search
main
0

Тихая победа любви: как верить в детей и не разочаровываться

Вопрос воспитания детей является невероятно актуальным во все времена. Как вырастить счастливого ребенка и не допустить непоправимых ошибок? Как помочь ему найти свои предназначение и путь в этом мире? Как раскрыть его неповторимую индивидуальность и Божий замысел сотворения именно этой души для этого времени на земле? Такого рода вопросами задаются взрослые, кому небезразлична судьба детей и кто желает уловить суть, которая объединяет все эти вопросы.

Жить сердцем

Многие люди полагают, что детей можно испортить, если восхищаться ими. Но именно через восхищение и радость мы способны передать им огонь нашего сердца. Самое главное, что нужно сегодня ребенку, – это почувствовать, что им восхищаются, изумляются его размышлениям, радуются его присутствию.

Удивительная восточная мудрость гласит: «Дух подобен растению, которое нужно поставить на солнце и запретить трогать руками». Если согреть и дать дышать свободно, то сердце само потянется к солнцу, и тогда начнутся чудеса. Так пробуждается дух. Вера не требует оснований, она их творит.

Ребенок – это любимое дитя Господа! Самое главное – любование ребенком. Я любуюсь ребенком, когда смотрю на него, радуюсь его идеям и фантазиям, провожу с ним время.

Этот мир создан любовью! Суть в том, кого ты любишь и как ты любишь. Если жить сердцем, то дети будут с нами.

Великий Януш Корчак писал, что самое горестное чувство – это разочарование в детях. Когда мы разочаровываемся в детях, мы в них не верим. Тогда они остаются один на один с жизнью без нашей поддержки.

Говоря о вере, мы зачастую подразумеваем веру в Бога. Однако существует и вера в человека. Антоний Сурожский писал, что она определяет нашу жизнь столь же глубоко, как и наша вера в Бога. Всякий преобразователь или человек, предлагающий людям что-то новое, основывает свой призыв на вере в человека. В повседневной жизни все основано на вере в доброе начало, которое отзовется на нужду, горе или радость, послужит основанием для построения жизни.

Поверить друг в друга

В книге «Человек перед Богом» Антоний Сурожский пишет о том, что существует легковерно-наивное отношение к человеку. Оно допускает, что стоит только обратиться к человеку, и он сразу откликнется. Но здесь мы говорим о другой вере, которая способна увидеть глубину в каждом и из этой глубины вызвать в нем доброе, светлое и достойное.

Антоний Сурожский описывает Христа, который мог заглянуть в человека и увидеть в нем все его возможности, весь его потенциал, вопреки его поступкам. Поразителен рассказ о встрече Христа с апостолом Петром, после того как Петр трижды от него отрекся. Иисус не спросил, сожалеет ли Петр о том, что сделал. Он лишь спрашивает: «Любишь ли ты Меня?» И Петр искренне отвечает: «Да, Господи, я Тебя люблю». Трижды Христос задает ему этот вопрос. Вдруг, осознав значение этих трех вопрошаний, понимая, что вся очевидность против него, Петр говорит: «Ты все знаешь, Господи. Ты знаешь, что я Тебя люблю». И Христос принимает его.

Умеем ли мы так? Способны ли мы поверить, что человек, который поступил по отношению к нам плохо, все-таки имеет право сказать: «Я тебя люблю! Да, мне не хватило сил, мудрости, знаний, мне не хватило глубины, но я тебя все-таки люблю». Если бы мы умели так относиться друг к другу и к нашим детям! Если бы мы могли подавать им такой пример! Если бы мы не были ослеплены поступками, оглушены словами! Если бы мы только умели поверить друг в друга! Молчаливо заглянуть в душу, узреть в ней возможное человеческое величие и тем самым предложить человеку новую жизнь. Если такое отношение было бы возможно, для человечества настала бы новая эра.

Шалва Амонашвили (слева) и Алексей Бабаянц (справа)

Смотреть на детей как на тайну

Антоний Сурожский писал: «В одном из рассказов немецкого писателя Бертольда Брехта есть приблизительно такой диалог. Спрашивают одного человека: «Что вы делаете, когда любите кого-нибудь?» «Я, – отвечает он, – проект составляю о нем». – «Проект? А что дальше?» – «А затем я забочусь о том, чтобы они оба совпали». – «А скажите, кто или что должен совпасть с другим: человек с проектом или проект с человеком?» «Конечно, – отвечает господин Кернер, – должен совпасть человек с проектом». Часто люди думают, что такой подход – это вера в человека, что можно изучить человека, продумать его, составить проект и затем заставить человека соответствовать этому проекту. Это ошибка и преступление, которое делают и отдельные люди в семьях… В семьях это приобретает иногда трагический аспект. Родители заранее знают, в чем счастье их детей, и заставляют их быть счастливыми так, как, им кажется, надо быть счастливым. Это относится также к мужу и жене, это относится к друзьям: «Нет, я знаю, что для тебя полезнее, я знаю, что для тебя лучше, ты увидишь, как все это будет хорошо!» И несчастная жертва этой убийственной, удушливой, кромсающей душу любви иногда готова взмолиться: «Да перестань ты меня любить, но дай мне свободу!».

Вера в человека характеризуется нашей уверенностью, что за пределами того, что мы увидели в человеке, есть еще такие непостижимые глубины, которые нам пока невидимы. Есть тот глубинный хаос, о котором писал немецкий философ Фридрих Ницше: «Кто в себе не носит хаоса, никогда не породит звезды». Настоящая вера в человека подразумевает, что человек остается тайной для наблюдателя. Представьте себе, что мы смотрим на наших детей как на тайну, которую мы каждый раз открываем.

Воспитываем не просто ребенка, а человека

Предубежденность – грех сегодняшнего дня. Я полагаю, что знаю своего ребенка как свои пять пальцев, нет в нем ничего нового. Я смотрю на него, как на прочитанную книгу. Подлинное видение человека не от ума, а от сердца. По-настоящему видеть может лишь сердце. Оно раскрывает уму глубины, которые он не может постичь. Настоящая вера в человека видит потаенные возможности этих глубин и ожидает, что непостижимое и неизведанное случится. Вера сама творит основания: «Я верю, что ты достойный человек, а проступок, который ты совершил, – случайность».

Важно осознать, что мы тихая победа любви! Принимайте человека за человека, и он всю жизнь будет вам благодарен. Как этого достичь? Уважительно к нему относиться, восхищаться, любить и радоваться.

Немногие из нас понимают, что за веру в человека надо бороться. Суть веры в том, что нет такого человека, в котором нельзя было бы разглядеть что-то достойное. Нужно непременно верить в человека, которого мы воспитываем. Не верить означает посягать на него. Это преступление! Логика такова, что виноват ребенок, и поэтому в него трудно верить. Но на самом деле все наоборот: дети становятся плохими из-за того, что в них не верят. Маленькие еще не понимают, в чем дело, а подростки уже кричат: «Ты меня не понимаешь! Ты мне не веришь!» А мамы задыхаются от возмущения: «Я не верю?! А как тебе верить? Ты все время врешь!» Именно в этой ситуации и необходимо доверие, и только оно может исцелить.

В нашем сознании живет неистребимое убеждение в том, что проступок должен быть наказан. Однако на проступки мы можем реагировать верой, а не наказанием, осуждением или замечанием. Верить, что эта ошибка случайна. Верить, что ребенок – достойный человек и сделает много хорошего для этого мира.

Гуманная педагогика основывается на духовных процессах. Вера – это духовный процесс, где тихое слово действует сильнее громкого, а несделанное замечание – сильнее выговора. Невидимая вера в ребенка действует на него с огромной силой. Это тихая победа любви!

Досье «УГ»

Алексей Анатольевич Бабаянц, кандидат педагогических наук, профессор гуманной педагогики Академии Шалвы Амонашвили, практикующий педагог и психолог, гештальт-терапевт, консультант в сфере личностного развития, бизнеса и семейных отношений.

Среди многих его проектов особую популярность и известность в педагогической и родительской среде завоевала образовательная программа «Родительский университет», автором и ведущим которой он является уже многие годы.

Для подростков, родителей, педагогов Алексей Бабаянц провел в России и за рубежом более 500 семинаров. Среди них – «Вечные истины. Как любить детей», «Счастливые родители – счастливые дети» и другие.  Они адресованы подросткам, родителям, педагогам, студентам, всем, кто связан с психологией, педагогической профессией, семейным воспитанием. Алексей Анатольевич – автор и ведущий уникального цикла программ для подростков «Разговор по душам».

Алексей Бабаянц, кандидат педагогических наук, профессор гуманной педагогики Академии Шалвы Амонашвили

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте