В этом году на конкурс “Сто друзей” пришло всего 12 работ по технологии. Рецензировал их заслуженный учитель РФ, заместитель директора московского центра образования N 293, победитель конкурса “Учитель года России- 1997” Александр Глозман.
Ольга ЗАЦЕПИНА из Центра детского творчества города Радужный Владимирской области представила работу “Патриотическое воспитание в кружке технического творчества для младших школьников”. По мнению рецензента, организация праздников, имеющих непосредственную связь с кружковыми занятиями, способствует развитию познавательного интереса и воспитанию личности. Один из важных моментов воспитания – это участие в праздниках людей разных возрастов и профессий. Основным недостатком работы Ольги Зацепиной является то, что в сценарии не указаны конструкторские задания по тематике ее кружка и не названы достижения школьников.
Сценарий урока по теме “Железо – великий труженик” Риммы ЕКИМОВОЙ, преподавателя ПУ N 10 города Печоры Республики Коми, показывает многоплановое изучение химии и технологии. Автор применяет теоретические знания на практике и корректирует практическую деятельность на основе изучения теории. Правда, урок несколько перегружен материалом.
Добротно выполнен урок-проект “Детское платье” в 10-м классе. Его автор – Александра НОМАКОНОВА, учитель 17-й школы Усолья-Сибирского Иркутской области. Проект с подробной описательной частью, в нем рассмотрены исторические, конструкторские, технологические и экономические вопросы. Такой подход позволяет старшеклассникам освоить все этапы выполнения проекта и подготовиться к самостоятельной работе. К сожалению, в “Детском платье” фактически отсутствует исследовательская часть, не видно проблемной ситуации, нет аналитических размышлений.
А вот вторая работа Александры Номаконовой “Искусственный мех – методом гильоширования. 10-й класс” вполне достойна публикации. Нужно только подробнее указать технологические приемы работы.
В работе Номаконовой рассматривается интересная и перспективная технология создания декоративно-прикладных изделий методом гильоширования. Привлекает то, что ученики осваивают всю цепочку операций, сами подбирают рисунок и материал, делают эскизы.
Интересен конспект интегрированного урока труда и студии народной культуры для шестиклассников, который выполнили учителя 1-й кадуйской школы Вологодской области Надежда ШАБАНОВА и Людмила ТЕЛЕНКОВА. Замечательно, что такой урок можно провести в этнографическом музее, где школьники могут изучить традиционные виды вышивки, приобщиться к традициям родного края и, присмотревшись к прошлому, создать что-то свое. Но в конспекте, к сожалению, не видна самостоятельная работа школьников.
Материалы к уроку по специальности “Повар, кондитер” представила преподаватель ПТУ N 80 города Ртищево Саратовской области Надежда САМСОНОВА. Работа запоминается тем, что в ней показана оригинальная форма занятия по обобщению пройденного материала, видна коллективная деятельность. Поднимаются разносторонние вопросы по технологии обработки пищевых продуктов. К сожалению, сложно оценить знания каждого учащегося и просчитать временные затраты на игру.
Внеклассная работа по предмету “Художественное оформление одежды”, которую представила Ольга РЕМИЗОВА из пермского профессионального лицея N 87, направлена на развитие творчества учащихся на основе изучения традиций и современности народного костюма. В ней подробно рассмотрены специальные термины по дизайну, цветоведению, композиции… Привлекает широкое использование краеведческого материала, сотрудничество с музеем. Но методические и организационно-педагогические основы внеклассной работы, к сожалению, раскрыты недостаточно.
Интересны две работы, выполненные педагогами из Сергиев-посадского дома творчества детей и юношества: “Урок для детей 5-6 лет. Лепка из соленого теста – “оберег” И. АЛТУХОВОЙ и “Методика работы с соленым тестом. 1-11-е классы” С. ПОЛЯНСКОЙ.
На первом уроке органично сочетаются интересный рассказ, игра и практическая деятельность. Урок направлен на развитие художественно-творческих способностей детей, на формирование представления о культуре народного творчества, развитие мелкой моторики руки. К сожалению, в работе мало приложений, фотографий и эскизов, есть мелкие неточности.
В работе Полянской собраны и обобщены известные способы подготовки теста для лепки, раскрыты технологические секреты.
А теперь перейдем к самым лучшим работам. Сценарий урока “Знакомство с тканями и их свойствами при изготовлении куклы-закрутки. 5-й класс” учителя технологии из села Куймань Лебедянского района Липецкой области Галины УВАРОВОЙ – это органичное применение народных традиций в процессе обучения. Во время урока ребята знакомятся с историей родного села, своей семьи, изучают образцы кукол-игрушек, сделанные их мамами и бабушками. И что самое главное – каждый ребенок создает свою неповторимую куклу. По мнению рецензента, материал Уваровой довольно объемен и его надо изучать на нескольких занятиях.
Хороший сценарий урока по технике макраме представила педагог детского Дома творчества Углегорска Сахалинской области Анжелика ПЕЧЕНЕВСКАЯ. Привлекает подход автора к преподаванию сложной технологии макраме дошкольникам. Предложенная методика образного восприятия плетения макраме как нельзя лучше соответствует возрастным особенностям детей. Любопытно и то, что в сценарии разработано оригинальное домашнее задание по обучению плетению макраме мам и бабушек.
На высоком методическом уровне выполнена серия уроков “Традиции предков. 7-й класс” учителем изо и черчения 3-й школы города Вилючинска Камчатской области Натальей МАРКУС. По словам Александра Глозмана, в работе тесно взаимосвязаны краеведение, изобразительное искусство, музыка, художественные ремесла и технология. В разработке Маркус видны последовательность и преемственность в подаче материала, в организационных формах и методах.
Семен ГРИГОРЬЕВ
Комментарии