Осенний сезон молодежной работы в системе профсоюзного образования завершился проведением 28-29 ноября выездной сессии Всероссийской педагогической школы (ВПШ) профсоюза. Напомним, что данный проект был основан в 2012 году, а 19-24 августа 2013 года в Подмосковье состоялась II сессия ВПШ (см. МП №35), в ходе которой делегаты из 60 регионов страны сформировали инициативную группу по выработке предложений в концепцию деятельности Совета молодых педагогов при Центральном совете Общероссийского профсоюза образования. Ее руководителем был избран Дмитрий Сковородкин (Москва). В состав инициативной группы также вошли Иван Кайнов (Тюменская область), Сергей Шадрин (Республика Татарстан), Павел Григорьев (Калининградская область), Владимир Чагин (Хабаровский край), Людмила Рыкова (Иркутская область) и Олеся Гончарук (Волгоградская область).
Местом проведения очередного форума молодых педагогов в рамках ВПШ стал Калининград. Выбор в его пользу оказался не случайным и был связан с необходимостью, с одной стороны, усилить организационно-методическую поддержку в работе областной организации профсоюза с молодежью, с другой – ознакомиться с инициативами самой педагогической общественности Западной России по оптимизации молодежной политики профсоюза. «Особый менталитет жителей региона, развитость чувства собственного достоинства и социальной справедливости, обусловленные историко-культурной и географической близостью к Европе, содержат уникальный потенциал совершенствования действующих институтов гражданского общества», – отметила заведующая отделом по связям с общественностью ЦС профсоюза Елена Елшина. Таким образом, перед возглавляемой ею делегацией стояли следующие задачи: во-первых, распространение инновационных форм профсоюзной работы и активизация молодежного профдвижения среди педагогов и студентов региона; во-вторых, мониторинг их мнения по вопросам стратегии деятельности Совета молодых педагогов при ЦС профсоюза.Площадку для проведения форума предоставила Кадетская школа-интернат «Андрея Первозванного Кадетский морской корпус». Как радушный хозяин и социальный партнер профсоюза, директор образовательного учреждения Татьяна Бартминская устроила гостям теплый прием и обеспечила все необходимые условия для работы выездной сессии ВПШ. С приветствием в адрес участников сессии обратились заместитель министра образования Калининградской области Маргарита Короткевич, председатель Комитета по социальной политике, здравоохранению, образованию, культуре и спорту Калининградской областной Думы Галина Янковская и другие официальные лица. Непосредственным координатором форума и его культурной программы стала председатель Калининградской областной организации профсоюза Ольга Титова. Выступая на открытии сессии ВПШ и подчеркивая значение мероприятия, она отметила, что «на сегодняшний день в силу объективных географических и иных факторов Калининградская область все еще остается «анклавом» по ряду параметров, несмотря на стремление педагогической молодежи к интеграции в общероссийское образовательное пространство». И действительно, практика свидетельствует, что молодые жители региона нередко выезжают в Германию, Польшу и страны Балтии, но при этом многие из них ни разу не бывали в Москве, не говоря уже о других субъектах Российской Федерации. Между тем и неформальный диалог с молодыми педагогами области, и их выступления на форуме свидетельствовали о желании молодежного актива ближе узнать свою страну и регулярно обмениваться опытом общественной работы с коллегами из других регионов.По мнению педагогов, эффективными формами взаимодействия могут стать практические конференции и вебинары для целевой аудитории, организация модернизированных межрегиональных курсов повышения квалификации, создание тематических групп в социальных сетях Интернета, а также реализация совместных инновационных проектов по совершенствованию молодежной политики в образовательной среде.Центральным событием форума стала работа всех его участников на площадках интерактивного обучения, организованных заведующей отделом по связям с общественностью ЦС профсоюза Еленой Елшиной. Опираясь на современные разработки в области практической психологии, обращаясь к произведениям искусства и применяя навыки актерского мастерства, она успешно и с юмором провела корпоративный тренинг по формированию сознательной мотивации к вступлению в профсоюз. Затем совместно с ведущим специалистом ЦС профсоюза Дмитрием Голубевым выступила модератором на семинаре по ускоренному изучению основных направлений профсоюзной работы. Здесь в ход пошли командный и проектный методы.Работая в группах, молодые педагоги проводили контент-анализ материалов газеты «Мой профсоюз», создавали на их основе информационные плакаты, соревновались в конкурсе на лучший профсоюзный слоган, просматривали и обсуждали сатирические видеоролики. Участие в конкурсе и дискуссиях было отмечено призами с символикой профсоюза.Региональный опыт реализации молодежных инициатив представили помощник председателя Московской городской организации профсоюза Татьяна Плотникова, методист Института развития образования и куратор Ассоциации молодых педагогов Калининградской области Елена Бассан, педагог-организатор Дворца творчества детей и молодежи Республики Марий Эл Светлана Шацкая и члены инициативной группы по выработке предложений в концепцию деятельности Совета молодых педагогов при ЦС профсоюза Дмитрий Сковородкин и Сергей Шадрин. Сергей, в частности, представил проект нового коллективного договора лицея №1535 Москвы, занявшего в 2013 году I место в рейтинге лучших образовательных организаций России. В отличие от типовых договоров в документе предусмотрен специальный раздел «Работа с молодежью», закрепляющий различные гарантии деятельности Совета молодых педагогов.Из проекта коллективного договораРабота с молодежью1. В целях сохранения и развития потенциала образовательного учреждения, эффективного участия молодежи в его работе, обеспечения занятости, вовлечения в активную общественную жизнь, комплексного решения социальных вопросов и усиления социальной защищенности молодых работников работодатель и профсоюзный комитет объявляют работу с молодежью одним из приоритетных направлений своей деятельности.2. Работодатель и профсоюзный комитет обязуются содействовать работе Совета молодых педагогов, находящегося под непосредственным патронажем первичной профсоюзной организации образовательного учреждения и объединяющего на добровольных началах педагогических сотрудников лицея – членов Профсоюза в возрасте до 35 лет.3. Работодатель обязуется информировать молодых педагогических сотрудников при трудоустройстве о преимуществах вступления в Профсоюз и Совет молодых педагогов.4. Профсоюзный комитет ежегодно принимает программу и создает фонд поддержки деятельности Совета молодых педагогов.5. Работодатель гарантирует обязательное закрепление наставников за всеми молодыми специалистами, не имеющими опыта педагогической работы, в первый год их работы в образовательном учреждении.6. Профсоюзный комитет совместно с администрацией образовательного учреждения разрабатывает критерии осуществления педагогического наставничества и осуществляет его мониторинг.7. Работодатель осуществляет доплату педагогическим наставникам из стимулирующего фонда оплаты труда в размере, устанавливаемом комиссией образовательного учреждения по распределению стимулирующего фонда оплаты труда, с учетом соответствия критериям осуществления наставничества и результатов его мониторинга.8. Работодатель гарантирует при распределении стимулирующего фонда оплаты труда учет особых критериев оценки деятельности молодых специалистов, не имеющих опыта педагогической работы, в первый год их работы в образовательном учреждении.9. Профсоюзный комитет совместно с администрацией образовательного учреждения разрабатывает критерии оценки деятельности молодых специалистов, не имеющих опыта педагогической работы, в первый год их работы в лицее и осуществляет ее мониторинг.10. Работодатель и профсоюзный комитет содействуют планомерному повышению квалификации молодых педагогов, организуют необходимые психологические тренинги, встречи со специалистами в области методической и профсоюзной работы, семинары по вопросам профессиональной этики, делового имиджа, риторике, актерского мастерства, мероприятия в рамках культурного и оздоровительного досуга и т. д.11. Работодатель и профсоюзный комитет обеспечивают методическую, психологическую и организационно-техническую поддержку участия членов Совета молодых педагогов в школьном и муниципальном турах конкурсов «Учитель года России», «Сердце отдаю детям», «Воспитать человека», «Педагогический дебют» и др.12. Работодатель и профсоюзный комитет разрабатывают и осуществляют в торжественной обстановке меры поощрения наиболее отличившихся членов Совета молодых педагогов, в том числе следующие:- вручение ценных подарков;- объявление благодарности директора образовательного учреждения (с занесением в трудовую книжку);- объявление благодарности председателя первичной профсоюзной организации (с выплатой профсоюзной премии);- награждение Почетной грамотой образовательного учреждения (с занесением в трудовую книжку);- награждение Почетной грамотой первичной профсоюзной организации (с выплатой профсоюзной премии);- представление к наградам вышестоящих органов управления образованием;- представление к наградам вышестоящих органов Профсоюза.13. Совет молодых педагогов безвозмездно использует помещение для проведения заседаний и хранения документации, компьютерную и множительную технику, а также стенд для размещения информации в доступном для всех работников месте, предоставленные профсоюзному комитету работодателем (ст. 377 ТК РФ).14. Совет молодых педагогов руководствуется в своей деятельности решениями федерального, регионального и муниципального Советов молодых педагогов с учетом рекомендаций профсоюзного комитета и администрации образовательного учреждения.15. Совет молодых педагогов обеспечивает сплоченность педагогической молодежи образовательного учреждения, содействует их планомерному вовлечению в профессиональную, общественную и творческую жизнь, вносит соответствующие предложения в профсоюзный комитет, организует под его патронажем смотры, конкурсы, кемпинги и т. д., выпускает электронные информационные бюллетени о своей деятельности и сборники работ молодых педагогов.16. Председатель Совета молодых педагогов является по должности членом профсоюзного комитета, делегатом Конференции и входит в состав следующих коллегиальных органов образовательного учреждения:- Управляющий Совет;- комиссия по тарификации;- комиссия по распределению стимулирующего фонда оплаты труда;- комиссия по охране труда;- комиссия по социальному страхованию;- комиссия по урегулированию споров между участниками образовательных отношений;- иные коллегиальные органы образовательного учреждения, деятельность которых непосредственно затрагивает социально-трудовые права и профессиональные интересы молодых педагогов.17. Члены Совета молодых педагогов включаются по должности в состав комиссий первичной профсоюзной организации в соответствии с профилем своей деятельности в Совете.18. Доплата председателю Совета молодых педагогов из стимулирующего фонда оплаты труда производится в размере, устанавливаемым комиссией образовательного учреждения по распределению стимулирующего фонда оплаты труда, с учетом мотивированного мнения председателя первичной профсоюзной организации.19. Председатель Совета молодых педагогов имеет дополнительный оплачиваемый отпуск в количестве 7 календарных дней.20. Порядок формирования, структура и срок полномочий Совета молодых педагогов образовательного учреждения определяются его Уставом.Программа выездной сессии ВПШ раскрывала значение профсоюза не только в сфере социальной защиты и культурно-массовой работы, но и в содействии профессиональному росту педагогов. На правах соучредителя главных конкурсов профессионального мастерства профсоюз организовал для молодых педагогов Калининградской области выездные мастер-классы финалистов «Учителя года России» Владимира Обласова (по географии), Евгения Синицкого (по музыкальному искусству) и Сергея Шадрина (по интеграции истории, обществознания и мировой художественной культуры). Наглядная и доступная демонстрация ими современных (в том числе авторских) методов, приемов и техник обучения в различных предметных областях, нестандартность постановки и алгоритма решения образовательных задач, глубина содержания, высокий уровень преподавания произвели яркое впечатление на аудиторию, побудив к активному участию в фокус-группах.В завершение выездной сессии ВПШ молодые педагоги Калининградской области обсудили и внесли коллективные предложения в концепцию деятельности Совета молодых педагогов при ЦС профсоюза. «Я не состою в профсоюзе, – призналась по итогам форума одна из его участниц, – но теперь обязательно в него вступлю».
Комментарии