Школа во все времена была живым организмом: она менялась, развивалась, шла в ногу с реалиями исторического времени, но всегда оставалась одним из важнейших общественных институтов. Так и сегодня перед современной школой стоят определенные задачи, поставленные обществом: раскрыть способности каждого ученика, наделив его знаниями и умением мыслить, помочьв воспитании личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. В свое время французский ученый Луи Пастер очень верно заметил: «Из всех народов первым будет всегда тот, кто опередит других в области мысли и умственной деятельности». Прекрасные и мудрые слова. За ними кроется очень простая мысль: семья, школа, общество должны жить, взаимодействуяи дополняя друг друга, стремясь в итоге к общей цели – процветанию Отечества.
Каждый руководитель современной школы хорошо понимает значимость того, что он делает, каждый ищет новый путь развития, что определяет лицо школы, уровень образованности ее учеников.Сегодня наша школа в реализации базовой образовательной основы опирается в первую очередь на Государственную программу города Москвы на 2012-2018 годы «Развитие образования города Москвы («Столичное образование»)», отражающую высокие образовательные запросы московских семей и требования современной экономики. Если с семейными ожиданиями все более или менее понятно (приоритеты практически не меняются), то с требованиями экономики, определяющими успешность выпускника в обществе, определиться не так просто. Чего же требует сегодня инновационная экономика? Ответ очевиден: интеграция вчерашнего школьника в общество произойдет значительно проще, если он не только имеет определенный уровень знаний, но и умеет приобретать и совершенствовать новые, способен к ответственному самоопределению. Именно поэтому новым этапом в развитии образования становится внедрение программ профессионального обучения, позволяющих учащимся параллельно с освоением общеобразовательной программы осваивать ту или иную профессию. На данный момент развитие высоких технологий диктует необходимость в обновлении инженерно-технических кадров. Таким образом, перед нашим образованием поставлена глобальная задача – привлечь молодежь в научно-технологическую сферу для модернизации экономики.С 2015 года школа №1368 включена в образовательный проект «Инженерный класс в московской школе», запущенный Правительством Москвы совместно с лучшими техническими вузами и высокотехнологичными предприятиями города с 1 сентября. Основная задача проекта – создание современных форматов обучения, которые позволили бы школьникам использовать уникальные образовательные возможности столицы. Таким образом, инженерные классы – это не только специально оборудованные помещения, но и особая программа обучения, которая включает дополнительные факультативные занятия по техническим дисциплинам.Погружение в инженерию, углубленное изучение профильных предметов, работа над инновационными проектами раскрыли перед ребятами невероятно интересную часть мира. В рамках проекта наша школа активно сотрудничает с ведущими вузами Москвы, предлагающими разнообразные образовательные программы: НИТУ МИСиС создает условия для увлеченных компьютерным моделированием и робототехникой; инжиниринговый центр МГТУ имени Баумана показывает возможности инженерии в области химии; кафедра «Механика космического полета» РУДН раскрывает математические методы механики полета космических ракет; центр «Техноспарк» РОСНАНО выращивает алмазы, разрабатывает 3D-модели, решает проблемы в области биологии. Передовые российские компании и университеты открывают свои двери для наших школьников, организуют экскурсии, мастер-классы и конкурсы, предлагают обучение и сотрудничество. Как же не воспользоваться такими возможностями?! За год наши ребята выполнили более 30 инженерно-технических проектов, причем 20 из них были представлены на конкурсе «Инженеры будущего», совершили более 40 выездов на мероприятия в лучшие технические вузы и высокотехнологичные предприятия города.Многие наши ученики приняли участие в реализации проекта «Технонавигатор», который ознакомил их с работой высокотехнологичных компаний («Знакомимся с профессиями будущего в Технополисе»), инновациями в Москве (занятия в лабораториях детского Технопарка), научными музеями для мотивации школьников к получению образования по инженерным специальностям (музей занимательных наук «Экспериментаниум», интерактивный музей в Московском планетарии «Станция МАРС» и др.). Серьезность мероприятий проекта вполне очевидна: в ноябре 2016 года представители компании ООО «Мовиком» подписали отложенный трудовой договор с учеником 11-го «А» класса Наилем Уразметовым. Это ли не результат? Это ли не возможность для самоопределения, понимания самого себя и своих устремлений? Как тут не вспомнить к случаю ироничную фразу Альберта Эйнштейна: «Каждый – гений. Но если вы будете оценивать рыбу по ее способности лазить по деревьям, она так и проживет всю жизнь с верой в свою глупость»! Мне думается, я не открою Америку, сказав, что недостаточно просто передать ученику определенную сумму базовых знаний – необходимо развить в нем умение самостоятельно осваивать новую информацию, сформировать способность к творчеству. Основное и дополнительное образование в школе не изолированы друг от друга. Дополнительное образование расширяет и углубляет основное, делает мир знаний более рельефным и ярким. Именно поэтому мы ищем и находим новые возможности для наших ребят. Так, например, в марте 2016 года школа заключила договор о сотрудничестве с Ассоциацией центров молодежного инновационного творчества «ТехноЛаб Москва» и ЦМИТ «Гравер» (проектно-исследовательская деятельность, сотрудничество в области ранней профориентации), а в июле – соглашение о сотрудничестве с ГБУ «Малый бизнес Москвы» Департамента науки, промышленной политики и предпринимательства города Москвы, в рамках которых предполагается обучение групп детей 5-7-х классов робототехнике и компьютерному моделированию. Такое социальное партнерство, на мой взгляд, дает массу возможностей для повышения качества обучения, оно создает возможность обучаться в контекстах за пределами классной комнаты и школы, включает в практическую результативную деятельность. Сложившаяся система дополнительных образовательных программ уже приносит вполне ожидаемые результаты: появился стабильный контингент (более 75 процентов в 2016 г.) выпускников школы, пополняющий ряды студентов инженерных специальностей в московских вузах и колледжах.Конечно, профильная подготовка и создание инженерных классов были бы невозможны, если бы на протяжении девяти лет (с момента основания) основным направлением деятельности школы не было бы развитие системы углубленного обучения информатике и ИКТ. В сотрудничестве с вузами (МИСиС, РУДН, Московский государственный университет дизайна и технологий, МГПУ) и предприятиями-партнерами («Лаборатория Касперского» и другие) школа получила новые возможности: для решения некоторых образовательных задач используется вузовское оборудование, с преподавателями вузов проводятся факультативные занятия по техническим дисциплинам.К информационным технологиям в школе вообще особенное отношение, и не только потому, что здесь ИКТ углубленно изучают, но еще и потому, что сегодня эта область прочно связана с нашей жизнью. Даже первая неделя каждого учебного года для первоклассников традиционно начинается с посещения школьного музея «История развития вычислительной техники и информационных технологий», созданного руками учеников, родителей, педагогов. Музей – наша гордость, но в то же время и «учебное пособие», и создавать его мы начали с самого первого года существования школы. Здесь всегда можно найти то, что вызовет интерес и у взрослого, и у ребенка. Перфокарты, перфоленты и дискеты, патефоны и кассетные магнитофоны, фотоаппараты «Polaroid», компьютерные приставки, пейджеры, элементная база современного IPada и IPhona – все это материальный фонд музея, который наглядно демонстрирует сегодняшним ученикам историю технологического и информационного прогресса. Обширная и постоянно пополняемая экспозиция предметов разных поколений вычислительной техники размещается в рекреации четвертого этажа и содержит разнообразные тематические разделы: «Устройства ввода-вывода информации», «Хранение информации», «Элементная база компьютера» и другие. Есть в школе и еще один музей – виртуальный, созданный в рамках проекта «Школа новых технологий-2014». Это не только интернет-версия школьного музея, но и виртуальное пространство для встречи современных школьников с историей развития технологий, творческая среда, стимулирующая исследовательскую, познавательную деятельность ребят не только на уроках информатики, но и математики, истории, музыки. Декаду информатики в школе вообще невозможно представить без связи с экспонатами школьного музея. Абак, счеты, палочки Непера, логарифмическая линейка в эти дни превращаются в реальные инструменты вычислений, а пишущая машинка дает возможность ощутить заметное превосходство современных технологий в обработке текста. Экспонаты музея показывают нам, как быстро меняется мир и как важно уметь найти в нем себя, а значит, не отставать в своем развитии от века и в чем-то, наверное, стараться его опередить… И еще. Завершая наш разговор о таком непростом предмете, как образование, настоящее и будущее школы, хотелось бы добавить, что каждой московской школе, несомненно, есть чем гордиться. В формате статьи невозможно рассказать обо всем, чем живет сегодня наша школа. И речь, поверьте, идет не только об инновациях и актуальных проектах, но и о людях, профессионализм которых составляет интеллектуальный фонд школы, создает креативную среду для наших учеников, неповторимую школьную атмосферу. Мне думается, что все мы, выбравшие профессию учителя, просто обязаны сделать все возможное и невозможное, опровергая слова Альбера Камю, который сказал однажды: «Школа готовит нас к жизни в мире, которого не существует».Елена БОБИНА, директор школы №1368
Комментарии