search
main
0

Точка Мороза. Это не «Пышка» и не «Ночи Кабирии»

Программы российского кино – традиционное событие Московского международного кинофестиваля. Двадцать восьмой – не исключение. Последние громкие премьеры, анимация и документалистика собраны тут и «упакованы» в несколько дней, чтобы зритель, как марафонец на длинной дистанции, смог увидеть все и сразу.

Прошлогодняя русская программа, чего уж там говорить, была громче, ярче и звончее. Однако раз на раз не приходится: нынешнее лето выдалось менее урожайным, но, слава богу, не совсем, чтобы очень уж голодным. Было что посмотреть. Самые интересные картины за две недели до ММКФ уже были отмечены «Кинотавром», так что их показ в столичном Доме кино – это парад планет, своеобразный триумфальный круг почета.

Фильмы Алексея Балабанова «Мне не больно» и Авдотьи Смирновой «Связь» уже идут в кинотеатрах, но посмотреть их в фестивальные дни в Доме кино – все равно что принять участие в неком таинственном ритуале, почувствовать себя чуточку избранным.

Показали в российской программе и новую работу Юрия Мороза («Подземелье ведьм», «Каменская») «Точка». Это та картина, о которой, перефразируя народную мудрость, можно говорить либо плохо, либо ничего. Но дело сделано: фильм снят, идет по кинотеатрам, и стоит все же сказать о нем пару слов, чтобы по незнанию вы не испортили себе настроение на целые выходные, увидев то, без чего на самом деле вполне могли жить дальше легко и безмятежно.

В продуваемом всеми ветрами бараке в самом центре Москвы живут три юные проститутки – покореженные души, работают на «точке» у Красных Ворот. День за днем они сталкиваются со всем уродством мира – с сумасшедшими новыми русскими, маньяками, извращенцами и обалдевшими от вседозволенности стражами порядка, которых девушки совершенно бесплатно обслуживают по субботам. Все героини, естественно, пришли на эту «темную сторону Луны» своей невеселой дорогой, и только одной из них удается вырваться. Но куда приводит автор свою сильную духом победительницу, какой «карьерный рост» дарит ей? Она обзаводится собственной «точкой», превращается в хозяйку, «большого человека». Фильм снят по повести Григория Ряжского, так что все претензии к сюжету Мороз отметает с порога: это, мол, всего лишь экранизация. Но на главный вопрос – что хотел сказать этой работой – внятно ответить он не может. А зритель может. Послание автора прочитывается четко, будто черным по белому: будешь хорошей проституткой, забудешь про лень и капризы, а потом еще не побрезгуешь и украдешь у лучшей подруги деньги – откроешь собственное дело, собственную «точку». Бизнес есть бизнес, все работы хороши – выбирай на вкус. По-моему, так…

Мороз остановился на очень больной теме и в рассказе своем не позволил себе ни капли романтики (в чем еще в прошлом веке обвиняли создателей революционной для советского экрана «Интердевочки»). Его «дамы полусвета» не возлежат на бархатных диванах, не пьют шампанское и не выходят замуж за иностранцев, а ползают в грязи, их на полном ходу выбрасывают из машин и травят собаками. За правду жизни – спасибо, вышло убедительно, хоть и в художественной стилистике десятилетней, если уже не двадцатилетней давности. За блистательных актрис – Викторию Исакову, Дарью Мороз и Анну Уколову – отдельное спасибо, а вот с авторской позицией – беда… Юрий Мороз обмолвился, не прокатить ли ему этот фильм по школам глубинки: пусть старшеклассницы посмотрят, «куда приводят мечты». Думаю, это он плохо придумал и рискует получить обратный эффект: кому-то, может, идея о собственном бизнесе как раз придется по вкусу…

«Точка» бездушна и начисто лишена идеи – высокой, низкой, хоть какой, которая может натолкнуть на серьезные размышления. Брезгливость после просмотра – ее сколько угодно, а вот с мыслями о смысле жизни туговато… И не потому, что тема пикантная. А потому, что «Точка» – это не «Пышка» и не «Ночи Кабирии».

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте