search
main
0

Тот, кто не смотрит вперед, оказывается позади

​Подходит к концу 2011-2012 учебный год, а значит, настало время оглянуться назад, подвести итоги, проанализировать результаты уходящего учебного года и поставить цели на год предстоящий. Каким он стал для нас – этот год введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования? Какая система работы, методической помощи учителям была выстроена в этом году?

В течение учебного года была продолжена работа по приведению в соответствие нормативно-правовой базы образовательных учреждений, касающейся введения ФГОС НОО. Педагогические коллективы составляли основную образовательную программу начального общего образования и вносили в нее изменения, связанные с выходом приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 сентября 2011 г. №2357, в соответствие с требованиями ФГОС НОО были приведены и локальные акты образовательных учреждений, причем работа в этом направлении продолжается.Одной из основных задач округа по введению ФГОС НОО стало кадровое обеспечение образовательного процесса. Для достижения этой цели на базе одиннадцати пилотных школ округа работают восемнадцать стажировочных площадок, на которых учителя начальных классов и заместители директоров по УВР I ступени проходят курсовую подготовку по направлению «ИКТ-компетентность учителя начальных классов». Тьюторы округа не только обучают учителей работе в информационной среде, использованию мультимедийных инструментов и сред, но и помогают проектировать учебный процесс, который формирует ИКТ-компетентность учащихся начальной школы в рамках системно-деятельностного подхода. Тьюторы, работающие на стажировочных площадках округа, оказывают также и точечную помощь образовательным учреждениям, имеющим затруднения по работе с мобильными классами и информационными пространствами. В течение года помощь такого рода была оказана 22 образовательным учреждениям округа. Территориальные особенности Юго-Западного административного округа, его большая протяженность, наличие 12 районов обуславливают создание на базе стажировочных площадок округа районных ресурсных центров, находящихся в шаговой доступности и оказывающих консультативную помощь учителям начальной школы.Новые стандарты ориентируют образовательный процесс на достижение качественно новых целей и результатов. Основной задачей и критерием оценки выступает уже не освоение обязательного минимума содержания образования, а овладение системой учебных действий с изучаемым учебным материалом.Для построения урока в рамках ФГОС НОО важно понять, какими должны быть критерии результативности современного урока:    цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику;    учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений);    используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе;    учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы;    учитель эффективно сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески;    на уроке задают задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся);    учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися;    учитель стремится оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи, руководствуется траекторией личностного роста ребенка;    учитель принимает и поощряет выражаемую учеником собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения;    стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта;    на уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель – ученик» (через отношения, совместную деятельность).    временная школа оснащается новым оборудованием. В образовательные учреждения поступают инструменты, которые помогают не только достигать предметные, но и способствовать достижению метапредметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, активно использовать средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач; различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета.Основное содержание программы «Формирование ИКТ-компетентности учащихся» реализуется средствами различных учебных предметов. Важно, чтобы формирование того или иного элемента или компонента ИКТ-компетентности было непосредственно увязано с его применением. Тем самым обеспечиваются:    естественная мотивация, цель обучения;    встроенный контроль результатов освоения ИКТ;    повышение эффективности применения ИКТ в данном предмете;    формирование цифрового портфолио по предмету, что важно для оценивания результатов освоения этого предмета.Современные инструменты, поступающие в образовательные учреждения, позволяют учителям создавать интересные, насыщенные учебным материалом и деятельностью учащихся уроки. Возросла эффективность образовательного процесса, которая в перспективе приведет к улучшению качества образования. Учитель получил возможность углубить знания учащихся по изучаемым предметам, заметно повысилась мотивация учеников, появилась возможность посредством информационных технологий осуществить индивидуализацию обучения, проследить продвижение ученика по его личной траектории развития, осуществить обучение с расчетом на зону ближайшего развития.В практике работы учителя первых классов стали активно использовать возможности именных информационных пространств. С начала учебного года количество пространств учителей возросло в два раза. Учителя ведут образовательные пространства, применяя его ресурсы и элементы курса для дистанционного обучения, использования интернет-ресурсов на уроке, контроля знаний, ведения проектной деятельности, отражения внеклассной жизни класса, дистанционного общения с родителями. Активными участниками курсов постепенно становятся ученики: ребята размещают в форумах результаты своей работы с различными инструментами, самостоятельно выполняют творческие задания, работают с интерактивными элементами, дистанционно общаются.В течение 2011-2012 учебного года на базе всех пилотных образовательных учреждений округа (№25, 1733, 1273, 1931, 1065, 1071, 2006, 46, 2042, 1020, 156, 1205, 1945, 1644) были проведены открытые уроки и мастер-классы для учителей начальной школы округа. Открытые уроки посетили представители 134 образовательных учреждений округа (около 600 учителей преимущественно 1-х и 4-х классов), в мастер-классах приняли участие представители всех ОУ округа. После мероприятий состоялось обсуждение проблем, возникающих у учителей начальной школы при реализации ФГОС НОО. Серия открытых мероприятий дала толчок для активного включения в образовательный процесс нового учебного и информационного оборудования, помогла учителям округа понять, как проектировать учебный процесс в парадигме системно-деятельностного подхода, работать над формированием УУД.Для своевременного информирования родительской общественности об особенностях реализации ФГОС НОО, а также для популяризации положительного опыта работы учителей начальных классов ЮЗОУО согласно графику в марте 2012 года во всех образовательных учреждениях округа были проведены открытые уроки для родителей первоклассников. Всего в течение марта прошло более 350 открытых уроков в 147 образовательных учреждениях округа. Родители имели возможность не только наблюдать за образовательным процессом, но и сами были включены в познавательную деятельность. Мини-мастер-классы позволили родителям почувствовать себя учениками школы XXI века, понять, как изменилась школа за последние годы, осознать, что работа с новыми инструментами положительно влияет на учебный процесс в целом и на мотивацию учащихся в частности. Такая форма работы с родителями в первую очередь позволила сделать школу более открытой и доступной для родительской общественности. Мероприятие имело широкий общественный резонанс, от родителей были получены положительные отзывы о работе образовательных учреждений и педагогических коллективов. Открытость образовательного процесса позволила снизить количество конфликтных ситуаций, возникающих в образовательных учреждениях округа. Одним из главных результатов данного направления работы я считаю повышение социального статуса учителя. Работа в этом направлении будет продолжена, на следующий учебный год также будут запланированы мероприятия с привлечением родительской общественности.Важнейшим вопросом для обсуждения и проектирования остается вопрос системы оценивания достижений обучающихся в условиях введения ФГОС НОО. Приоритетной задачей обучения становится успешное включение младших школьников в учебную деятельность, становление учебной самостоятельности. Начальная школа должна помочь детям освоить эффективные средства управления учебной деятельностью, развить способности к сотрудничеству. Система оценки – сложная и многофункциональная система, включающая как текущую, так и итоговую оценку результатов деятельности младших школьников; как оценку деятельности педагогов и школы, так и оценку результатов деятельности системы образования.Стандарты устанавливают три группы образовательных результатов – личностные, метапредметные и предметные, выделяя при этом основные образовательные результаты для каждой ступени обучения. Основные результаты начального общего образования – это:    формирование универсальных и предметных способов действий, а также опорной системы знаний, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе;    воспитание основ умения учиться – способности к самоорганизации с целью постановки и решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;    индивидуальный прогресс в основных сферах развития личности – мотивационно-смысловой, познавательной, эмоциональной, волевой и саморегуляции.Система оценки выходит за узкие рамки системы контроля качества образования и становится принципиально необходимым элементом модели обеспечения качества образования, одним из регулирующих элементов системы образования, в значительной мере способствующих поддержанию единства всей системы образования, обеспечению преемственности в системе непрерывного образования.Через вовлечение педагогов в осознанную текущую оценочную деятельность, согласованную с внешней оценкой, система оценки и выполняет свою миссию ориентации образовательного процесса на достижение значимых для личности, общества и государства результатов образования. Оценка как средство обеспечения качества образования предполагает вовлеченность в оценочную деятельность не только педагогов, но и самих учащихся. Оценка на единой критериальной основе, формирование навыков рефлексии, самоанализа, самоконтроля, само- и взаимооценки не только дают возможность учащимся освоить эффективные средства управления своей учебной деятельностью, но способствуют развитию самосознания, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, развитию готовности к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты. В этом смысле можно говорить о такой особенности предлагаемой системы оценки, как ее естественная встроенность в образовательный процесс.Предметом итоговой оценки стала способность учащихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, построенные на материале опорной системы знаний и метапредметных достижений. Материалы диагностик находятся в стадии разработки.Подчеркну, что механизмы введения ФГОС НОО могут быть эффективны только в комплексе. Этот учебный год показал, что добиться положительной динамики в развитии начального образования округа можно, только доходя до каждого учителя начальных классов, и задача методиста – это построение индивидуальной траектории роста и развития каждого учителя, точечная помощь, поддержка и сопровождение его на всех этапах образовательного процесса.Майя МАЙСУРАДЗЕ, руководитель лаборатории начального образования МЦ ЮЗОУО

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте