search
main
0

Точка зрения Приметы сегодняшнего времени

Трансформация российского общества в 90-е годы привела к кардинальному изменению направления общественного развития. Возникла необходимость модернизации системы среднего образования. Особенно это касалось историко-обществоведческого цикла как мировоззренческого ядра. Новым направлением в гуманитарном цикле стало у нас гражданское образование, становление которого по временным рамкам совпало с процессом рождения новой российской государственности. Важнейшей задачей нашей школы сегодня является становление гражданина, воспитание гражданственности как важного качества личности.
Гражданское образование потребовало новых подходов к повышению квалификации преподавателей, работающих в этой области. У нас граждановедческие дисциплины, как правило, преподают учителя истории и обществознания. В перспективе, вероятно, педагогов-граждановедов будут выпускать вузы. Вместе с тем уже сегодня весьма актуально повышение квалификации педагогических и управленческих кадров в области гражданского образования.
Очевидно, демократическая направленность нашего образования возможна при условии эффективного обучения педагогов (причем не только педагогов-обществоведов). От этого во многом зависит перспектива становления правового государства.
Речь идет о повышении квалификации не только учителей социально-экономических предметов, но и преподавателей социальных дисциплин педагогических институтов и институтов повышения квалификации работников образования. Необходима целостная государственная система подготовки и повышения квалификации в области гражданского образования. Эффективная политика здесь возможна только при опоре на корпус управленцев-менеджеров регионального и муниципального уровня.
В 90-е годы был начат переход к новой педагогической парадигме вариативного образования. Вместе с тем попытки его реформирования выявили ряд серьезных трудностей и проблем. Так, в частности, предполагалось, что одним из приоритетов станет образование и воспитание в духе демократии, прав человека в контексте национальных ценностей и традиций. Однако на практике этого достичь не удалось. Общероссийский педагогический консенсус в этой области так и не сложился. Органам управления не удалось убедить педагогическое сообщество в правильности избранной стратегии. Одним из вопросов, который ждет решения, является формирование российской концепции гражданского образования учащихся, которая должна стать ориентиром для всех заинтересованных педагогов.
Какие же приоритеты должны быть сегодня положены в основу повышения квалификации и переподготовки в области гражданского образования менеджеров образования и преподавателей социально-экономических дисциплин? Какие новые цели и задачи ставятся в наши дни? Что должно измениться в содержании и формах?
Рассмотрим эти изменения. Глобализация, включение России в общемировые политические, социально-экономические и культурные процессы, развитие европейской интеграции. Задача адаптации школьников к современной жизни в России делает важнейшими такие направления педагогической деятельности, как воспитание юных граждан России, формирование у них российской идентичности.
Речь здесь идет в первую очередь о воспитании уважения к российским национальным и универсальным ценностям, способности понимать и принимать свою и другие культуры, конфессиональные и цивилизационные особенности своего и других народов. Это должно стать одним из приоритетов гражданского образования.
Другим приоритетом гражданского образования должно стать развитие у детей духа демократии, понимания ценностей демократии, права и прав человека, толерантности, терпимости к другим взглядам, другой точке зрения. В условиях сложного и противоречивого процесса создания в России демократических институтов как основы гражданского общества задача курса гражданского образования в школе состоит в раскрытии на историко-культурном и политико-правовом материале ценности каждого человека, его уникальности, неповторимости, а также возможности каждого внести свой вклад в демократическое развитие своей страны.
В соответствии с программными положениями Совета Европы гражданское образование призвано содействовать формированию у учащихся политических и социальных компетенций, обеспечивающих участие их в жизни гражданского общества. К ним в мировой практике принято относить умение совместно принимать решения, способность преодолевать конфликты ненасильственным путем, жить в многокультурном, многонациональном и поликонфессиональном обществе.
Однако российской педагогической традиции свойственно несколько иное, чем в странах Запада, отношение к гражданским проблемам и гражданским свободам. Гражданственность как черта личности российского человека предполагает бережное и уважительное отношение к духовному наследию России, историко-патриотическим традициям своей Родины, включая ее государственные институты. Забвение этих очевидных истин и попытки механического копирования западного опыта в сфере гражданского образования обусловили критическое отношение некоторой части педагогической общественности к становлению гражданского образования.
Сейчас, по мнению социологов, происходит определенная эволюция ценностных ориентиров российских граждан в направлении более бережного отношения к российскому духовному наследию. Фрагментарное усвоение ценностей и моделей поведения, свойственных западной культуре и популярных в первой половине 90-х годов (речь идет о развитии рыночных отношений без деловой этики, о формировании норм и институтов либеральной демократии без усвоения гражданской культуры), сегодня не может стать образцом для воспитания нашей молодежи. Разумеется, эта эволюция массового сознания россиян не случайна и стала реакцией на неэффективность социально-экономических преобразований в 90-е годы. Понятно, что этот фактор должен быть учтен в системе повышения квалификации работников образования. Актуальной задачей является обеспечение оптимального баланса между мировым опытом гражданского образования и российской культурно-исторической традицией, что предполагает разработку новой методологии и методики гражданского образования. Тем более важно при отсутствии на федеральном уровне обязательного минимума содержания гражданского образования.
Сформулируем наши предложения в отношении программы повышения квалификации педагогов и управленцев в области гражданского образования. Она должна включать следующие структурно-содержательные компоненты:
1) понятие и сущность гражданского образования, его ценностные, содержательные и структурные аспекты; воспитательный, развивающий и интегративный потенциал гражданского образования, гражданин как нравственно-правовое понятие и гражданственность как интегративное качество личности;
2) основные тенденции развития гражданского образования в мировой практике;
3) цели и задачи гражданского образования в мировой педагогической практике, его особенности в России, направленность на формирование у молодежи гражданской культуры и гражданской идентичности, опыта и навыков гражданского участия в делах общества и становление на этой основе гражданина России как человека, обладающего моральной ответственностью за судьбу своей Родины;
4) основные концептуальные модели (формы) гражданского образования, перспективные для России:
а) предметно-тематическая модель (введение в систему общего образования новых учебных курсов граждановедческого характера, новое содержание образования);
б) надпредметная, ценностная модель (актуализация педагогическими средствами в процессе образования ценностей гражданско-патриотического характера, иной смысловой контекст общего образования);
в) институциональная модель (моделирование жизни образовательного учреждения по сценариям гражданского общества и направленность на формирование гражданской культуры – школьное самоуправление, формирование демократического уклада школьной жизни, создание в школе правового пространства);
г) проектная модель (участие педагогического и ученического коллектива в осмыслении и решении общественно значимых проблем своего города или населенного пункта).
5) теоретические основания гражданского образования:
политологические;
правовые;
нравственно-этические;
коммуникативные и конфликтологические;
психолого-педагогические (теория социализации личности, концепции воспитания, концепция формирования критического мышления и др.);
6) формы и приемы работы преподавателей гражданского образования (практические тренинги для преподавателей и управленцев по решению социально-педагогических ситуаций и др.);
7) новые информационные технологии в системе повышения квалификации преподавателей и управленцев, интерактивные модели обучения.
Резюмируем сказанное.
Сегодня в системе образования произошли фундаментальные изменения теоретико-методологического, ценностного характера. Одним из наиболее значимых направлений гуманитарного цикла становится гражданское образование. Его перспективы во многом зависят от эффективности системы повышения квалификации и переподготовки педагогических и управленческих кадров. А обучение педагогов должно стать приоритетом государственной образовательной политики.

Евгений ВЯЗЕМСКИЙ,
заведующий кафедрой Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования РФ, заведующий лабораторией граждановедения МИРОС

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте