Перед началом нового учебного года в кинотеатре «Сатурн» состоялся традиционный августовский педагогический совет гимназии №1565 «Свиблово», в котором приняли участие более 700 работников нашей гимназии. Были подведены итоги работы за 2013-2014 учебный год, обозначены наиболее острые проблемы, намечены предстоящие задачи, помогающие улучшить качество образования для более 5200 юных свибловчан, получающих образование в территориальном образовательном комплексе.
Наш большой коллектив, создавая реальное многообразие школьной системы в отдельно взятом районе Свиблово, принял решение, что глобальной целью территориального образовательного комплекса (ТОК «Свиблово») станет формирование творческой личности всесторонне развитого и образованного человека, будущего гражданина, патриота, профессионала, общественного деятеля.Творческий коллектив гимназии, объединившей все 17 общеобразовательных организаций района Свиблово (10 детских садов, 6 школ и интернат), представил перед общественностью комплекса концепцию развития, реализующую преемственность и непрерывность образования с сохранением приоритетов каждого уровня обучения. Разработанная в концепции образовательная программа предоставляет более 60 тысячам гражданам района Свиблово равный доступ к образованию, создает условия для творческого развития учащихся и позволяет максимально удовлетворить образовательные потребности населения независимо от уровня подготовки. Эта образовательная программа создает целостную систему, основанную на принципах непрерывности, доступности и личной ориентации обучающихся.Целью образования нашего комплекса стало создание всевозможных условий для реализации творческого потенциала учащихся и учителей в условиях существования альтернативных вариантов образования. В гимназии эта цель достигается при последовательной отработке и последовательном введении новых традиционных и нетрадиционных форм обучения, организационных структур и новых методов учебно-воспитательного процесса.Учитывая, что гимназия №1565 «Свиблово» уже третий год подряд входит в рейтинг 400 московских школ (в этом году заняла 32-е место), показавших самые высокие образовательные результаты в Москве, а по итогам 2014 года вошла в рейтинг пятисот лучших школ России, мы считаем, что наш социальный макропроект – часть стратегии развития системы образования современной российской школы.Для реализации концепции в гимназии определена «дорожная карта», начал свою работу Центр методического мастерства, объединивший 4 лаборатории инновационных образовательных проектов, службу аттестации, 2 предметные кафедры, 5 ассоциаций профессионального сообщества гимназии, экспертные и фокус-группы. В процессе подготовки модераторов и формирования проектных групп и экспертных панелей определилась сеть методических мини-центров и экспертных групп, проводящих обучающие и креативные тренинги для мини-команд в структурных подразделениях.Определив макропроект стратегии развития, мы выделили четыре основных направления (образование, кадры, управление и инфраструктура, инновации), решающие макрозадачи: привлечение и поддержка высококвалифицированных специалистов и ученых, переход на модульный принцип образовательного процесса, поддержка талантливых школьников и воспитанников дошкольных подразделений, формирование портфеля программ и интеллектуальных продуктов, развитие стратегического партнерства и сетевого взаимодействия, создание сетевого центра превосходства в области ресурсоэффективных технологий, трансформация в гимназию распределенного лицея ВШЭ.Центр педагогического мастерства гимназии, работающий по образу «фабрики мысли», принял активное участие в конкурсе на соискание статуса региональных инновационных площадок по формированию инновационной образовательной среды в городе (проект «Экологический практикум» (начальная школа). Сейчас центр активно работает в проекте «Школа новых технологий», также организованном Департаментом образования.Решая стратегические задачи развития образования, мы в идеале сегодняшнего времени разрабатываем технологию применения на практике современных и эффективных методов приобретения знаний, основанных на использовании специализированных средств обучения, что позволит обеспечить процесс самостоятельного, но при этом управляемого и контролируемого освоения школьниками определенного массива компетенций. В основу этой технологии гимназия сегодня определила, например, принцип обучения по модулям, активные методы обучения и неотсроченный контроль. Сегодня у нас есть все формы обучения: как очные (здесь классы лицейские, гимназические, с углубленным изучения предмета, базовые, профильные), так и заочные (здесь семейное, дистанционное). Мы установили, что каждое школьное отделение должно иметь свои собственные оригинальные учебные планы и программы, составленные с учетом специфики возможного дистанционного обучения, позволяющего добиться продуктивности, качества и демократизма учебного процесса. В качестве базиса этого процесса мы рассматриваем четыре системы: (1) – индивидуального учебного планирования, (2) – аттестации, (3) – академической мобильности, (4) – виртуально-тренингового обучения. В этом плане весьма актуальны такие формы обучения, как проектные методы, интегрированные уроки, защита творческих работ.Технология обучения может быть построена по модульному принципу, предполагающему разделение каждой учебной дисциплины на модули, каждый из которых рассчитан на обучение в течение определенного количества часов. В зависимости от содержания учебных дисциплин можно применять различные средства обучения: рабочий учебник по модулю, включающий методические материалы, научный обзор учебного материала, перечень умений и упражнения по алгоритмическому заучиванию; видеолекции, обучающие компьютерные программы в виде тренинговых программ, активные уроки в виде игровых форм, интерактивное телевидение, могут применяться и компьютерные мастер-тесты. Занятия по каждому модулю идут в такой последовательности: вводное обучение, обзорное обучение, алгоритмическое усвоение умений, развивающий тренинг, контроль знаний. В зависимости от жизненных обстоятельств и потребностей обучающихся виртуально-тренинговое обучение можно проводить в различных модификациях, предусматривающих различные сочетания аудиторного и дистантного обучения.Еще лучше, когда у детей есть возможность изучать в своем структурном подразделении основы народного творчества, истоки русской культуры, историю и перспективы науки и участие в ее развитии отечественных ученых, когда в учебном процессе создана атмосфера труда и красоты. Для этого гимназия заключила договор с Высшей школой экономики. Мы открыли профильные лицейские группы, в которых ученики 10-х классов занимаются по учебным планам и программам распределенного лицея НИУ ВШЭ. Занятия в этих группах ведут как опытные учителя гимназии, так и преподаватели Высшей школы экономики. Имея три автобуса, мы планируем для всех обучающихся гимназии проводить встречи с опытными преподавателями, профессорами и другими учеными на базе структурного подразделения, профильного для науки, которую представляет этот ученый. Это будет что-то вроде территориального образовательного кампуса.Таким образом, наша гимназия реорганизуется в такое образовательное учреждение, которое объединяло бы в себе разные формы и уровни обучения в пределах одного учебного заведения, позволяющих ученику менять эти формы и уровни в зависимости от индивидуальной потребности и степени развития на данный момент обучения. Выполняя социальный заказ государства, как и другие общеобразовательные учреждения, гимназия, создавая необходимые условия для реализации прав на образование, дает детям возможность получить гарантированное государственное среднее образование. Ее программа отличается от программ других школ тем, что она реализует частично или в целом комплекс программ образования всех существующих ныне типов и видов общеобразовательных учреждений. Такое сочетание программ в одном образовательном учреждении дает возможность в условиях одного района создавать максимально благоприятные условия для выявления и развития творческих способностей каждого ребенка, обеспечивать индивидуализацию образования и личностно ориентированное обучение и воспитание, перейти на любую форму и любой вид обучения, принятые сегодня в среднем образовании России.В основе деятельности гимназии идеи реализации модели адаптивной школы (или «Школы для всех»), а также модели «Школы социального успеха». Главный акцент мы делаем на учете индивидуальных особенностей ребенка. Учебно-воспитательный процесс в ней строится так, чтобы каждый ученик по своим возможностям вовлекался в учебную деятельность, чтобы создавать учащимся условия успеха.Ставя задачу воспитания духовно здоровой молодежи, гимназия-ТОК призвана совершенствовать дополнительное образование, которое предполагает создание условий для развития школьников, реализации их интересов и творческих возможностей, осуществление профессиональной ориентации и подготовки к выбору определенной профессии. Особое место здесь занимает система дополнительного образования, в которой учащиеся приобретают и совершенствуют навыки, умения, полученные при изучении определенной области знаний, при этом формируется устойчивый интерес в направлении конкретной деятельности.Педагогический коллектив гимназии помогает своим воспитанникам самовыразиться не только в учебе, но и в других областях. Гимназистов вовлекают в общественную жизнь, в коллектив, учат формировать свой характер, мировоззрение. Для этого созданы и активно работают совет гимназии, школьные краеведческие музеи (у нас их четыре), спортивный комитет, лицейское или гимназическое братство. Вся учебно-воспитательная деятельность в этих объединениях насыщена содержанием сотрудничества взрослого и ребенка, включающего в себя их со-бытие, со-участвование, со-знание, со-творчество. Взаимообогащение педагога и ребенка как представителей разных поколений, носителей разных субкультур ведет к самореализации их личностей.Таким образом, цель педагогического коллектива гимназии – помимо серьезной образовательной и воспитательной деятельности сделать современную школу школой общения и самовыражения. Это предполагает, что в ней всегда должен быть микроклимат добра, доверительных деловых отношений, взаимопонимания и продуктивной работы, в основе которой должно лежать качественное обучение.Построив такую модель образовательного учреждения, исключающего грубый, селективный отбор детей, и претендуя на роль массовой школы, гимназия реализует возможность оптимального выбора для детей органично присущего им типа обучения. В результате такого подхода к образовательному процессу мы создаем условия для развития творческих и интеллектуальных способностей детей, формируется самостоятельность учащихся в образовательной деятельности, построены программы, предполагающие воспитание любви и уважения к своей стране, к своему Отечеству, гордости за свой родной край, знание истории и традиций своей малой родины, возрождение национальных обычаев и обрядов.При обучении в такой образовательной организации, где все работают над индивидуальными проектами, культом в образовательном процессе становится личностно ориентированное воспитание, царит творческое самовыражение детей в формах работы каждого в создании собственного журнала, школьного радио, в поисково-исследовательской, культурно-образовательной деятельности, в работе по возрождению, сохранению и развитию культурно-исторических традиций Отечества.В гимназии благодаря учащимся работают свои информационно-аналитические центры, советы ученической общественности, где развиваются лидерские качества школьников. Стержневым направлением деятельности педагогического коллектива стало развитие художественного творчества, технического творчества, спортивного, декоративно-прикладного. Все эти виды воспитательной работы удачно сочетаются в системе дополнительного образования, реализующей ориентацию образовательного процесса на развитие личности. Решение этих глобальных задач возможно, если мы прежде всего будем ценить свободу развития и самоопределения ребенка, свободу педагогического творчества учителя, право школы на собственную траекторию развития.Имея такой ориентир, глобальную цель образования, его стратегию развития, современной школе необходимо разделить все это на поэтапное решение макрозадач, выполнение которых ей предстоит в ближайшем обозримом будущем. Первой такой макрозадачей должна быть модернизация социализации школьников, учитывающей возможности существенного повышения уровня индивидуализации образования.Андрей ГРАБОВСКИЙ, директор гимназии №1565 «Свиблово»
Комментарии