Просветительская деятельность вузов в наше время становится очень востребованным способом обновить свои знания, попробовать себя, найти новых значимых профессионалов, носителей ценностей и культуры. Пополнить жизненное поле выбора и найти единомышленников особенно важно выпускнику. Чем шире палитра выбора, тем более уверен школьник. Мы традиционно анализируем тематику интересов школьников.
![](https://ug.ru/wp-content/uploads/2023/12/0802_ulunyan.jpg)
Статистика выборов участников «Университетских суббот» РАНХиГС во втором полугодии 2023 года показала ряд тенденций. Среди предложенных тем были представлены блоки социально-экономической, правовой направленности, обучения гибким навыкам, медиадисциплинам, проектной работе, психологическим феноменам обучения и профессионального выбора.
Наиболее популярным стал блок медиадисциплин. Например, тематика встречи «Медиаречь» получила максимальное участие в проекте. Это не только интерес к современным медийным устным форматам, но и плод активного сотрудничества РАНХиГС со школами Москвы. Во многом такой тип взаимодействия школьно-вузовского обмена помогает творчески развиваться учащимся в медиапространстве. Сориентированные школьники учатся находить важную и полезную информацию, самостоятельно включаются в совместные медийные форматы с академией. Проектная работа – традиционно актуальный блок работы со школьниками, учителями. Большой опыт совместной подготовки сотрудниками академии исследовательских и проектных работ учащихся, например для участия в конференции «Наука для жизни», помогает многим талантливым старшеклассникам найти свой профессиональный путь.
В ходе «Университетских суббот» отмечен традиционный интерес к экономико-финансовым вопросам, однако по сравнению с предыдущими годами наблюдается снижение интереса к гибким навыкам, коммуникативным формам.
Стабильно высоко востребован блок психологической помощи в преодолении трудностей в обучении, выборе профессиональной траектории (стресс перед экзаменом, страх перед экзаменами и выступлениями, страх выбора будущего в условиях неопределенности, прогнозирование будущего, траектория поступления). Сложившиеся приоритеты свидетельствуют о потребности старшеклассников, выпускников получать информацию и обсуждать близкие темы, связанные с эмоциональными переживаниями процесса экзаменов, стратегии выбора будущего в условиях неопределенности. Так, например, чувство неуверенности, ощущение страха перед испытаниями говорят о потребности в помощи: тренировках, пробах, обсуждениях. Выпускнику нужно быть включенным в академические форматы, чтобы знать новости, стандарты и условия поступления.
Стресс перед испытаниями – обратная ситуация. В результате перегрузок, неравномерности объемов подготовки рождаются эффекты дефицитарности вегетативной нервной системы (головные боли, спазмы, наличие панических атак, нарушения сна). Действительно, груз ответственности настолько силен для выпускника, что приводит к появлению фобий, с которыми ребенку со временем справляться становится все сложнее. Стрессовая ситуация не меняется, а страхи возрастают с наступлением периода сдачи экзаменов. Все это настолько разрушает систему подготовительной работы, что ребенок вынужден выделять только несколько главных предметов в ущерб остальным.
Уже в вузе смысловая нагрузка переходит на понимание сути выбора специализации, которую школьник делает часто стихийно, в последний момент, выбирая путь наименьшего сопротивления. Разочарования после стихийно принятого решения, проблемы с обучением образуются вновь, когда студент привыкает к неуспешности своего образовательного труда. Также может проявиться недостаток мотивационных усилий, чтобы стать профессионалом и любить свое дело, а как следствие – стратегия избегания неудач. Часто неуверенный молодой специалист не может никак найти себя в жизни. Начинается гонка по карьерной лестнице. Остановить бессознательные компенсаторные механизмы практически невозможно. В ситуации неумения быть профессионалом в какой-либо области попытка управлять людьми превращается в единственный вариант самоутверждения. Известный философ Эрих Фромм в книге «Искусство любить» отмечает: «Несчастная судьба многих людей – следствие не сделанного ими выбора. Жизнь оказывается бременем, бесцельным занятием, а дела – лишь средством защиты от мук бытия в царстве теней».
Чтобы избежать ошибок и трудностей, мы рекомендуем не бояться пробовать свои силы, участвовать в различных активных форматах академии в рамках проекта «Университетские субботы». Ведущие институты готовят широкий ряд предложений для школьников. Можно не только окунуться в профессиональную среду, но и попробовать себя в роли банкира, финансиста, международного логиста, правоведа, медиаспециалиста, эколога, урбаниста, психолога. Действуйте, расширяя поле своего выбора!
Елена УЛУНЯН, психолог, эксперт, победитель конкурса «Грант Москвы»-2008, ведущий сотрудник ЦКРОО РАНХиГС
Комментарии