search
main
0

Территория интеллекта – это интересно

Наша школа уже второй год успешно сотрудничает с региональной общественной организацией «Интеллектуальный клуб района Ховрино», предоставляя свою базу для проведения ее мероприятий. Этот клуб – уникальный интеллектуальный досуговый центр для детей, в работе которого принимают активное участие учащиеся нашей школы. Кстати, и возглавляет его бывший ученик нашей школы Алексей Трубин. Именно ему принадлежат идеи всех проектов, реализуемых клубом совместно со школами района.

Ирина Курчаткина, директор Центра образования № 1474:

– В этом году «ИК ХОВРИНО» начал реализацию нового проекта «Территория интеллекта», который вместил как ранее известные, так и принципиально новые проекты: «Город-Х», «ОК-конкурс», турнир «Что? Где? Когда?», Открытый клуб неформального общения «ОКНО». Вся работа разделена между центрами шоу-программ, учебно-методическим, социальных проектов и так далее. Мы решили присоединиться к этому проекту, ведь он вполне отвечает нашим задачам на этот год. От себя мы предложили добавить в проект нашу идею – создание в нашем ЦО ученического научно-исследовательского общества.

Мероприятия Центра шоу-программ, с нашей точки зрения, предназначены для практической отработки участниками проекта навыков самопрезентации, умения быстро определяться и отстаивать свою позицию в дискуссии с другими участниками шоу, быстро ориентироваться в меняющейся обстановке и принимать коллективные обоснованные решения. Шоу-программы проводятся, как правило, не индивидуальными, а командными, то есть их можно рассматривать как обучение навыкам работы в команде. Акцент может делаться как на лидера, руководителя команды, так и на других членов команды, каждому из них отведена своя роль в игровом процессе.

Интеллектуальная деятельность, в общем смысле, разворачивается в пространстве чистого мышления, чистых идей (вот тут и должны появиться схемы, графики, понятия), это теоретическое пространство мышления, способность теоретически обобщать. На «пересечениях» пространств мышления разных людей возникает «пространство коммуникаций»: наша «идея» сталкивается с другими идеями – с точками зрения других людей. Идет «процесс коммуникации». Есть пространство деятельности, где «Я» что-то делаю, и это мой опыт, а у другого человека – свой опыт. Сталкиваясь, наши опыты (при правильном «векторе» столкновения) взаимообогащают друг друга. Задать такой «вектор», дать детям опыт «грамотной коммуникации» – одна из задач проектов.

Когда проводится игра «Что? Где? Когда?», в пространстве чистых мыслей появляются знания, дети изучают энциклопедии, читают книги, словом, готовятся к игре, во время которой мы работаем только с тем, что они «знают», пытаемся перевести их знания в «поле коммуникации». Так что во время игры детям не дают новые знания, а учат пользоваться имеющимся багажом, творить на базе имеющихся знаний. Не всегда «просто», ведь интеллектуальное развитие связано с «движением», но одно дело: «Я знаю». Другое дело: «Я могу». Могу ли я, имея некие абстрактные знания, на их основе что-то творчески создать, сделать – «сотворить»? Основная проблема, возникающая у детей (впрочем, как и у многих взрослых), заключается в интеллектуальной пассивности. Часто знания у них есть, но они не могут применить их в реальной жизни. Это сродни пассивному знанию иностранного языка, когда иностранный язык вроде бы выучили, а вот говорить на нем не могут. Но если в реальной жизни не получается найти применение каким-то знаниям, приобретенным когда-то с немалым трудом, то часть знаний теряется.

Наши дети приходят на ЕГЭ, они имеют много знаний, но не могут выполнить задания. Почему? Потому что не выстроены связи «знания – реальность – ситуация». Как правило, знаний школьнику хватает, но необходимо связать имеющееся у него знание с той ситуацией, в которой он обязан это знание применить. Понимание важности построения таких связей помогает выявить, где есть пробел в интеллектуальном развитии ребенка.

Что должны дети видеть в начальной школе? Много наглядного материала, с которым они должны работать: лепить, рисовать. Для того чтобы у детей появились и закрепились знания, необходимо насытить их наглядным материалом, это есть некая модель представлений о путях развития интеллектуальной деятельности ребенка. Хорошее интеллектуальное развитие основано на том, что у ребенка есть опыт, он может этот опыт описать, использовать в дискуссии, может на основании этого опыта делать теоретические построения, обобщения. Например, на основании поездок, приключений делать собственные «научные открытия».

В средней школе мы видим переход от ролевого поведения к личностному, ответственному поведению: «независимо от того, с какими педагогами «Я» столкнулся, «Я» все равно буду делать то, что для меня ВАЖНО и что имеет для меня СМЫСЛ». Это личностное поведение, которое от ситуации не зависит. «Я» ситуацию просто учитывает: если она благоприятная – делает большой шаг, если ситуация неблагоприятная – маленький шажок. Но вектор поведения при этом «Я» не меняет. Игра помогает подросткам научиться более объективно учитывать текущую ситуацию, позитивный опыт побед и успешного мышления, добавляет подростку уверенности в себе и сглаживает переходный возраст.

Но одно дело теория, а другое дело – реальные дети. Все ли дети играют, все ли вовлечены в наши процессы, у всех ли развивается интеллект? Результаты далеко не всегда обусловлены уровнем интеллектуального развития ребенка, но наша задача – запустить механизм развития их интеллекта. Необходимо, чтобы проект мог заинтересовать не только сильных, но и слабеньких ребят, которые могут принимать участие в оформлении проекта, это тоже их творчество, они сами приходят в игру, чтобы принять в ней участие, почувствовать свою нужность. Эти же, и не только эти, дети, а также родители с большим успехом принимают участие в проекте «Город-Х» – семейном городском интеллектуальном ориентировании.

С точки зрения способности человека разрабатывать модели игра «Что? Где? Когда?» ничего не дает и никогда ничего не даст. С позиции интеллектуального развития эта игра инициирует интерес к различного рода знаниям в разных областях, провоцирует «оборачиваемость» знаний, быстрое оперирование ими, это необходимо для того, чтобы найти ответ на заданный вопрос. В игровом пространстве формируется задача, дается цель и определяются условия, а затем начинается анализ условий, идет «мозговой штурм», перебирание возможных версий. Проект «Территория интеллекта» позволяет пробудить в детях способность анализировать и практически реализовывать творческий импульс в различных областях знаний.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте