search
main
Топ 10
ЕГЭ досрочно: стало известно, сколько человек будут сдавать экзамен этой весной В России появятся учебно-педагогические округа: непрерывное педагогическое образование в них обеспечат педвузы Рособрнадзор предложил проверять школы на добросовестность Ученые узнали, как работает мозг школьников и взрослых людей при чтении текстов на русском языке Госнаграды и сертификаты на полмиллиона рублей вручили костромским учителям Педагогические династии чествовали в Мордовии на открытии Года педагога и наставника Чем отличается детская школа искусств, которую Владимир Путин открыл в Херсонесе Рособрнадзору поручен анализ бюрократической нагрузки на педагогов Утвержден состав оргкомитета Всероссийского конкурса «Первый учитель» Эксперты рассказали, может ли учитель поставить двойку за опоздание на урок Президент РФ высказался по вопросу отмены ЕГЭ Авторами лучших посланий учителю стали чиновник, методист, директор школы и писательница Липецким школьникам преподают «Окружающий мир» на нестандартных занятиях В Минобороны выбрали всеармейского «Педагога года» Главный редактор сетевого издания «Учительская газета» вручил спецприз конкурса «Педагоги года Москвы» «В помощь учителю»: 27 марта в РАО расскажут, как отношение родителей влияет на учебные успехи школьников Школьников приглашают в Эрмитаж рассказать о своей Родине в рамках конкурса проекта «Я живу в России» Сердце отдают детям: в Москве назвали имена лучших педагогов дополнительного образования В 2022 году более 5 тысяч белгородских учителей подали заявление на аттестацию онлайн Демонстрационный экзамен, приложение к диплому, «Профессионалитет»: что Минпросвещения делает для развития СПО
0

Традиции и инновации – основа поступательного развития

В этом году ректору МПГУ академику РАН и РАО Виктору МАТРОСОВУ исполнится 60 лет. Мы знаем, что множество выпускников университета работают в московских школах, занимают значимые должности в системе управления столичным образованием, вуз стал национальным достоянием страны, его посетили, казалось бы, все высшие руководители страны. Наверное, ректору можно было почивать на лаврах, но Виктор Леонидович, талантливый преподаватель математики и ученый, постоянно ставит все новые и новые задачи перед своим педагогическим коллективом, понимая, что с каждым днем возрастают требования к учителю, а следовательно, и к выпускнику МПГУ.

Сознавая особую ответственность МПГУ как лидера системы педагогического образования и одного из ведущих вузов страны, мы в течение всего прошлого учебного года последовательно проводили линию на сохранение уникальной отрасли педагогического образования, на поиск оптимальных путей ее реформирования в соответствии с требованиями современного общества. На всех уровнях, где мне пришлось выступать, я отстаивал точку зрения нашего коллектива о том, что поддержка педагогического образования, ясность целей и последовательность в его реформировании – важнейший фактор развития всего отечественного образования. Об этом шла речь на совещании ректоров педагогических вузов в феврале 2010 года, в основном докладе я особо подчеркивал, что важным условием обеспечения модернизации образования стало развитие ведущих педагогических университетов как инновационных центров. Именно они имеют ресурсы для проведения научных исследований, подготовки научных и научно-педагогических кадров, повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов на основе постоянного сотрудничества с образовательными учреждениями всех типов, органами управления образованием, научными организациями. Наступивший учебный год будет во многом переломным для высшей школы. Важнейшим направлением модернизации становится переход всех вузов к 2011 году на двухуровневое образование, то есть на подготовку бакалавров и магистров, в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами нового поколения. В этой ситуации мы считаем принципиально важной задачей готовить выпускников не только к общепедагогическим функциям, но прежде всего к преподаванию в средней школе. Такая позиция была реализована нами в разработанных Федеральных государственных образовательных стандартах, о чем я говорил в выступлении на заседании коллегии ФАО 25 января 2010 года. Наши предложения, связанные с конкретными мерами по развитию среднего и педагогического образования, были направлены в рабочую группу Государственного совета для подготовки доклада к заседанию Госсовета 31 августа 2010 года и нашли отклик в поддержке идеи комплексов непрерывного образования (как сказал министр, так называемых цепочек лицей – колледж – университет), в Государственную Думу, Совет Федерации, министерство. Вся эта сложная, многоаспектная и, я бы сказал, тонкая работа по формированию стратегии развития образования способствует укреплению позиций нашего университета как одного из лидеров высшей школы России.Говоря о сочетании традиций и инноваций как основе поступательного развития университета, не могу не вспомнить о том, что 5 наших факультетов в минувшем году отметили 110-летие со дня своего основания – математический, филологический, исторический, биолого-химический, факультет физики и информационных технологий. Мы рассматриваем эту дату как серьезное событие в истории не только МПГУ, но и всей отечественной высшей педагогической школы. Одним из фактов общественного признания нашего университета стало получение в 2010 году знака «Сто лучших организаций в области науки и образования». Именно как один из лучших, самых уважаемых университетов мы стали базовой организацией для экспертной комиссии по присуждению премий Правительства РФ в области образования. На рассмотрение в комиссию поступило в этом году 86 работ ведущих ученых вузов разных уголков страны: МГТУ имени Баумана, Медицинской академии им. Сеченова, Санкт-Петербургского университета, Иркутского университета, Дальневосточного технического университета. Реформа управления образованием на федеральном уровне – я имею в виду упразднение Федерального агентства по образованию и реформирование министерства – безусловно, создала немало объективных сложностей всем вузам. Но, несмотря на это, нам удалось решить несколько важных задач: в числе первых 5 вузов мы подписали новый Устав МПГУ, который значительно увеличивает академические свободы вуза, расширяет направления нашей деятельности, в том числе приносящей доход (внебюджетной), зарегистрирован и новый коллективный договор. Плановая аккредитация университета, которая, как известно, проводится каждые 5 лет, на этот раз проходила по новым правилам. Впервые были переведены в электронный вид и проходили экспертизу в учебно-методическом центре города Шахты все учебные планы университета, впервые в режиме on-line тестировались студенты по 49 дисциплинам общих циклов – гуманитарного, естественно-научного и общепрофессионального. Тестирование проходило в течение 3 дней, в нем приняли участие 1177 студентов, которые подтвердили высокое качество обучения в университете. По 10 образовательным программам и университету в целом работали независимые эксперты. Таким образом, была соблюдена максимальная объективность при проведении аккредитации. Поэтому нас не может не радовать итог: МПГУ аккредитован как университет на 5 лет с результатом 100%, получено новое Свидетельство о государственной аккредитации, которое позволяет нам выдавать диплом государственного образца. Практически параллельно с аккредитацией и также по новым правилам проводилось лицензирование университета, поскольку истекал срок действия нашей лицензии. После прохождения экспертизы в Федеральной службе по надзору университетом своевременно получена новая лицензия впервые сроком на 6 лет. При лицензировании была проведена большая работа по расширению сферы образовательных услуг. В лицензию включены 10 новых для университета направлений высшего образования, 13 новых программ аспирантуры и 8 программ для получения дополнительных квалификаций. (Вы видите этот перечень на экране.) Таким образом, новая лицензия предоставляет университету широкие возможности для развития. В ближайшее время факультетам совместно с управлениями университета и отделом нового приема необходимо дать конкретные предложения по использованию возможностей новой лицензии для организации предстоящего набора в 2011 году.2009-2010 учебный год был годом активной разработки учебно-методической документации нового поколения в связи с переходом на федеральные государственные образовательные стандарты бакалавриата и магистратуры. Наш университет был непосредственным разработчиком федеральных стандартов в области высшего педагогического образования. На практике мы одними из первых в стране уже в приемную кампанию 2010 года в экспериментальном порядке осуществили прием на новые направления бакалавриата, выиграли конкурс по введению экспериментальной программы нового вида – прикладного бакалавриата – по профилю «Физическая культура». Для решения этих задач факультетам пришлось в кратчайшие сроки провести по-настоящему новаторскую работу: разработать около 20 учебных планов на основе новых принципов, провести повышение квалификации профессорско-преподавательского состава университета и других вузов. В требованиях федеральных стандартов особое внимание уделено использованию электронно-библиотечных ресурсов, обеспечению доступа в сеть «Интернет». В последние годы университет уделяет этим проблемам повышенное внимание. Напомню, что только в рамках Инновационной образовательной программы в 2007-2008 годах университет направил в проекте «Создание единой информационной среды университета» 65 млн руб. на закупку и установку сетей и техники, провел масштабную модернизацию материальной базы, повышение квалификации ППС и АУП. В 2009 году обсуждена концепция электронной библиотеки, всем понятно, что эта работа требует значительных материальных средств, обученного технического персонала, но университет будет продолжать активную деятельность в этом направлении. Наш университет – мощный научный центр страны. Его уровень, пожалуй, сравним с крупнейшими исследовательскими университетами Европы. Гордость университета – 45 научных школ, признанных в России и за рубежом. По итогам конкурса 2010 года Совет по грантам Президента РФ признал победителем научный коллектив под руководством профессора Г.Гольцмана. Принципиально важно, что исследования университета соответствуют Приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники в Российской Федерации, а также Перечню критических технологий страны. Свыше 60% исследований носят фундаментальный характер и ведутся по передовым научным направлениям по 17 областям наук. Многие наши научные результаты имеют общенациональное и мировое значение. Набирает силу созданный по решению правительства НОЦ «Нанотехнологии», подготовлен проект оснащения центра научным оборудованием, на который в 2010-20011 году государством выделяется более 112 млн рублей. Мы видим большие перспективы участия центра в инновационных процессах страны, интеграции всего инновационного потенциала университета.В 2009 году сотрудники факультета физики и информационных технологий завершили проект «Синфония», входящий в международную программу Европейской комиссии, были разработаны новые телекоммуникационные системы, в которых используется новый тип счетчиков оптических фотонов. Сотрудники биолого-химического факультета получили экспериментальные данные по молекулярно-генетическим свойствам геномов. Высокий научный уровень университета подтверждается и тем, что наши ученые становятся ежегодно победителями по 100-150 конкурсным проектам министерств, ведомств, фондов, региональных органов власти. Мы стали больше внимания уделять научной молодежи. Важно, что молодые совместно с крупными учеными включаются в деятельность учебно-научных и научно-образовательных центров, в разработку проектов, объявляемых Минобрнауки РФ. В то же время считаю необходимым создать постоянно действующий совет молодых ученых МПГУ, активизировать работу таких советов на факультетах, включить их в работу по привлечению грантов для молодых ученых, объявляемых на федеральном уровне.Молодые – будущее нашего университета. Это касается и тех, кто 1 сентября впервые вошел в здание университета как студент МПГУ. Отмечу, что в крайне сложной демографической и климатической ситуации мы провели набор в университет успешнее, чем в предыдущий год. В прошлом году было подано 11 тыс. 311 заявлений, а в этом году – почти 15 тыс. Средний конкурс составил около 8 человек на место, а по некоторым специальностям он доходил до 20 и даже 40 человек на место (на факультетах иностранных языков, историческом, филологическом, СЭП). К нам поступили 26 победителей и 410 призеров олимпиад, что позволяет говорить о высоком качестве нового набора. Мы полностью выполнили план бюджетного набора (2074 чел.) и на 1/3 увеличили договорной прием. Получение университетом статуса особо ценного объекта культурного наследия народов Российской Федерации позволило нам существенно нарастить объемы финансирования вуза. Из 168 млн рублей,  дополнительно полученных университетом, около 70% было направлено на надбавки к заработной плате сотрудникам и профессорско-преподавательскому составу. В новом учебном году мы продолжим получать дополнительное финансирование примерно в той же пропорции и сохраним структуру его расходования. К началу учебного года было выполнено пожелание Президента РФ Дмитрия Медведева – восстановлены исторические фасады библиотеки, мы подготовили проекты материально-технической модернизации двух наших исторических зданий: главного корпуса и факультета физики и информационных технологий, проектная документация передана на рассмотрение в Министерство культуры РФ. В 2009 года аудитория 312 главного корпуса переоборудована в художественный музей, 17 ноября экспозиция музея встретила первых гостей. В целом на ремонтно-строительные работы в отчетном периоде было потрачено почти 89 млн рублей бюджетных и внебюджетных средств, плюс к этому МПГУ тратит около 20 млн рублей на хозяйственные нужды.В минувшем учебном году мы смогли достигнуть новых высоких результатов. Но нам нельзя успокаиваться. Мы знаем, что с лидеров спрос особый. Мы отчетливо понимаем, какие сложные, новаторские задачи ждут нашего решения. И от этого решения во многом зависит судьба педагогического образования страны. С таким пониманием мы и начинаем новый учебный год.От редакцииЖурналисты «Учительской газеты» уверены, что под руководством Виктора Матросова МПГУ займет еще более значительные высоты в развитии педагогического образования, а его ректор добьется внушительных успехов в педагогической и научной деятельности. Юбилей – повод не только подвести итоги, но и почувствовать себя на новом витке творческой молодости. Чего мы Виктору Леонидовичу от души и желаем.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте