Просветительская деятельность вузов в наше время становится очень востребованным способом обновить свои знания, попробовать себя, найти новых значимых профессионалов, носителей ценностей и культуры. Пополнить жизненное поле выбора и найти единомышленников особенно важно выпускнику. Чем шире палитра выбора, тем более уверен школьник. Мы традиционно анализируем тематику интересов школьников.
Статистика выборов участников «Университетских суббот» РАНХиГС во втором полугодии 2023 года показала ряд тенденций. Среди предложенных тем были представлены блоки социально-экономической, правовой направленности, обучения гибким навыкам, медиадисциплинам, проектной работе, психологическим феноменам обучения и профессионального выбора.
Наиболее популярным стал блок медиадисциплин. Например, тематика встречи «Медиаречь» получила максимальное участие в проекте. Это не только интерес к современным медийным устным форматам, но и плод активного сотрудничества РАНХиГС со школами Москвы. Во многом такой тип взаимодействия школьно-вузовского обмена помогает творчески развиваться учащимся в медиапространстве. Сориентированные школьники учатся находить важную и полезную информацию, самостоятельно включаются в совместные медийные форматы с академией. Проектная работа – традиционно актуальный блок работы со школьниками, учителями. Большой опыт совместной подготовки сотрудниками академии исследовательских и проектных работ учащихся, например для участия в конференции «Наука для жизни», помогает многим талантливым старшеклассникам найти свой профессиональный путь.
В ходе «Университетских суббот» отмечен традиционный интерес к экономико-финансовым вопросам, однако по сравнению с предыдущими годами наблюдается снижение интереса к гибким навыкам, коммуникативным формам.
Стабильно высоко востребован блок психологической помощи в преодолении трудностей в обучении, выборе профессиональной траектории (стресс перед экзаменом, страх перед экзаменами и выступлениями, страх выбора будущего в условиях неопределенности, прогнозирование будущего, траектория поступления). Сложившиеся приоритеты свидетельствуют о потребности старшеклассников, выпускников получать информацию и обсуждать близкие темы, связанные с эмоциональными переживаниями процесса экзаменов, стратегии выбора будущего в условиях неопределенности. Так, например, чувство неуверенности, ощущение страха перед испытаниями говорят о потребности в помощи: тренировках, пробах, обсуждениях. Выпускнику нужно быть включенным в академические форматы, чтобы знать новости, стандарты и условия поступления.
Стресс перед испытаниями – обратная ситуация. В результате перегрузок, неравномерности объемов подготовки рождаются эффекты дефицитарности вегетативной нервной системы (головные боли, спазмы, наличие панических атак, нарушения сна). Действительно, груз ответственности настолько силен для выпускника, что приводит к появлению фобий, с которыми ребенку со временем справляться становится все сложнее. Стрессовая ситуация не меняется, а страхи возрастают с наступлением периода сдачи экзаменов. Все это настолько разрушает систему подготовительной работы, что ребенок вынужден выделять только несколько главных предметов в ущерб остальным.
Уже в вузе смысловая нагрузка переходит на понимание сути выбора специализации, которую школьник делает часто стихийно, в последний момент, выбирая путь наименьшего сопротивления. Разочарования после стихийно принятого решения, проблемы с обучением образуются вновь, когда студент привыкает к неуспешности своего образовательного труда. Также может проявиться недостаток мотивационных усилий, чтобы стать профессионалом и любить свое дело, а как следствие – стратегия избегания неудач. Часто неуверенный молодой специалист не может никак найти себя в жизни. Начинается гонка по карьерной лестнице. Остановить бессознательные компенсаторные механизмы практически невозможно. В ситуации неумения быть профессионалом в какой-либо области попытка управлять людьми превращается в единственный вариант самоутверждения. Известный философ Эрих Фромм в книге «Искусство любить» отмечает: «Несчастная судьба многих людей – следствие не сделанного ими выбора. Жизнь оказывается бременем, бесцельным занятием, а дела – лишь средством защиты от мук бытия в царстве теней».
Чтобы избежать ошибок и трудностей, мы рекомендуем не бояться пробовать свои силы, участвовать в различных активных форматах академии в рамках проекта «Университетские субботы». Ведущие институты готовят широкий ряд предложений для школьников. Можно не только окунуться в профессиональную среду, но и попробовать себя в роли банкира, финансиста, международного логиста, правоведа, медиаспециалиста, эколога, урбаниста, психолога. Действуйте, расширяя поле своего выбора!
Елена УЛУНЯН, психолог, эксперт, победитель конкурса «Грант Москвы»-2008, ведущий сотрудник ЦКРОО РАНХиГС
Комментарии