Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

То холодно, то жарко… Готовимся быть энергобережливыми

Учительская газета, №39 от 25 сентября 2012. Читать номер
Автор:

Как известно, учение – свет, а лучше, когда этот свет еще и энергосберегающий. Сегодня во всех бюджетных организациях, а также в частных компаниях, где потребление энергоресурсов превышает 10 миллионов рублей в год, назначаются ответственные за энергосбережение. Этого требует федеральный закон №261, действующий с 2009 года. Зачастую вопросы эффективного использования энергоресурсов на предприятиях, в школах и вузах выполняет главный энергетик или инженер, иногда и ответственный по хозяйственной части. И таким специалистам требуется соответствующая подготовка, поскольку до сих пор основной задачей их работы было обеспечить бесперебойное энергоснабжение здания, в то время как цель экономить, а точнее эффективно использовать ресурсы, перед ними редко кто ставил.

Безусловно, многие опытные инженеры в целом понимают вопрос энергосбережения – знают, как и где сэкономить, однако не хватает мотивации, должных знаний в том, как внедрить энергоэффективные мероприятия внутри учреждения, как доказать руководству, что это сегодня действительно нужно. Тем более что сэкономленные в результате энергоэффективных мер средства можно направлять на развитие школ, вузов, на дополнительные выплаты сотрудникам, учителям и преподавателям. Кроме этого согласно закону в случае повышения класса энергоэффективности здания предусмотрены льготы по налогу на недвижимость, а при закупке определенного энергооборудования возможна ускоренная амортизация. Все эти нюансы должен доносить до руководства ответственный по энергосбережению.В рамках образовательной программы Институтом профессионального администрирования и комплексной энергоэффективности Министерства образования и науки Российской Федерации подготовлены специальные разноплановые курсы по энергоэффективности. «По каким из них будет проводиться обучение того или иного специалиста, зависит от уровня его образования и опыта работы в данной области», – пояснил руководитель центра Владимир Фролов. Он рассказал, что сегодня существует наиболее полная программа, рассчитанная на 72 часа. По ней, в частности, планируется обучать специалистов бюджетных организаций. Есть также непродолжительные 24-часовые курсы, которые преподаются в два этапа: 16 часов очных занятий и 8 – заочных. Такая форма обучения для многих удобна, поскольку позволяет специалисту ненадолго отлучиться от своей работы. С помощью другой простой, но в то же время эффективной формы – вебинара – возможно на первом этапе обучения погрузиться в тему, получить необходимую информацию, задать вопросы преподавателю через Интернет. Во время таких занятий проходит знакомство с нормативно-правовой базой, специалистам преподают, как разработать программу энергосбережения, проводить расчеты эффективности энергосберегающих мероприятий. Ведь есть такие мероприятия, которые окупаются в течение 10 лет, а есть за год и за два. Понятно, что долгосрочные проекты не совсем подходят к программе энергоэффективности. «Основные, стандартные мероприятия, которых около 30, используются уже несколько десятков лет, они все известны, и здесь не требуется изобретать велосипед. Нужно просто научиться правильно их применять», – поясняет руководитель центра энергоэффективности. К примеру, сегодня самой распространенной энергосберегающей мерой считается замена старых окон на пластиковые и утепление фасада здания. Однако одновременно с таким ремонтом, как правило, забывают провести модернизацию или замену индивидуального теплового пункта. В результате независимо от погодных условий и проведенных энергосберегающих мероприятий подача тепла в учреждение идет в прежнем объеме. В итоге в помещении становится жарко, и люди начинают открывать окна. Получается, что затраченные средства на замену окон и утепление фасада попросту вылетают в форточку, и никакой энергоэффективности. При этом даже при установке теплового пункта с погодозависимой регулировкой окупаемость проведенных мероприятий превышает 10 лет. Вот почему ответственный за энергоэффективность должен знать все тонкости данного вопроса. «Мы даем возможность людям, которые связаны с этой сферой, переквалифицироваться в энергоменеджеров, получить соответствующий сертификат и в полном объеме работать на своем предприятии, в школе или вузе», – добавляет Владимир Фролов. Именно поэтому основное внимание на занятиях уделяется тому, что конкретно должен делать специалист, какие задачи ставить перед руководством и доказывать необходимость их внедрения. Главная задача энергоменеджера – правильно наладить планирование, определить, какие мероприятия внедрить и в какие сроки, затем реализовать их, провести сбор данных по энергосбережению и проанализировать. А на основе всех собранных данных определить, что еще можно изменить на предприятии в рамках эффективного использования энергии. Причем энергоменеджер должен уметь не только проводить технические мероприятия, но и наладить мотивацию всего коллектива к энергосбережению. Известно, что при всем наборе высокотехнических средств все-таки в большей степени успех будет зависеть от личного участия каждого. И здесь также не требуется изобретать что-то новое. Главное – руководствоваться давно известными правилами: выключать свет и воду за собой, не открывать напрасно окна. «Интересный пример: когда люди в помещении мерзнут, они чаще всего звонят специалистам с просьбой исправить ситуацию, но когда жарко, они, не раздумывая, открывают окна. А ведь нужно также сообщать о жаре, чтобы ответственные лица урегулировали подачу тепла. Или еще такой пример: когда сотрудники жалуются на холод, то теплотехник старается подать больше тепла, а может, необходимо вызвать специалиста и проверить герметичность оконных перекрытий? Бывает так, что в одной части здания отопление в норме, в другой – не хватает, и начинается мощная подача тепла на весь объект, а ведь нужно просто отрегулировать систему», – делится опытом Владимир Фролов. По его мнению, уже в ближайшее время профессия «энергоменеджер» станет востребованной. Однако в большей степени такой специалист будет необходим предприятию со сложным производством, требующим значительных затрат энергоресурсов. Школа не настолько много потребляет энергии, поэтому для нее достаточно будет подготовить опытного специалиста. Тем не менее и он помимо прочего должен знать, что такое энергетический паспорт и какие требования к нему нужно предъявлять, что такое энергоаудит, как определить качественную аудиторскую компанию. Ведь сегодня зачастую энергоаудиторы приносят кучу бумаг в учреждение, руководитель которого мало что в них понимает и в результате подписывает не глядя. Более того, по словам Владимира Фролова, к сожалению, на рынке работают много непрофессиональных энергоаудиторов, которые берутся за дело, демпингуют, в результате предоставляют некачественный продукт своему заказчику. Программы повышения квалификации, разработанные институтом, действуют сегодня не только в Москве, но и во многих регионах. «Нашим подрядчиком выступает МИСиС, который по государственному контракту с Министерством образования и науки РФ подготовили ряд образовательных программ для всех уровней руководителей и специалистов образовательных учреждений – от директора до ответственного за энергосбережение. Эти семинары сегодня проводятся во всех федеральных округах, график составлен, вот, например, в сентябре мы едем на Дальний Восток», – рассказывает Владимир Фролов. Помимо этого он сообщил, что институт приступил к внедрению в подведомственных Минобрнауки учреждениях автоматизированной системы управления энергосбережением (АСУЭ). Система будет охватывать все уровни организации и внедрения энергоэффективных мероприятий. Первый из них реализуется на уровне образовательного учреждения. Благодаря АСУЭ ответственный за энергосбережение сможет прогнозировать потребление энергии, распределять внедрение энергосберегающих мероприятий во времени, отслеживать ее внедрение в учреждении и докладывать своему руководству, как внедряются мероприятия по энергосбережению. Преимущество системы состоит в том, что после наполнения ее необходимыми данными можно распечатывать отчетность для всех вышестоящих организаций. «Сейчас мы стараемся, чтобы система позволяла распечатывать заполненные формы энергетического паспорта в соответствии с приказом Минэнерго России №577, что существенно сэкономит время и затраты при проведении энергоаудита», – пояснил Владимир Фролов. Таким образом, организации, внедрившие АСУЭ, уже обеспечили подготовку энергетического паспорта на 80%. Но работа в данной системе также требует определенного образования и навыков. И государственным контрактом предусмотрено бесплатное обучение первых 200 специалистов.Владимир Фролов отмечает, что в вопросах энергопросвещения между Центром комплексной энергоэффективности и энергосбережения и различными учреждениями успешно налаживается взаимосвязь. «И к нам обращаются, и мы выходим со своими предложениями в подведомственные организации, делаем информационную рассылку, и очень многие откликаются. Причем мы общаемся не столько с директорами, сколько с ответственными по энергосбережению. Иногда сами специалисты выходят на нас, чувствуя себя не столь компетентными в данной сфере», – добавляет он. Главное, по мнению Владимира Фролова, что учреждения стали активно интересоваться энергосберегающими технологиями. Многие руководители начинают понимать, что порой в сложных экономических условиях умение эффективно использовать энергию – это хороший способ сэкономить средства, не сокращая при этом персонал или площадь используемых помещений. Энергоэффективность сегодня – это еще и забота о будущем поколении. Нужно понимать, что так, как мы живем сейчас, наши дети и внуки уже не смогут – не будет столько нефти, газа, и именно сегодня нужно учиться бережливому отношению к ресурсам. За рубежом активно ищут и внедряют способы использования альтернативных источников энергии. Европа вводит производство электромобилей, сокращает строительство электростанций, работающих на нефти и газе, а все больше использует ветровые турбины и солнечные батареи. По сути, сегодня мы стоим на пороге третьей технической мировой революции. Первая, как известно, была в Англии, когда перешли от кустарного производства к фабричному, вторая связана с запуском концерном «Форд» конвейерного производства, и вот сейчас отказываемся от традиционных энергоносителей в сторону возобновляемых. Все чаще энергию предпочитают получать из природных ресурсов – таких как солнечный свет, ветер, приливы. Они возобновляемые, поскольку пополняются естественным путем, но их использование обходится намного дороже, вот почему сегодня мы учимся энергоэффективности.


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту