search
main
0

Только тот образ преподавания верен, которым довольны ученики

​«Учитель всегда невольно стремится к тому, чтобы выбрать для себя удобный способ преподавания. Чем способ преподавания удобнее для учителя, тем он неудобнее для учеников. Только тот образ преподавания верен, которым довольны ученики». Так писал еще Л.Н. Толстой.

Обязательное условие формирования универсальных учебных действий при изучении предметов естественно-научного цикла, а к ним относится и химия, – реализация межпредметных связей, что нацеливает педагога на формулировку таких проблем, вопросов, заданий, которые ориентируют учащихся на применение и синтез знаний, умений из разных предметов. Межпредметные связи стимулируют развитие творческой деятельности (умение самостоятельно переносить знания и умения в новую ситуацию, умение видеть новую проблему в знакомой ситуации, умение устанавливать новые свойства объекта изучения), а также воспитание и всестороннее развитие личности учащегося в процессе обучения.Немаловажное значение в развитии межпредметных связей имеет существенная перестройка совершенствования методов и форм организации учебного процесса (комплексные уроки, межпредметные экскурсии, конференции, конкурсы, олимпиады, подготовка учащимися кратких докладов межпредметного характера, использование в учебном процессе поисковых методов обучения, проблемно-познавательных задач, элементов исследования).Я учитель химии, а это наука о веществах и их превращениях. В природе физические, химические и биологические явления взаимосвязаны, в учебном же процессе все эти явления изучают раздельно, в рамках разных учебных предметов, тем самым их связи разрываются, поэтому я использую средства реализации межпредметных связей.Межпредметное содержание, направляющее деятельность школьников на осмысление и обобщение ранее изученных в других учебных курсах и темах знаний при усвоении нового материала. В этом случае знания по химии о катализаторах, кислотной, щелочной и нейтральной реакциях среды учащиеся применяют при изучении пластического и энергетического обмена в курсе общей биологии, некоторых тем экологии и географии, например: «Вы приехали в Китай. Почему на прилавках супермаркетов практически отсутствуют молочные продукты?»Межпредметные задачи, которые требуют соединения знаний из различных предметов или составлены на материале одного предмета. Они способствуют более глубокому и осмысленному усвоению программного материала, совершенствованию умений выявлять причинно-следственные связи между явлениями. Приведу пример задачи, которую можно использовать при индивидуальной работе учащихся: «По ТХУ: С6Н12О6 + 6О2 = 6СО2 + 6Н2О + 2800кДж определите массу глюкозы и объем кислорода, которые потребуются для бега для мышц ног человека в течение 20 мин., если за 1 мин. расходуют 1,5 кДж теплоты». Решая подобные задачи, учащиеся выполняют сложные познавательные и расчетные действия:- осознание сущности межпредметной задачи, понимание необходимости применения знаний из других учебных предметов;- актуализация нужных знаний из других областей знания;- их перенос в новую ситуацию, соединение знаний из различных предметов;- синтез знаний, установление соответствия понятий, единиц измерения, расчетных действий, их выполнение;- получение результата, обобщение в выводах, закрепление понятий.Домашнее задание межпредметного характера – постановка вопросов на размышление, подготовка кратких сообщений, изготовление наглядных пособий, составление таблиц, схем, кроссвордов, требующих знаний межпредметного характера и имеющих практическую направленность. Например, задание: «Составить кроссворд по теме «Производство серной кислоты. Кислотные дожди»; вопрос: «Можно ли белковую пищу полностью заменить на длительное время углеводной?»; краткие проблемные сообщения: «Получение экологически чистого топлива (этанола) из полиэтилена: миф или реальность?!».Наглядные пособия – обобщающие таблицы, схемы, диаграммы, плакаты. Они позволяют учащимся наглядно увидеть совокупность знаний из разных предметов. Например, подготовить на основе данных о круговоротах воды, кислорода схему «Круговорот углерода в природе»; составить диаграмму влияния давления и температуры на растворимость в воде оксида углерода (IV).Химический эксперимент – если его предмет биологические объекты и химические явления, происходящие в них. Например, это адсорбция активированным углем уксусной кислоты, этилового спирта, оксида азота (IV) или адсорбция шерстью животных нефти, разлитой на поверхности воды.Деятельность учащихся наиболее эффективна, если есть интерес (мотивация) у детей. Интерес у детей можно вызвать через проблемную ситуацию. Решение проблемных ситуаций способствует развитию навыков исследовательской деятельности, приобретению учащимися навыков самостоятельного поиска ответов на поставленные вопросы, самостоятельное решение проблемных ситуаций, умений анализировать факты, обобщать и делать логические выводы.Приведу примеры из своей практики. Учебное занятие начинается с мотивации.Загадка, тайна«Загадка царя Соломона»: разгадайте тайнопись царя Соломона (тема «Качественные реакции на соединения железа», 9-й класс).Разгадайте химическую ошибку А. Конан-Дойля при описании собаки Баскервилей из одноименного произведения (тема «Фосфор», 9-й класс).Проблемный вопрос, проблемная ситуацияТема «Глюкоза», 10-й класс: Почему хлеб, если его долго жевать, приобретает сладкий вкус? Почему глаженое белье дольше не пачкается?Тема «Амфотерность аминокислот», 10-й класс: Из биологии вам знакомо животное хамелеон. Почему его так назвали? Есть ли в химии нечто подобное? Ответ мотивируйте.Тема «Спирты», 10-й класс: Как получить резиновые калоши из спирта?Противоречие фактовТема «Двойственное положение водорода в ПСХЭ», 11-й класс: Почему водород занимает в таблице Д.И. Менделеева два места: в I-A и в VII-A-группах.Решение межпредметных задач требует особых умений – связывать между собой и обобщать предметные знания, видеть объект в единстве его многообразных свойств и отношений, оценивать частное с позиции общего, что обеспечивает формирование научного мировоззрения школьника. Например, после изучения по математике решения квадратных уравнений, логарифмов, степенных функций в математике я предлагаю для решения задачу этого же типа, но из химии (решение квадратных уравнений можно предложить на примере задач на расчет константы равновесия; действия с логарифмами – при расчете рН различных растворов).Примеры заданий1. Различные математические операции: концентрация ионов водорода в желудочном соке составляет 0,01 М. Определите рН желудочного сока.2. Строение атома.Вставьте нужные слова, используя рисунок, схему и учебник:Ядро – это частица, имеющая… заряд… массу и… объем.Ядро состоит из… и….Общее название этих частиц – нуклоны.    ПРОТОНЫ. Обозначают… они имеют массу… заряд… число протонов в атоме равно…    НЕЙТРОНЫ. Обозначают… они имеют массу… заряд … число нейтронов в атоме вычисляется по формуле…    ЭЛЕКТРОНЫ. Обозначают… имеют массу… заряд… число электронов в атоме равно….    Электроны в атоме распределены по энергетическим уровням. Число энергетических уровней равно… на последнем уровне число электронов равно….В ходе дискуссии ученики убеждаются во внутреннем противоречии в структуре атома (атом как единство и борьба противоположностей): в его состав входит положительно заряженное ядро и отрицательно заряженные электроны.3. Умение работать с измерительными приборами и лабораторной посудой. Например, для подкормки цветов, растущих в кабинете химии, необходимо приготовить 15%-й раствор нитрата калия. Как это сделать? Необходимое лабораторное оборудование и реактивы имеются в наличии.4. Умение самостоятельно работать с учебником и дополнительной литературой. Например, пользуясь учебниками химии и биологии, объясните заметку в газете: «В час пик (около 18.00 по московскому времени) были зафиксированы случаи обморочного состояния сотрудников патрульно-постовой службы на Ленинском проспекте». Чем могут быть вызваны подобные случаи?Таким образом, использование межпредметных связей в курсе химии позволяет предупредить снижение интереса школьников к самостоятельному получению знаний, так как способствует практическому применению знаний в повседневной жизни, тем самым обеспечивая уменьшение отрыва школы от жизни; повышает конкурентоспособность школ как источника получения знаний; уменьшает объективное падение ценности общего образования в условиях усиливающейся специализации; позволяет широко использовать интеллектуальное управление познавательной мотивацией учащихся.Роман РАССОХИН, учитель химии школы №827

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте