![](http://89.108.119.44/wp-content/uploads/2020/08/gornyj-pejzazh-s-pasushhimisya-ovczami.jpg)
Томас Гейнсборо – один из лучших портретистов XVIII века, чье творчество нельзя вписать в шаблонные рамки и оценить при помощи стандартных критериев. Убедиться в этом вы можете лично: экспозиция открыта до 1 марта в ГМИИ им. А.С. Пушкина.
Для меня знакомство с изобразительным искусством – это всегда сложный разговор, имеющий шанс состояться только в приятной для него атмосфере. Освещение, композиция, звуковое сопровождение, выбор экспонатов, описание. Все это призвано упростить этот диалог.
Существует два уровня восприятия искусства – профессиональный и любительский. Первый основывается на глубоком понимании структуры творческого процесса и хорошем знании теории. Второй уровень определяется только двумя критериями: «нравится» и «не нравится». Экспозиция работ Томаса Гейнсборо будет интересна каждому, вне зависимости от его искусствоведческого опыта.
Выставка картин Гейнсборо в России проходит впервые. Экспозицию собирали из коллекций самых известных музеев Великобритании. Лондонская Национальная галерея, Галерея Тейт или Королевская академия художеств давно работают в партнерстве с ГМИИ им А.С. Пушкина. А Дом-музей Гейнсборо в Садбери, Музей Холбурн в Бате и лондонская Картинная галерея Далич сотрудничали с российским музеем впервые. Но именно оттуда на выставку прибыли ранние работы художника и его портреты – блестящие образцы жанра.
Произведения Томаса Гейнсборо прекрасно гармонируют с величественной обстановкой пушкинского музея. Широкая лестница и монументальные колонны здания, построенного в виде античного храма, приведут вас к живописным полотнам, открывающим портал в будни британских аристократов XVIII века.
![](http://89.108.119.44/wp-content/uploads/2020/08/potret-devushki.-fragment.jpg)
Гейнсборо работал в стиле рококо, а потому на его полотнах британцы изображены в свойственных им пышных и богатых облачениях, окруженные природой или уютной обстановкой дома. Они неотрывно связаны с представлениями об идиллии, бегством от реальности, радостью и легкомысленностью.
Условно выставку можно разделить на четыре раздела: раннее творчество, камерные портреты, период расцвета и графические произведения. Грамотное расположение полотен позволит вам увидеть, как со временем менялся стиль художника.
Несмотря на то, что художник был категорически против подражания другим мастерам и из-за этого даже старался не выезжать заграницу, в ранних работах Гейнсборо прослеживается влияние французского рококо. Что неудивительно, ведь его наставником был яркий представитель этого стиля – Юбер-Франсуа Бургиньон, более известный под псевдонимом Гравло.
Еще в начале своего творческого пути Томас Гейнсборо начал работать над разговорным портретом. Изображения людей органично вписывались им в детально прописанный пейзажный фон. Но несмотря на единую композицию, они могут существовать и отдельно друг от друга. Абсолютно самостоятельной и полноценной является каждая деталь.
Обязательно обратите внимание на работу Гейнсборо со светом. Освещенными иногда оказываются те фрагменты полотен, которые без этого не могли бы оказаться в центре внимания. Складывается ощущение, будто их специально подсветили современными прожекторами. Эту же особенность вы найдете и в пейзажах, представленных в Белом зале. К примеру, на картине «Горный пейзаж с пасущимися овцами» животные оказываются в лучах солнца, хотя оно уже клонится к закату и находится с другой стороны.
По воспоминаниям современников, Томаса Гейнсборо считали чудаком. Для работы он использовал странные вещи: жидкие краски или слишком длинные кисти, кухонные принадлежности и забытые всеми вещи из кладовой. Художник не радовался известности и считал себя пейзажистом, несмотря на высокую популярность написанных им портретов. Он был импульсивным и не стеснялся прямо выражать свои мысли.
«К чертям всех джентльменов! Для художника нет злейших врагов, чем они, если не уметь их держать на приличном расстоянии. Они думают, а может быть иногда и вы тоже, что вознаграждают ваши заслуги своим обществом и вниманием», – писал Гейнсборо своему коллеге.
К слову, известен Томас Гейнсборо действительно благодаря уникальному стилю создания портретов. Именно им и посвящен второй раздел выставки.
![](http://89.108.119.44/wp-content/uploads/2020/08/karl-fridrih-abel.jpg)
Вглядитесь в лица тех, кто смотрит на вас с полотен, и вы поймете, насколько необычна поза каждого из них. Они лишены светского лоска, в глазах героев картин – и тоска, и усталость от жизни, и искренняя радость. Они не идеализированы. Такими изображал людей Гейнсборо в начале своего творческого пути. Для его более поздних работ более характерна духовность.
Детские лица на его полотнах обретали хрупкость и воздушность, характерную для возраста. Кураторы выставки отмечают, что они «заметно отличаются от жизнерадостных розовощеких «ангелочков» на полотнах Джошуа Рейнольдса и его последователей». Хотя, стоит заметить, дети, написанные кистью Гейнсборо, обладают не менее ярким румянцем.
Ценителям классической музыки и любителям животных обязательно приглянутся полотна из Белого зала, в котором расположился третий раздел выставки. Томас Гейнсборо любил музыку, сам был превосходным музыкантом и дружил со многими представителями этого ремесла. Некоторые из них стали героями его картин, например, Карл Фридрих Абель, немецкий композитор и музыкант, исполняющий произведения на виола да гамба. К сожалению, портрета Иоганна Кристиана Баха, одного из сыновей Иоганна Себастьяна Баха, на выставке не оказалось.
Одна из жемчужин экспозиции – картина «Померанский шпиц и щенок». Ни один из посетителей выставки не может просто пройти мимо нее. На темном, отличном от привычных светлых оттенков, фоне изображены белоснежные собаки, одна из которых совсем еще кроха. Собаки в принципе были частыми героями работ Гейнсборо, к ним он относился с особой нежностью. Даже первая сохранившаяся подписанная картина художника – портрет бультерьера Бампера. Это же полотно вызвало у гостей оживленную дискуссию. Не знаю, как выглядели померанские шпицы в XVIII веке, но на нынешних представителей этой породы собаки Гейнсборо точно не похожи.
Особое внимание требует к себе композиция «Снятие с креста» – копия с полотна Рубенса, исполненная Гейнсборо по гравюре Лукаса Ворстермана. Это единственный религиозный сюжет за все время. Очевидно, для него он был по-своему важен. Один из эскизов Рубенса к «Снятию с креста», принадлежащий собранию Государственного Эрмитажа, представлен на выставке и находится прямо напротив версии Гейнсборо. Они отражают друг друга и в то же время являются уникальными по отдельности.
Напоследок загляните в зал с графическими и другими работами художника. Он считал эксперименты и поиск новых возможностей рисунка необходимой привычкой жизни. «Начав с традиционных зарисовок свинцовым карандашом, мастер с годами усложнял технику, добиваясь более «живописного» эффекта». Так гласит одно из описаний на выставочном стенде.
![](http://89.108.119.44/wp-content/uploads/2020/08/pomeranskij-shpicz-i-shhenok.jpg)
Его графические работы наполнены жизнью, движением, ничуть не уступая «цветовым собратьям». Томаса Гейнсборо можно назвать настоящим мастером кьяроскуро – работы со светотенью. Даже самые крошечные персонажи прорисованы у него четко и объёмно, настолько, что можно забыть, что они неживые.
Экспериментировал Гейнсборо и с живописью на стекле. С помощью специально спроектированного ящика с увеличительным стеклом он демонстрировал собственноручно расписанные пластины. До наших дней дошли только десять работ. Они хранятся в коллекции Музея Виктории и Альберта в Лондоне и редко путешествуют по другим странам. На экспозиции в ГМИИ им А.С. Пушкина можно увидеть два пейзажа на стекле.
Прикосновение к искусству – это действительно диалог. Диалог с самим собой, своими знаниями и увлечениями. И даже непонимание картины или мелодии – причина порадоваться и улыбнуться, ведь столько всего предстоит узнать! Это ли не настоящее чудо?
Комментарии