Учиться считать деньги нужно смолоду. В этом уверены более 80% участников опроса, который провели специалисты Банка России в 2018 году. Выборка составила порядка 70 тысяч человек из 29 регионов России. При этом главным вопросом в анкете стал вопрос о введении основ финансовой грамотности в образовательные программы детского сада. Подавляющее большинство родителей сочли экономликбез актуальным и сказали ему твердое «да».
Как пояснили на вебинаре, посвященном опыту внедрения основ финансовой грамотности в дошкольных образовательных организациях, деятельность Банка России по распространению лучших практик внедрения основ финграмотности в образовательные программы ведется давно. Главной целью при этом являются экономическая социализация детей, формирование привычек экономически грамотного поведения. По мнению финансистов, это не значит, что нужно знакомить малышей со сложными понятиями, достаточно объяснить элементарные вещи, и эти знания потом будут оказывать влияние на поступки взрослых людей. Уже разработаны методические материалы, которые согласованы с Минпросвещения России и прошли апробацию на пилотных площадках.
Что касается Петербурга, то в 2017 году между Банком России и Комитетом по образованию подписано соглашение о сотрудничестве, и первой в перечне мероприятий стоит работа по внедрению основ финграмотности в детсадах. Программы, рассказывающие малышам, что такое деньги и как их зарабатывают, уже внедрили более 600 детских садов России, а в Северной столице определено 5 опорных организаций. Каждая из них разработала свои интересные формы работы и применяет их на практике.
Например, в детском саду №45 Фрунзенского района считают, что в связи с переходом на рыночную экономику потребность в финансовом просвещении появилась не только у взрослых, но и у детей. Потому что с малых лет ребенок слышит такие финансовые категории, как «труд», «работа», «профессия», «цена», «банк», «скидки», «распродажа» и т. д. Когда знакомить детей с элементами финграмотности, как не с детского сада? В детском саду №45 начинают этот процесс уже с младшей группы. Экономическое образование связано с понятием трудовой деятельности, поэтому детей знакомят со значением слова «работа». Причем закрепить знакомство легче тогда, когда дети видят пример ежедневно. Так, можно рассказать о работе повара. То, что у ребят на столе, – это результат работы повара, за которую он получает зарплату.
Воспитанникам постарше предлагают системные знания о труде взрослых. Ребята знакомятся с многообразием профессий, видят, как качественная работа влияет на результат, который является товаром или услугой, которые в свою очередь могут продаваться и покупаться. Также дети в игровой форме постигают, что такое банк, деньги и т. д. Например, за правильно выполненное задание можно получить условный рубль, на который можно купить, скажем, конфету. Эта конфета – первый в жизни ребенка товар, который он купил на заработанные своим трудом деньги.
По словам работников детского сада №45, в старших группах они стараются расширить знания детей о деятельности как о системе, о взаимоотношениях на производстве, привить уважение к труду взрослых, желание узнать о нем больше. Разработана даже графическая модель деятельности. Например, чтобы накормить детей из детсада, нужно, чтобы был вложен труд не только повара, но и водителя, заведующего детским садом, кладовщика, помощника повара и т. д. Общее дело приводит к единому результату. Понимание графических моделей деятельности открывает закономерности взаимодействия между различными видами труда. Дети понимают: чтобы приготовить компот, нужна не только плита, но и котел, сахар, яблоки и т. д. Все это нужно сделать, вырастить, собрать, переработать. Результат труда одной профессии становится либо инструментом, либо материалом для получения результата другой профессии.
Также ребятам старшей и подготовительной групп рассказывают о значении денег. Очень многое в нашей жизни является товаром, за использование которого нужно платить деньги. Дети начинают понимать, что существует цепочка отношений «товар – деньги – товар». При этом деньги измеряют стоимость товара. Знакомясь с историей появления денег, с понятиями «вклад», «кредит», «ссуда», «касса» и т. д., ребята играют в сюжетно-ролевые игры, на практике осваивая нюансы товарно-денежных отношений.
В детском саду №73 Красногвардейского района работают по парциальной программе Банка России. Обращение к ней было не случайным. При наблюдении за общением детей с родителями стало понятно: существуют проблемы детско-родительских отношений в контексте экономического воспитания. Дети не берегут и не ценят личные вещи, не понимают, откуда они появляются. Поэтому формирование основ финансовой грамотности становится необходимым уже в детском саду. Важно воспитывать экономическую культуру, в том числе такие качества, как бережливость, хозяйственность, экономность, самостоятельность. К слову, внедрение программы финансовой грамотности в детском саду №73 получило полное одобрение родительской общественности. Благодарность от пап и мам детсад получает постоянно. Как пишут взрослые, дети начали понимать, что не все, что они хотят, можно приобрести. Научились экономить воду, электричество, бумагу. Родители отмечают: ребята стали бережливыми, с удовольствием сдают макулатуру, не выбрасывают, а чинят игрушки, чтобы пользоваться ими еще долгое время.
В детском саду №11 Выборгского района для обучения детей основам финансовой грамотности практикуют интерактивные игры. Здесь были разработаны интерактивные игры для ребят младшего возраста. Они учатся разбираться в собственных потребностях, узнают, что такое копилка, рисуют путь товара в магазин, знакомятся с рекламой. Каждая игра подразумевает практическое закрепление новых знаний. К примеру, если шел разговор о рекламе, то дети рисуют упаковку того или иного товара, делают аппликации. Также интересно ребятам участвовать в театрализованных постановках, где герои различных сказок помогают понять, что можно купить, а что – нет, как выбрать товар первой необходимости и т. д.
Как отметили педагоги, любую экономическую тему или игру можно дополнить, обновить, разнообразить соответственно возрасту детей и актуальности момента. Главное, чтобы самому воспитателю была интересна эта проблема. Когда человек увлечен, он старается разобраться в теме, находит новые формы, приемы, решения и предлагает это детям. Его собственный интерес побуждает и его питомцев тоже с радостью усваивать новые знания.
Маргарита ВИТАЛЬЕВА, Санкт-Петербург
Комментарии