педагогического профиля должны активно участвовать не только в разрешении конфликтов, но и в реализации программ обучения, воспитания и социализации школьников. Их помощь неоценима при формировании атмосферы позитивного взаимодействия и развития. К сожалению, обеспеченность школ педагогами-психологами оставляет желать лучшего: 29 тысяч человек на 43 тысячи школ. Минпросвещения предлагает закрепить в качестве норматива, что на каждые 300 школьников в общеобразовательных организациях должен работать один специалист. Сегодня на школьного психолога может приходиться до 800 учеников.

Что касается травли, чаще всего ей подвергается тот, кто чем-то отличается от других комплекцией, одеждой, образом мыслей, увлечениями. Обычно страдают дети, у которых в школе мало приятелей, кому сложно общаться с большим количеством людей, сложно себя защищать. При возникновении травли требуются немедленное вмешательство подготовленных взрослых и комплексный подход. Ведь страдают от нее все – и жертва, и агрессор, и сторонние наблюдатели. Не нужно пытаться как-то «исправить» подвергающегося издевательствам ребенка. Гораздо важнее организовать диалог, выяснить причины поведения агрессора и наблюдателей, постараться развить у них эмпатию и уважение границ других. Часто буллерами становятся дети, пережившие насилие или психологические травмы. Поэтому важна грамотная диагностика уклада и общности школы, класса, мероприятия, где дети при участии взрослых обсуждают и формулируют правила безопасного взаимодействия в образовательной организации, а при необходимости – пространство, где можно поделиться тем, что их беспокоит.

 

Елена БАЧЕВА, сопредседатель Большого семейного совета Пермского края:

– Будем честными сами с собой: проблема буллинга есть в каждой школе. Только в одних учреждениях об унижении и издевательствах знают все, потому что этих случаев действительно много. А в других умеют отрегулировать такие ситуации или просто замалчивают. Cамое печальное – по-другому в современной школе и быть не может: наши дети не умеют, да и просто не знают, что значит дружить. Это подтверждают и официальные данные Института изучения детства, семьи и воспитания: 73% детей не верят в поддержку и помощь одноклассников. Ни опросами, ни анкетированием проблему буллинга не решить. Надо повсеместно возвращаться к идеям Антона Семеновича Макаренко и Игоря Петровича Иванова – грамотно сформированный классный коллектив, выстроенный на доверии, уважении, взаимопомощи и взаимовыручке, станет защитой ребенка не только в школьные годы, но и на всю его оставшуюся жизнь.

 

Юлия ЕСАУЛЕНКО, руководитель дирекции методического сопровождения проектов в сфере общего и дополнительного образования Центра просветительских инициатив Министерства просвещения РФ:

– Уже сейчас ежегодно обучающиеся 7‑11‑х классов проходят социально-психологическое тестирование. С его помощью классный руководитель или педагог-психолог могут больше узнать об эмоциональном состоянии школьника, сильных сторонах его личности (факторах защиты), сложных ситуациях, с которыми он сталкивается внутри образовательной организации, особенностях межличностных отношений, конфликтных ситуациях среди сверстников и взрослых. В результате появляется возможность оценить степень психологической устойчивости участника тестирования, которую он способен проявлять в трудных жизненных ситуациях, а также «рискогенность» среды, в которой он развивается и учится.

Получаемая информация позволяет специалистам создать индивидуальные рекомендации для каждого ребенка с целью повышения мотивации достижения успешных результатов в учебной деятельности, создания психологически комфортной и безопасной среды в образовательной организации и оказания обучающимся своевременной адресной помощи.

Важно, чтобы и специалисты, и родители знали о возможностях уже существующих в системе образования инструментов, доверяли профессионализму людей, которые там работают.

 

Александр ЦЫГАНОВ, учитель русского языка и литературы, финалист Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2019:

– На мой взгляд, буллинг – это искусственно раздутая тема. Он может присутствовать только в коллективе. Но где вы сейчас видите коллективы учащихся? Все индивидуалисты, каждый сам за себя. Поэтому я убежден, что тема буллинга в России – это западный вброс. Вот только с какой целью? Да и «травля» – понятие неизмеряемое. «У меня зеленый чехол телефона, меня троллят… Чем не буллинг? Большинство из нас в детстве пережили травлю в той или иной форме. Но, если не хочешь быть жертвой, не согласен, чтобы тебя травили, умей отстаивать свое право на существование, на свои принципы, в том числе с кулаками. Мне, например, часто приходилось драться, но я не считаю себя жертвой буллинга.

Ребенок в детстве должен научиться делать правильные выводы из любой ситуации, а не принимать ее смиренно, толерантно.

 

Эляна НЕБОГИНА, учитель русского языка и литературы Петропавловской школы Петропавловского района, Воронежская область:

– Несомненно, проблема, которую поднимает депутат Анна Скрозникова, очень серьезная. Хорошо, что эту тему в Комитете по просвещению не замалчивают. Я считаю, что классный руководитель, учитель может и не заметить травли, которая присутствует среди детей. Унижаемый ребенок не признает себя жертвой, при этом испытывает все последствия травли. Он не рассказывает об этом ни учителю, ни своим родным и близким. И находится в таком состоянии долгое время. По опыту своей работы знаю, что это не проходит само. Болезнь надо полностью искоренять, половинчатые меры не подходят. Причем все участники буллинга должны прийти к компромиссу и, как гарантия, отказу от прежних отношений.

Проблему надо решать, и если предложенный метод станет хоть частью решения вопроса, то его стоит применять. Однако мне не совсем понятны категории «школы группы риска» и «неблагополучные школы». Ведь в данной ситуации важно не наказать школу, а выявить проблему и поднять ее именно для педколлектива. Мы, учителя, можем и не догадываться о существовании травли в своей образовательной организации. Уверена, что учительское сообщество сможет само справиться с проблемой. В этом деле самое главное, с моей точки зрения, не наказать, а выявить зло и дать возможность справиться своими силами.

 

Семен ЕФРЕМОВ, учитель английского языка, советник директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями Шелтозерской средней школы, Карелия:

– На мой взгляд, инициатива неплохая, но требует более детальной проработки. Я считаю, что объективность полученной информации зависит от самого опроса, поэтому он должен быть на 100% анонимным, чтобы учащиеся не побоялись высказать свое мнение. Идея введения индекса дружелюбия школ достаточно спорная, так как может навредить репутации школы. По моему мнению, во всех школах должны быть педагог-психолог и социальный педагог, которые будут пресекать случаи буллинга и проводить мероприятия по его профилактике непосредственно на местах.

 

Ирина ТИХОНОВА, учитель, Великий Новгород:

– Я считаю, что никакие внешние факторы, в том числе привлечение педагогов-психологов, не способны решить проблему травли в школе. Для уничтожения этого явления необходимо только одно – возрождение крепкой внутришкольной и единой для всего государства организации, какими были пионерия и комсомол. Осудить травлю может только сам детский коллектив. И кстати, почему мы применяем слово «буллинг», разве не объявлено во всеуслышание, что необходимо очистить родную речь от иностранного влияния?

 

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте