search
Топ 10
В российском регионе вводят всеобщий карантин для школ – младшие классы отправят на каникулы Закроют ли школы на дистанционное обучение в 2022 году – студентов и учеников Тувы перевели на удаленку Школьников и студентов отправляют на дистанционное обучение – ковид бьет рекорды Для учителей и воспитателей Подмосковья установили выплату в 5 тыс. рублей Постановление Роспотребнадзора о сокращении карантина до 7 дней вступило в силу Мне есть что спеть: 25 января – день рождения поэта, барда, актера Владимира Высоцкого Москва отказалась от локдауна и длительного дистанционного обучения для школьников и студентов В Госдуме предложили доплачивать учителям за работу в классах, где выявлен ковид Низкий поклон: в Санкт-Петербурге открыли памятник учителям, работавшим в блокаду Урок на «удаленке»: полезные советы педагогам от Учителей года России

Точка зрения В духе сегодняшнего времени

Одной из самых значительных особенностей современного российского, как и мирового, образования является сетевое продвижение новых педагогических средств: идей, теорий, педагогических технологий и разнообразных учебных материалов, что помогает их широкому распространению и эффективному развитию. Сетевой характер освоения инновационных педагогических средств и создание совершенно нового типа образовательного пространства знаменуют качественно новый этап глобальных изменений в образовательной системе страны, коренную ее трансформацию.
Наибольшее распространение это новшество получило в демократическом гражданском и правовом обучении, самой динамично развивающейся части школьной сферы. Оно приобретает системный характер в силу интенсивного присвоения педагогических идей и их широкого применения.
В нашей стране создаются образовательные сети и поддерживающие их объединения и организации, которые способствуют укреплению новых тенденций. Таким образом, декларируемые радикальные изменения обретают реальность в складывающихся горизонтальных демократических процессах, ярким проявлением которых и будет развитие сетевого образования.
Сетевой характер продвижения образовательных инноваций адекватен их демократическому содержанию и соответствует форме наиболее эффективного присвоения современных политических и гражданских идей и теорий. Это и образовательные технологии, включающие современные методы и приемы обучения и воспитания как в узком педагогическом, так и в широком политическом, социальном смысле. Большую роль в образовательных сетях играют горизонтальные связи, которые выстраивают демократические условия взаимодействия, что позволяет активно и эффективно осваивать наиболее значимые идеи и вовлекать в сеть оптимальное количество заинтересованных участников. Несомненно, образовательная сеть является составной частью и элементом гражданских отношений, обеспечивая меру необходимой свободы и права как оптимальных условий для творчества и самореализации педагога, творца, гражданина.
Создание образовательных сетей в стране является, несомненно, признаком и результатом коренных изменений в национальной образовательной политике. А если рассматривать это явление шире, то и значительных перемен в политической и правовой сфере общества и государства. Наша страна в последнее время стала открыта для глобального образовательного эксперимента, который имеет место в цивилизованном и быстро эволюционирующем и развивающемся мире, в котором наиболее глубокие, интересные и влиятельные идеи получают широкое распространение, завоевывая всеобщее признание, в том числе и России, которая стала совсем недавно неотъемлемой частью мирового сообщества.
Большую поддержку в этом оказывают международные и ряд национальных правительственных и неправительственных организаций – это ООН, ЮНЕСКО, Совет Европы, Международная амнистия, Американская федерация учителей, Американская ассоциация юристов, ЮСИА, Фонд ноу-хау (Великобритания), Фонд гражданства, Центр гражданского образования (США), Институт “Открытое общество” (Фонд Сороса), Фонд Форда, Фонд Д. и К. Макартуров, Совет по международным исследованиям и обменам (IREX), посольства различных развитых стран и многие другие организации. Все они активно содействуют развитию современного демократического гражданского и правового образования, а также созданию объединений и организаций.
Наиболее ярким примером образовательных организаций и сетей является созданная инициативной группой, которая включает работников образования и журналистов, сплоченных “Учительской газетой” и поддержанных различными международными организациями, такими, как Американская федерация учителей, Национальный фонд в поддержку демократии и многими другими, Межрегиональная ассоциация “За гражданское образование”, и имеет более 20 региональных объединений в различных субъектах РФ; активно развивается правовая образовательная сеть, которая поддерживается международной образовательной программой и проектом “Живое право”, развитием которой в России занимается Санкт-Петербургский институт права имени принца П.Г.Ольденбургского. В рамках программы по распространению образовательной программы “Живое право” был написан правовой учебный курс, идет подготовка и переподготовка преподавателей и учителей, создается всероссийская образовательная сеть, которая является частью международной, она активно развивается в настоящее время.
Существует еще несколько образовательных сетей, которые складываются вокруг новых авторских учебных курсов по гражданскому и правовому образованию, например для распространения курса “Граждановедение” Я. Соколова, его научно-внедренческий центр “Гражданин”, который успешно занимается распространением курса в стране. Создает сеть и Российский фонд правовых реформ (РФПР), развернувший в отдельных регионах России проект по правовому образованию “Правовое образование в школе”, в рамках которого написана серия учебных пособий “Основы правовых знаний”, проводятся семинары по подготовке и переподготовке учителей.
Молодежный центр прав человека и правовой культуры (Москва) поддерживает ряд образовательных программ, поддержкой которых являются создаваемые сети, например, создана и проходит апробацию образовательная программа центра “Образование в области прав человека”.
Детские и молодежные организации в последнее время проявляют большую активность, направленную на саморазвитие и распространение образовательных программ и проектов: МООДИМ “Новая цивилизация”, Ассоциация юных лидеров, Межрегиональная детская научная творческая общественная организация “Интеллект будущего” (Обнинск).
Московская школа прав человека создает образовательную сеть для реализации проекта “Права человека. Обучение в России”, направленного на распространение образования в области прав человека. В рамках проекта созданы учебные пособия и проведено около 20 сессий, семинаров, курсов, на которых прошли подготовку более 15 тысяч педагогов.
Большинство нижеперечисленных организаций и объединений тесно связаны друг с другом, их деятельность пересекается и переплетается, причем они часто оказывают большую поддержку друг другу, но, к сожалению, не всегда. Существует несколько типов образовательных сетей (условно можно выделить следующие категории образовательных сетей, которые создаются в России):
1) образовательные сети, объединяющие единомышленников по распространению определенных образовательных идей, которые реализуются через написание учебных курсов и серий учебных материалов, объединенных проблемами развития гражданского и правового образования, апробацией учебных материалов и созданием системы подготовки и переподготовки преподавателей – специалистов в данной области, например учебный курс граждановедения Я. Соколова, “Живое право” Санкт-Петербургского института права имени принца П.Г.Ольденбургского, “Программа в области просвещения и образования с целью преодоления нетерпимости, ксенофобии, этнической и расовой дискриминации и национал-экстремизма в России” Молодежного центра прав человека и правовой культуры;
2) образовательные сети, объединяющие людей по профессиональному признаку и интересам, связанным с гражданским и правовым образованием, например Межрегиональная ассоциация “За гражданское образование” и ее региональные отделения в 30 регионах страны;
3) образовательные сети, объединяющие ресурсные центры гражданского и правового просвещения;
4) система просветителей по гражданскому и правовому образованию и распространению просветительских программ, чем занимается Молодежный центр прав человека и правовой культуры;
5) образовательные сети по реализации определенных образовательных проектов, которые не связаны с распространением учебных курсов, но образовательных практик, таких, как проект “Гражданин” в рамках Всероссийской акции “Я – гражданин России”, комплексная политико-экономическая образовательная программа “Новая цивилизация”;
6) образовательные сети, в основе которых лежит освоение современных информационных образовательных технологий и создание интернет-центров в регионах России;
7) образовательные сети по распространению определенного типа образования, например, создана и действует сеть юридического клинического образования, лидером которой является Санкт-Петербургский институт права имени принца П.Г.Ольденбургского;
8) образовательные сети правозащитных организаций, которые занимаются в том числе и просветительской и образовательной деятельностью, примером может служить создаваемая сеть Международной амнистии;
9) сети образовательных учреждений, входящих в ассоциацию или реализующих определенный образовательный проект, например, несколько школ в России является ассоциированными школами ООН в рамках программы “Культура мира”;
10) образовательные сети, создаваемые как результат участия в различных образовательных акциях, конкурсах, например конкурс школьных творческих работ в рамках проекта ООН “Содействие развитию образования в области прав человека в РФ”;
11) образовательные сети просветительских организаций, например, активно развивается образовательная сеть, создаваемая Всероссийским обществом “Знание”, которое предоставляет образовательные услуги для различных категорий людей, не охваченных массовым образованием, – университеты для пожилых;
12) образовательные сети, которые создаются в результате осуществления многочисленных образовательных обменов и состоящие из их участников;
13) образовательные сети, строящиеся в течение реализации информационных образовательных программ, например, в 2001 году в России начался совместный российско-канадский интернет-проект “Дух демократии” (Spirit of Democracy), который объединил три российских региона с канадскими провинциями в осуществлении исследования содержания и методов гражданского образования в двух странах.
С точки зрения территориального распространения или регионального охвата образовательной сети можно выделить следующие виды сетей:
1) международные сети;
2) федеральные сети или сети, стремящиеся охватить всю страну (развитие Ассоциации “За гражданское образование”, которая имеет около 30 отделений в стране, и их количество год от года растет);
3) межрегиональные сети (на основе Всероссийского общества “Знание” построена сеть по предоставлению дополнительных образовательных услуг, например университеты для пожилых людей);
4) региональные сети (обычно они представляют собой инициативные группы авторов учебных пособий, которые для их распространения первоначально создают региональные центры по апробации, например, Красноярский региональный центр развития гражданского образования был открыт в 1998 году; Санкт-Петербургская программа правового образования Н. Элиасберг, которая широко распространена в Санкт-Петербурге).
Образовательные сети еще можно разделить на две большие группы на основании количества реализуемых программ и проектов и условно выделить монофункциональные образовательные сети, которые выполняют определенную образовательную программу. Это Межрегиональная ассоциация “За гражданское образование”. Организует и выполняет сразу несколько образовательных программ.
Образовательные сети имеют тенденцию к интенсивному развитию или широкому распространению и разветвлению, если а) они успешно находят финансовые ресурсы и поддерживаются различными финансовыми источниками; б) координирование их деятельности осуществляет энергичная инициативная творческая группа или организация; в) если им удается на местах найти заинтересованных сотрудников, обладающих необходимой волей, энергией и знанием дела; г) если взаимодействие осуществляется на различных уровнях и при наличии государственной поддержки.
Российские образовательные сети становятся частью мировых образовательных инноваций. Так, в 1995 году в Праге состоялась Международная конференция, посвященная вопросам гражданского образования. Одним из важнейших итогов ее было намерение участников создать образовательную сеть или ассоциацию, которая содействовала бы развитию международного сотрудничества в области гражданского образования. В 1997 году было объявлено об учреждении неправительственной организации “Сивитас Интернешнл” (Civitas International). Представительство организации было открыто в Страсбурге. Председателем был избран Дэвид Дорн (президент Американской федерации учителей). В состав руководящего органа вошли несколько представителей России. Основной целью организации является содействие развитию международного сотрудничества в области гражданского образования. В России “Сивитас Интернешнл” помогает проводить конференции и семинары для преподавателей по вопросам гражданского образования, финансирует создание учебных материалов и содействует международным образовательным обменам и проектам. Подобные международные ассоциации созданы и в области правового образования – это Global Alliance for Justice Education, которая способствует развитию российского клинического юридического образования, а также ассоциация, объединяющая участников образовательного проекта, который носит название “STREET LAW” в России “Живое право”, и другие.
Образовательное пространство России и мирового сообщества стремительно расширяется и углубляется посредством утверждения и распространения образовательных сетей как наиболее современного и эффективного средства развития образования.

Юрий АНТЮХОВ,
преподаватель университета
Орел

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте