Одни говорят, что самое трудное в школе – это внеклассная работа с детьми. Другие – работа с родителями. Я разделяю вторую точку зрения. Поэтому мои педагогические размышления связаны с вопросами: «Как сделать родителей моих учеников единомышленниками? Как сформировать у них потребность участвовать вместе с детьми в различных школьных делах? Как пробудить интерес к школе и доверие к ней?»
Результаты наблюдений убеждают в том, что родители были, есть и будут для ребенка референтными людьми. Я сама мама двоих детей и понимаю, что именно родители становятся первыми учителями малышей. Несомненно, это надо учитывать, выстраивая взаимоотношения с семьей. Диалог с родителями должен быть корректным и конструктивным.
Чего ожидают педагоги и родители от ребенка в школе? Конечно, успешности. Только критерии зачастую бывают разные. Родители требуют от ребенка хороших отметок, в начальной школе, как правило, пятерок. А мы, учителя, стараемся заметить каждое продвижение ребенка, даже самое малое. И ценностью для нас является не бум хороших отметок, а стремление ребенка идти в школу, задавать вопросы и искать ответы на них, его высокая познавательная мотивация.
Я пришла к выводу, что взаимоотношения с родителями учеников следует строить на принципах доверия и согласованности. И при этом очень важна активная позиция самих родителей. Если родители пассивны, отстраненно воспринимают все, над чем работает школа, во взрослых заботах и занятости не видят глобальности детских проблем, – успехов ожидать трудно. Детям каждый день нужны внимание и организующая помощь. Только это не просто. Этому взрослые должны УЧИТЬСЯ.
В начальной школе я работаю над проектом «Взаимодействие семьи и школы в обучении и воспитании младших школьников».
Цели проекта:
максимальное сближение интересов родителей и педагогов в процессе формирования личности;
создание системы социально-педагогической поддержки младшего школьника;
развитие социальной компетентности ребенка.
Достижению этих целей способствует воспитательный процесс, представленный в программе «Золотые лучи», разработанной коллективом учителей начальных классов лицея №22. Содержание программы: забота о здоровье; изучение, наблюдение, диагностика, самооценка; общение через игру, обучение, чтение; организация свободного времени; воздействие личным примером; использование различных воспитательных средств; анализ результатов без посягательств на личную свободу, свободу самовыражения.
Основные направления совместной деятельности:
планирование воспитательной работы в процессе общения, консультаций, родительских собраний;
посещение открытых уроков;
чтение специальной литературы;
участие в проекте «Совместный анализ урока»;
рефлексия (анализ и оценка результатов совместной деятельности). Система совместной педагогической деятельности строится на принципах:
системность;
субъектность позиций;
толерантность;
гуманистическая направленность.
В системе совместной воспитательной деятельности выделяем следующие направления: заботимся о здоровье; любим отдыхать; учимся понимать друг друга; общаемся с природой; помогаем друг другу; учимся видеть и понимать прекрасное.
Я использую различные формы и методы включения родителей в школьную жизнь: тематические консультации, совместные праздники, экскурсии, поездки, родительские собрания. Такие мероприятия создают благоприятную почву для неформального общения. Дети и родители лучше узнают друг друга, раскрываются таланты и способности ребят и взрослых.
Однако наиболее эффективным в плане рождения партнерских отношений я считаю родительское собрание. Родительское собрание может стать продуктивной формой взаимодействия семьи и школы, когда классный руководитель и родители собраны вместе не чьей-то прихотью или параграфом школьного устава. Точкой пересечения наших личных и профессиональных интересов является ребенок, единственный и неповторимый. Некоторые мои коллеги считают, что предметом обсуждения на родительских собраниях должна быть успеваемость, ведь учение – основная деятельность ученика в школе. Поэтому в процессе подготовки к собраниям они выписывают школьные отметки, во время собрания показывают родителям контрольные работы учеников, дают рекомендации, как контролировать успеваемость. Я считаю, что такая позиция больше отталкивает родителей от школы, чем сближает с ней. На такие собрания папы и мамы идут со страхом, с отчуждением воспринимают информацию, выступают лишь в роли пассивных слушателей, а после собрания нередко наказывают детей.
Мы с родителями тщательно готовимся к каждому собранию: определяем актуальную тему, выбираем форму, планируем ход собрания, распределяем обязанности по подготовке и ведению, составляем анкеты, продумываем оборудование, подбираем литературу, обговариваем педагогические ситуации, требующие совместного обсуждения.
Рожденное в совместной деятельности родительское собрание становится личностно значимым для каждого. Поэтому родители идут на собрание с желанием и интересом, что подтверждают строчки анкет.
«Я сегодня поняла, что главное в жизни ребенка не какие он получает отметки, а что он думает, как себя оценивает, о чем мечтает, какой помощи ожидает и от кого».
«Я поняла, что плохо знаю своего ребенка. Учитель помог мне сегодня взглянуть на сына с другой стороны. Я видела его неуспешным. А он, оказывается, творческая личность. Я и не знала, что он пишет стихи. Мне стало стыдно».
А я для себя открыла, что родительские собрания результативны, если:
формы их разнообразны (в нашей практике хорошо зарекомендовали себя собрания-конференции, собрания-праздники, собрания – деловые игры, «круглые столы», собрания-презентации, собрания-практикумы);
предметом обсуждения становятся не только результаты учебного труда детей, а прежде всего условия, при которых каждый ребенок может достичь успехов в различных видах деятельности;
выход из проблемных ситуаций в обучении и воспитании школьников учитель и семья находят совместно.
Татьяна КОНОВАЛОВА,
учитель начальных классов лицея №22, Иваново
Комментарии