search
main
0

Традиции и инновации – основа поступательного развития

В этом году ректору МПГУ академику РАН и РАО Виктору МАТРОСОВУ исполнится 60 лет. Мы знаем, что множество выпускников университета работают в московских школах, занимают значимые должности в системе управления столичным образованием, вуз стал национальным достоянием страны, его посетили, казалось бы, все высшие руководители страны. Наверное, ректору можно было почивать на лаврах, но Виктор Леонидович, талантливый преподаватель математики и ученый, постоянно ставит все новые и новые задачи перед своим педагогическим коллективом, понимая, что с каждым днем возрастают требования к учителю, а следовательно, и к выпускнику МПГУ.

Сознавая особую ответственность МПГУ как лидера системы педагогического образования и одного из ведущих вузов страны, мы в течение всего прошлого учебного года последовательно проводили линию на сохранение уникальной отрасли педагогического образования, на поиск оптимальных путей ее реформирования в соответствии с требованиями современного общества. На всех уровнях, где мне пришлось выступать, я отстаивал точку зрения нашего коллектива о том, что поддержка педагогического образования, ясность целей и последовательность в его реформировании – важнейший фактор развития всего отечественного образования. Об этом шла речь на совещании ректоров педагогических вузов в феврале 2010 года, в основном докладе я особо подчеркивал, что важным условием обеспечения модернизации образования стало развитие ведущих педагогических университетов как инновационных центров. Именно они имеют ресурсы для проведения научных исследований, подготовки научных и научно-педагогических кадров, повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов на основе постоянного сотрудничества с образовательными учреждениями всех типов, органами управления образованием, научными организациями. Наступивший учебный год будет во многом переломным для высшей школы. Важнейшим направлением модернизации становится переход всех вузов к 2011 году на двухуровневое образование, то есть на подготовку бакалавров и магистров, в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами нового поколения. В этой ситуации мы считаем принципиально важной задачей готовить выпускников не только к общепедагогическим функциям, но прежде всего к преподаванию в средней школе. Такая позиция была реализована нами в разработанных Федеральных государственных образовательных стандартах, о чем я говорил в выступлении на заседании коллегии ФАО 25 января 2010 года. Наши предложения, связанные с конкретными мерами по развитию среднего и педагогического образования, были направлены в рабочую группу Государственного совета для подготовки доклада к заседанию Госсовета 31 августа 2010 года и нашли отклик в поддержке идеи комплексов непрерывного образования (как сказал министр, так называемых цепочек лицей – колледж – университет), в Государственную Думу, Совет Федерации, министерство. Вся эта сложная, многоаспектная и, я бы сказал, тонкая работа по формированию стратегии развития образования способствует укреплению позиций нашего университета как одного из лидеров высшей школы России.Говоря о сочетании традиций и инноваций как основе поступательного развития университета, не могу не вспомнить о том, что 5 наших факультетов в минувшем году отметили 110-летие со дня своего основания – математический, филологический, исторический, биолого-химический, факультет физики и информационных технологий. Мы рассматриваем эту дату как серьезное событие в истории не только МПГУ, но и всей отечественной высшей педагогической школы. Одним из фактов общественного признания нашего университета стало получение в 2010 году знака «Сто лучших организаций в области науки и образования». Именно как один из лучших, самых уважаемых университетов мы стали базовой организацией для экспертной комиссии по присуждению премий Правительства РФ в области образования. На рассмотрение в комиссию поступило в этом году 86 работ ведущих ученых вузов разных уголков страны: МГТУ имени Баумана, Медицинской академии им. Сеченова, Санкт-Петербургского университета, Иркутского университета, Дальневосточного технического университета. Реформа управления образованием на федеральном уровне – я имею в виду упразднение Федерального агентства по образованию и реформирование министерства – безусловно, создала немало объективных сложностей всем вузам. Но, несмотря на это, нам удалось решить несколько важных задач: в числе первых 5 вузов мы подписали новый Устав МПГУ, который значительно увеличивает академические свободы вуза, расширяет направления нашей деятельности, в том числе приносящей доход (внебюджетной), зарегистрирован и новый коллективный договор. Плановая аккредитация университета, которая, как известно, проводится каждые 5 лет, на этот раз проходила по новым правилам. Впервые были переведены в электронный вид и проходили экспертизу в учебно-методическом центре города Шахты все учебные планы университета, впервые в режиме on-line тестировались студенты по 49 дисциплинам общих циклов – гуманитарного, естественно-научного и общепрофессионального. Тестирование проходило в течение 3 дней, в нем приняли участие 1177 студентов, которые подтвердили высокое качество обучения в университете. По 10 образовательным программам и университету в целом работали независимые эксперты. Таким образом, была соблюдена максимальная объективность при проведении аккредитации. Поэтому нас не может не радовать итог: МПГУ аккредитован как университет на 5 лет с результатом 100%, получено новое Свидетельство о государственной аккредитации, которое позволяет нам выдавать диплом государственного образца. Практически параллельно с аккредитацией и также по новым правилам проводилось лицензирование университета, поскольку истекал срок действия нашей лицензии. После прохождения экспертизы в Федеральной службе по надзору университетом своевременно получена новая лицензия впервые сроком на 6 лет. При лицензировании была проведена большая работа по расширению сферы образовательных услуг. В лицензию включены 10 новых для университета направлений высшего образования, 13 новых программ аспирантуры и 8 программ для получения дополнительных квалификаций. (Вы видите этот перечень на экране.) Таким образом, новая лицензия предоставляет университету широкие возможности для развития. В ближайшее время факультетам совместно с управлениями университета и отделом нового приема необходимо дать конкретные предложения по использованию возможностей новой лицензии для организации предстоящего набора в 2011 году.2009-2010 учебный год был годом активной разработки учебно-методической документации нового поколения в связи с переходом на федеральные государственные образовательные стандарты бакалавриата и магистратуры. Наш университет был непосредственным разработчиком федеральных стандартов в области высшего педагогического образования. На практике мы одними из первых в стране уже в приемную кампанию 2010 года в экспериментальном порядке осуществили прием на новые направления бакалавриата, выиграли конкурс по введению экспериментальной программы нового вида – прикладного бакалавриата – по профилю «Физическая культура». Для решения этих задач факультетам пришлось в кратчайшие сроки провести по-настоящему новаторскую работу: разработать около 20 учебных планов на основе новых принципов, провести повышение квалификации профессорско-преподавательского состава университета и других вузов. В требованиях федеральных стандартов особое внимание уделено использованию электронно-библиотечных ресурсов, обеспечению доступа в сеть «Интернет». В последние годы университет уделяет этим проблемам повышенное внимание. Напомню, что только в рамках Инновационной образовательной программы в 2007-2008 годах университет направил в проекте «Создание единой информационной среды университета» 65 млн руб. на закупку и установку сетей и техники, провел масштабную модернизацию материальной базы, повышение квалификации ППС и АУП. В 2009 году обсуждена концепция электронной библиотеки, всем понятно, что эта работа требует значительных материальных средств, обученного технического персонала, но университет будет продолжать активную деятельность в этом направлении. Наш университет – мощный научный центр страны. Его уровень, пожалуй, сравним с крупнейшими исследовательскими университетами Европы. Гордость университета – 45 научных школ, признанных в России и за рубежом. По итогам конкурса 2010 года Совет по грантам Президента РФ признал победителем научный коллектив под руководством профессора Г.Гольцмана. Принципиально важно, что исследования университета соответствуют Приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники в Российской Федерации, а также Перечню критических технологий страны. Свыше 60% исследований носят фундаментальный характер и ведутся по передовым научным направлениям по 17 областям наук. Многие наши научные результаты имеют общенациональное и мировое значение. Набирает силу созданный по решению правительства НОЦ «Нанотехнологии», подготовлен проект оснащения центра научным оборудованием, на который в 2010-20011 году государством выделяется более 112 млн рублей. Мы видим большие перспективы участия центра в инновационных процессах страны, интеграции всего инновационного потенциала университета.В 2009 году сотрудники факультета физики и информационных технологий завершили проект «Синфония», входящий в международную программу Европейской комиссии, были разработаны новые телекоммуникационные системы, в которых используется новый тип счетчиков оптических фотонов. Сотрудники биолого-химического факультета получили экспериментальные данные по молекулярно-генетическим свойствам геномов. Высокий научный уровень университета подтверждается и тем, что наши ученые становятся ежегодно победителями по 100-150 конкурсным проектам министерств, ведомств, фондов, региональных органов власти. Мы стали больше внимания уделять научной молодежи. Важно, что молодые совместно с крупными учеными включаются в деятельность учебно-научных и научно-образовательных центров, в разработку проектов, объявляемых Минобрнауки РФ. В то же время считаю необходимым создать постоянно действующий совет молодых ученых МПГУ, активизировать работу таких советов на факультетах, включить их в работу по привлечению грантов для молодых ученых, объявляемых на федеральном уровне.Молодые – будущее нашего университета. Это касается и тех, кто 1 сентября впервые вошел в здание университета как студент МПГУ. Отмечу, что в крайне сложной демографической и климатической ситуации мы провели набор в университет успешнее, чем в предыдущий год. В прошлом году было подано 11 тыс. 311 заявлений, а в этом году – почти 15 тыс. Средний конкурс составил около 8 человек на место, а по некоторым специальностям он доходил до 20 и даже 40 человек на место (на факультетах иностранных языков, историческом, филологическом, СЭП). К нам поступили 26 победителей и 410 призеров олимпиад, что позволяет говорить о высоком качестве нового набора. Мы полностью выполнили план бюджетного набора (2074 чел.) и на 1/3 увеличили договорной прием. Получение университетом статуса особо ценного объекта культурного наследия народов Российской Федерации позволило нам существенно нарастить объемы финансирования вуза. Из 168 млн рублей,  дополнительно полученных университетом, около 70% было направлено на надбавки к заработной плате сотрудникам и профессорско-преподавательскому составу. В новом учебном году мы продолжим получать дополнительное финансирование примерно в той же пропорции и сохраним структуру его расходования. К началу учебного года было выполнено пожелание Президента РФ Дмитрия Медведева – восстановлены исторические фасады библиотеки, мы подготовили проекты материально-технической модернизации двух наших исторических зданий: главного корпуса и факультета физики и информационных технологий, проектная документация передана на рассмотрение в Министерство культуры РФ. В 2009 года аудитория 312 главного корпуса переоборудована в художественный музей, 17 ноября экспозиция музея встретила первых гостей. В целом на ремонтно-строительные работы в отчетном периоде было потрачено почти 89 млн рублей бюджетных и внебюджетных средств, плюс к этому МПГУ тратит около 20 млн рублей на хозяйственные нужды.В минувшем учебном году мы смогли достигнуть новых высоких результатов. Но нам нельзя успокаиваться. Мы знаем, что с лидеров спрос особый. Мы отчетливо понимаем, какие сложные, новаторские задачи ждут нашего решения. И от этого решения во многом зависит судьба педагогического образования страны. С таким пониманием мы и начинаем новый учебный год.От редакцииЖурналисты «Учительской газеты» уверены, что под руководством Виктора Матросова МПГУ займет еще более значительные высоты в развитии педагогического образования, а его ректор добьется внушительных успехов в педагогической и научной деятельности. Юбилей – повод не только подвести итоги, но и почувствовать себя на новом витке творческой молодости. Чего мы Виктору Леонидовичу от души и желаем.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте