Итоговая аттестация выпускников
В последнее время именно этот вид аттестации – камень преткновения для всех. И повод для самых горячих споров.
По Закону “Об образовании” от результатов итоговой аттестации выпускников зависит многое. Например, то, какие выводы сделают об образовательном учреждении – при аттестации школ анализируют успехи ее питомцев. Сможет ли
учитель повысить категорию – для аттестации педагог должен предъявить результаты текущего и итогового контроля.
Казалось бы, о чем спорить? Экзамены у нас сдают испокон веков. И уж оценки точно научились ставить. Ан нет. Некоторые считают, что не умеем мы ставить отметки так, чтобы цифры были настоящие, а не взятые “с потолка”.
Цитаты
Из ст.7 “Государственные образовательные стандарты” Закона РФ “Об образовании”:
“Российская Федерация в лице федеральных органов государственной власти в пределах их компетенции устанавливает федеральные компоненты государственных образовательных стандартов, определяющие в обязательном порядке обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников.
…
6. Государственные образовательные стандарты являются основой объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников независимо от форм получения образования”.
Мнение
В Специализированном учебно-научном центре (СУНЦ) МГУ учатся в 10-х и 11-х классах школьники из всех областей центральной и южной России, прошедшие конкурсный отбор. Несколько лет сразу после зимних каникул мы проводим анонимное тестирование среди учеников физико-математических и химических классов. Тесты включают 15 вопросов по химии. Затем школьники отвечают на вопросы анкеты “Преподавание химии” – оценивают наши лекции и семинары, а также самих преподавателей.
На тест отводится 20 минут, после чего мы сообщаем школьникам правила проверки и критерии оценки, и они сами проставляют себе баллы. Наш опыт показал, что отношение школьников к этой работе достаточно серьезное – списывание и попытки завысить себе баллы почти не встречаются. Опросом охвачены практически все ученики – до 100 человек на параллель.
Нами проанализированы результаты тестирования физико-математических классов в 1995-1996, 1996-1997, 1997-1998 и 1998-1999 учебных годах. Мы предложили десятиклассникам и одиннадцатиклассникам один и тот же тест – вопросы по органической химии, основанные на материале, пройденном десятиклассниками ко второму полугодию. То есть школьники отвечали на одни и те же вопросы два раза – с интервалом в год. Такой прием позволяет устранить проблемы достоверности сравнения – и вопросы, и отвечающие не меняются. И вполне закономерно будет ожидать улучшения результатов в 11-х классах по сравнению с 10-ми.
При обработке ответов вычислен средний процент выполнения по тесту в целом. Сопоставлены результаты идентичных выборок респондентов – в 10-м и в 11-м классах. Вопросы, на которые возможно выбрать более одного правильного ответа, обработаны дополнительно как креативная (творческая) составляющая теста. Выделен блок вопросов по органической химии, которую наши школьники полностью проходят в 10-м классе.
И вот самые общие результаты тестирования по химии:
Устойчивое снижение результатов тестирования по химии характерно только для физико-математических классов, у “химиков”, как можно догадаться, картина обратная.
Можно предложить несколько “уважительных” причин снижения процента выполнения тех же самых задач через год обучения. Во-первых, десятиклассники, пришедшие к нам из самых разных школ, еще поклоняются отметкам и боятся учителей, поэтому у них выше “коэффициент списываемости” (всем дается один вариант теста). В одиннадцатом классе ребята уже поняли, что “химики” не будут придираться к “непрофильному” предмету, и отвечают практически без списывания.
Во-вторых, принудительная отмена предварительных “пробных” экзаменов в 1998 году усложнила жизнь абитуриентам. Чтобы успешно сдать один-единственный раз вступительные экзамены, приходится безжалостно отбрасывать все “непрофильное”.
В-третьих, снижение востребованности государством и обществом науки и образования приводит к общему снижению интереса к естественным наукам.
Самый простой и общий вывод из наших исследований вполне очевиден – выпускные одиннадцатые классы средней школы должны быть только специализированными; преподавание и оценивание всех “непрофильных” предметов надо осуществлять с учетом специализации выпускников.
Вячеслав Загорский,
доцент СУНЦ МГУ, канд.хим.наук;
Екатерина Менделеева,
доцент СУНЦ МГУ, канд.хим.наук;
Алексей Галин,
старший препод. СУНЦ МГУ, канд.хим.наук;
Наталья Морозова,
ассистент СУНЦ МГУ
Эксперимент
Наверное, довольно скучно звучит – измерители, стандарты, уровни подготовки. Даже странно, что все это связано с такой романтичной порой в жизни, как выпускные экзамены, за которыми следует бал. Но, увы, бал отшумит, дети уйдут, а нерешенные проблемы итоговой аттестации выпускников останутся.
Проблемы эти всем известны – необъективность оценки, завышенный уровень требований, обман на экзаменах – то есть бездумное списывание, глубокие психологические стрессы школьников, а часто и учителей и так далее. С этим не желают мириться многие педагоги. По Закону “Об образовании” итоговая аттестация напрямую связана с несуществующими государственными образовательными стандартами. Тем не менее в Московской области, Краснодаре, Москве, Тюменской области, других территориях проводят эксперименты, не дожидаясь принятия стандартов. Причем учителя, управленцы, методисты ставят под сомнение все – критерии оценок, форму проведения экзаменов, выбор предметов, которые выносятся на аттестацию, даже необходимость проведения самой аттестации! Ответить на все вопросы пока не в силах никто. Но пытаются.
Летом прошлого года “заинтересованные лица” со всей России собрались в Геленджике на семинаре по проблемам аттестации и инспектирования. Результаты их “суда” над итоговой аттестацией были оформлены в резолюцию-вердикт. На некоторых пунктах этой резолюции стоит остановиться подробнее. Вот первый из них: “Привести содержание и процедуры итоговой аттестации выпускников в соответствие с Законом РФ “Об образовании”, содержательно и процессуально закрепив ее разделение на аттестацию на обязательном и повышенном уровнях. Регламентировать порядок и процедуры итоговой аттестации выпускников на обязательном и повышенном уровнях”.
Кстати, участники всероссийской конференции “Роль инспектирования и аттестации в управлении качеством образования”, которая прошла в Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования в конце прошлого года, согласились с этим. Людмила Кержковская, методист ГМК по русскому языку и литературе, г. Одинцово, Московская область: “Система итоговой аттестации на основе образовательных стандартов уводит нас от привычной лжи о том, что у нас пятибалльная система оценки, на итоговой аттестации у нас уже давно трехбалльная система оценки. Мы полагаем, что итоговая аттестация на основе стандартов в образовании повысит престиж оценки как на обязательном уровне, так и на повышенном уровне”.
Если ученик сдает экзамен на обязательном уровне, действует принцип бинарной оценки, то есть сдал – не сдал. Если итоговая аттестация будет проводиться действительно в соответствии со стандартами, школьник сможет сам выбирать, какие экзамены сдавать на обязательном уровне, то есть “только” подтвердить, что его знания соответствуют требованиям стандарта по этому предмету. Мы привычно переводим этот уровень на современный язык – получит тройку. Это, мол, означает до предела облегчить выпускнику задачу на экзамене. Но ведь сегодня в школе тройка бывает разной и ставится иногда вместо двойки – практически при отсутствии минимальных знаний или вместо четверки – для “недотянувших”. При бинарной системе никакого другого выбора, как показать весь необходимый набор знаний, у ребенка нет. Или – отправиться доучивать. С другой стороны, сдающий на обязательный уровень из троечника – увы, наше отношение к ним не меняется – превращается в хорошо успевающего ученика.
Но захочет ли школьник при условии существования обязательного уровня добровольно сдавать экзамены на повышенный? Теоретически у него просто будет больше времени на тщательную подготовку к экзаменам по предметам, которые выпускник считает главными для себя и за которые хочет получить “4” или “5”. Практически опыт, например, Москвы или Краснодара показал, что ребята не отказываются от повышенного уровня – им интересно проверить себя. Это их осознанный выбор.
Конечно, переход российской школы на бинарную систему – это очень сложный, неоднозначный для многих процесс. Сомнения возникают на каждом шагу. Трудно менять отношение к традиционной оценке, трудно вводить новую систему в сложившийся многоступенчатый, многоуровневый мир общеобразовательных, лицейских и гимназических классов, классов педагогической поддержки. Труднее всего менять психологию. И еще – понять, действительно ли необходимы перемены.
Начальник отдела управления образования города Конаково Тверской области Любовь Кулеева в полной мере разделяет скептицизм многих учителей: “Насколько психологически верно перед началом экзамена поставить ребенка в ситуацию: ты пойдешь сдавать экзамен на оценку “3” или на оценку “4” и “5”? Существующая сегодня система организации итоговой аттестации и подачи экзаменационного материала наиболее психологически верна. Потому что в текст письменной экзаменационной работы входят задания разного уровня сложности. И если я выполняю задание первого уровня сложности, то есть задание обязательного уровня обучения, я получаю оценку “3”. Но я имею возможность получить оценку “4” и “5”, если я успеваю сделать задание повышенного уровня сложности. Нам представляется наиболее целесообразным сохранить разноуровневую контрольную работу и разноуровневые тексты заданий, но не делить экзамен на две составляющие – экзамен на подтверждение государственного стандарта и на неподтверждение”.
* * *
Вот еще один пункт из резолюции геленджикского семинара: “Обеспечить доступность информации относительно требований образовательных стандартов”. И тут немало проблем. Открытостью наше общество никогда не страдало. Встает вопрос о том, кто эти самые открытые требования будет контролировать. С тех пор, как в Законе “Об образовании” появился пункт о создании независимой государственной аттестационной службы, никто так и не может понять, с какой стороны подступиться к ГАС. Рассказывает заведующий кафедрой педагогической диагностики Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования Николай Решетников: “В Подмосковье несколько лет с 1992 года пытались создать Независимую аттестационную службу, и даже шел разговор о том, чтобы выделить на это средства. Не получилось. Не смогли обеспечить независимость. Мировой опыт свидетельствует: если в одних руках и разработка, и применение, и предъявление результата теста, это кончается коррупцией. Мы провели анализ схемы государственной аттестационной службы в НИИ МВД. Нам сказали – классическая мафиозная структура. Независимость аттестации заключается не в том, что создается другая структура, а в том, что включается общественный механизм. Система открытости контроля. Стандарты должны быть открыты, а требования известны участникам процесса”.
* * *
И еще один важный пункт “геленджикских соглашений”: “В целях снижения перегрузки выпускников разрешить образовательным учреждениям сокращать объем итогового контроля достижения обязательного уровня подготовки выпускников при условии использования соответствующих объективизированных процедур внутришкольного контроля (тематические зачеты, образовательное тестирование на обязательном уровне и пр.)”. Пока внутришкольный контроль далек от объективности. Вот потрясающие данные, полученные в результате исследования, проведенного в начале 90-х годов в 60 районах Нижегородской области. Целью исследования было выяснить – насколько хорошо ребята изучают основные учебные элементы, знают программу. Десять тысяч учеников получили тесты по трем базовым предметам – русский язык, математика и физика. Параллельно с этим нижегородцы проанализировали журнальные оценки тех же ребятишек. Директор аттестационно-диагностического центра Департамента образования, Нижний Новгород: “Получилась интересная картина. По всем предметам во всех 60 районах области распределение журнальных оценок было одинаковым. Двоек – 1,5%, троек – 40-50%, четверок – 30-40%, пятерок – 5-10%. Это журнальная успеваемость. А результаты тестирования дали разброс в тех же самых районах от 20% выполнения тестовых заданий до 90%. И вот тогда мы сами себе задали вопрос – что же стоит за нашими журнальными оценками? Оценка обучает, контролирует, оценивает. И плюс у нее мотивационная функция. И все это в руках одного человека – учителя. Стало быть, чтобы управлять качеством предметной подготовки, нужно разработать унифицированный диагностический инструментарий, который позволил бы зафиксировать некий условный стандарт на основе статистики массовых экспериментов именно в нашем регионе. Эта работа – мониторинг уровня предметных достижений учащихся – позволила нам создать такой стандарт. И сейчас мы – очень осторожно – вводим его в аттестационную процедуру”.
Конечно, то, что получают в результате подобных экспериментов учителя, методисты различных регионов России, в полном смысле этого слова назвать стандартами нельзя. Государственные федеральные стандарты имеет право “запустить в жизнь” лишь Государственная Дума РФ. Но попытки создать свои версии стандартов, выстроить схемы проведения итоговой аттестации исходя из реалий конкретного региона – очень важны. Более того, создатели государственных образовательных стандартов должны очень внимательно присмотреться к этой работе, проанализировать ее, вынести на всеобщее обсуждение. Иначе, как считает Николай Решетников, “мы сейчас введем вариант стандартов, который нас ввергнет на несколько лет в обычные ведомственные приписки”.
Дарья БОГОМАЗОВА
Взгляд специалиста
Тройка – это замечательная отметка
– Маргарита Романовна, некоторые учителя считают, что итоговую аттестацию выпускников следует отменить, а опираться в 9-м и 11-м классах на результаты текущего контроля. Тогда будет меньше стрессов у детей и педагогов.
– Начнем с того, что аттестация учащихся в соответствии с законом подразделяется на текущую аттестацию учеников и итоговую аттестацию выпускников. Текущая аттестация отнесена к прерогативе образовательного учреждения. Это отчет ребенка о своих знаниях, который он дает в течение всей своей жизни в школе. Но ясно, что если ребенок получает документ об образовании, то должны быть какие-то контрольные срезы. Они определены как итоговая аттестация выпускников основной и средней школы. Это демонстрация того багажа знаний, который имеет ученик на выходе. Итоговая аттестация – это взгляд со стороны. Особенный взгляд, потому что это последняя проверка перед получением документа. Может ли она отличаться от той, которая действует сейчас? Да, несомненно. Но я абсолютно убеждена, что в школе категорически нельзя делать острых, крутых поворотов, потому что за каждым поворотом – ребенок. Вопрос о том, что ее нужно вообще снять, проблематичен.
– Многие задаются вопросом – как проводить итоговую аттестацию по непрофильным предметам в 11-х классах. Часто такие экзамены превращаются в списывание…
– В соответствии с положением об итоговой аттестации экзамен по тем предметам, которые выбирает ребенок, может быть разным – например, в форме реферата. Но есть несколько предметов, которые контролируются обязательно. Традиционно это русский язык и математика. Эту традицию, серьезно изменяя экзамен, мы пока сохраняем. Но у нас есть математика для гуманитариев, для общеобразовательных школ и для школ с углубленным изучением предметов. Ни в коем случае нельзя в гуманитарном классе брать тексты общеобразовательные или повышенной трудности. Что касается сочинения в 11-м классе – литературу должны знать все. Темы сочинений сегодня резко отличаются от тех, которые были раньше, когда все поголовно “освещали” образ Татьяны. В нынешних темах найдет себя и ребенок из гуманитарного класса, и ученик из естественно-математического, который может написать с блеском рецензию на какую-нибудь техническую книгу. Это не воспрещается.
– На что ориентироваться учителю и ученику при подготовке к итоговой аттестации?
– На жизнь… Есть программы, есть учебники, есть реальный учебный процесс, есть реальные дети, которые лучше или хуже осваивают тот материал, который им предлагается. В апреле 1998 года был утвержден обязательный минимум содержания по основной школе – документ, который является ориентиром для школы и говорит о том, что этот обязательный минимум должен быть дан школьнику. И родители знают – вот то, что дадут моему ребенку. И теорему Пифагора он будет учить, и Великую Отечественную войну. Обязательный минимум не может служить требованием к ученику, потому что это номенклатура содержания. Требования к уровню подготовки выпускников уже готовы. Будут опубликованы для обсуждения и измерители этих требований. Измерители делаются не на “3”, “4”, “5”, а на то, достигнут или не достигнут стандарт. Но вынесенные на итоговую аттестацию задания, разумеется, значительно богаче измерителей.
– Но итоговая аттестация проходит исходя из требований к обязательному минимуму?
– В том числе. Мы даем и измерители, которые проверяют – выполнил/не выполнил, и в то же время все экзаменационные документы должны строиться на этих требованиях. И если в требованиях не сказано, что ребенок должен знать уравнение с параметром, то ни в коем случае в экзаменационных материалах не может этого быть. Но если говорится о том, что он должен знать квадратные уравнения, то ясно, что эти квадратные уравнения должны быть на разных уровнях. Измерители показывают, на каком уровне. Нельзя жестко связывать итоговую аттестацию с тем, как проверяются стандарты. Итоговая аттестация – это личный успех ученика. Нельзя смешивать достижение ребенком стандарта и его успехи в школе. У нас, кстати, измерители по достижению стандарта пока активно не практикуются. Может быть, не знаем, как ими пользоваться. Но на самом деле их надо вводить, показывать, но это не значит, что измерители – та самая оценка. Измерители на достижение стандарта должны быть открыты для ученика, учителя и должны эксплуатироваться. Преподаватель время от времени должен проводить тесты на достижение, но превратить школу в двухбалльную систему – выполнил/не выполнил стандарт – это уж слишком…
– А почему бы не сделать систему двухбалльной? И ребенку было бы спокойнее.
– А вот вы обсудите это на страницах газеты. Много будет у вас противников и сторонников? Когда мне говорят: ребенок учится в физматшколе, имеет пятерку по математике и ученик в обычной школе имеет пятерку по математике – что это такое? Разве они одинаковые? Конечно, неодинаковые. А где вы найдете две одинаковые пятерки по стране? Даже если они по одной программе учатся. Их никогда не было и нет. Это личное достижение каждого ребенка.
– Но фактически на выпускных экзаменах у нас уже трехбалльная система – ставят либо “3”, либо “4”, либо “5”.
– Хорошо. А в процессе обучения у нас какая система? Четырехбалльная. Правильно? Так и хорошо, что на экзамене 3-балльная. Хотя это не совсем так. Не получает документ об образовании примерно один процент выпускников, а значит, она все-таки не 3, а 4-балльная. Хотя я согласна, что надо эксплуатировать какие-то двухбалльные измерители.
– Но безотносительно к итоговой аттестации?
– Если из темы в тему школьник не усваивает, не достигает обязательного уровня – это он и покажет на экзаменах. Почему? Потому что в последние годы экзаменационные материалы по математике, допустим, строятся так, что первая часть экзамена дает возможность ребенку показать, что все-таки на тройку он знает. А дальше задания наращиваются – можно дерзать и на “4”, и на “5”. То есть экзамен становится другим в связи с тем, что создаются двухбалльные измерители. Что касается 11-го класса, по всей видимости, будут утверждаться требования к уровню подготовки выпускников на двух уровнях и обязательный минимум на двух уровнях. Если ребенок обучается в какой-то профильной школе, для него стандартом будет второй уровень. И измерять его знания будут по стандартам второго уровня. Его тройка, четверка, пятерка тоже будут соответствовать второму уровню. И это нормально.
– А, кстати, что такое тройка, четверка, пятерка?
– Это “3”, “4”, “5”, соотнесенные с ребенком, с его возможностями, с его знаниями, которые он показывает, в том числе соотнесенные с ежедневным изучением материала. Я тоже работала учителем – обыкновенным занудным математиком была. Но при этом, проверяя любую работу, слушая любого ребенка, я всегда знала, что стоит за ним. Был у меня Егор – талантливый в гуманитарной области мальчик. Он учил мою геометрию наизусть. Я ему всегда говорила: “Золотой, молодец!” Я понимала, что для него это мука. Нужно реабилитировать тройку. Это очень хорошая оценка. Некоторым дается с большим трудом. Вообще-то я бы аттестат без оценок давала, но этого пока нельзя делать. Нельзя разрушать традицию школы. Меня не поймут родители, да и ученики. Потому что ребенок, который получает отличные оценки, и ребенок, который заслуженно имеет тройку, – у них все-таки разные знания.
– Маргарита Романовна, как вы считаете, может ли быть образцовый экзамен ориентиром для учителя?
– Это невозможно, это утопия, как невозможно написать идеальное сочинение, потому что это индивидуальность. Что касается математики, экзамен у нас открытый – дается сборник, для экзамена отбираются из него номера. Сейчас ученые делают книжку – возможные варианты решения некоторых задач. Это поможет учителю сориентироваться, чего не надо скрупулезно требовать от ребенка на экзамене, нужно ли досконально прописывать какие-то решения или в каких-то вариантах это совершенно не обязательно. В каких случах обязательно. Но главное, что заставило нас заняться созданием такого консультативного пособия, – появление “решебников”, сделанных некомпетентными авторами. Там такое море ошибок, что учитель или ребенок, взяв это, переучатся с точностью до наоборот.
– Как вы считаете, насколько объективно оценивается творческое сочинение?
– Никакое оценивание, кроме тестового – “да” или “нет”, не может быть объективным, оно всегда будет субъективным. Сейчас наши литераторы и специалисты по русскому языку готовят формализованные нормы по русскому языку – то, чем должен руководствоваться учитель. За три ошибки – такая-то оценка, за четыре – такая-то. А формализовать литературу до сих пор не получается. Идут дебаты уже три года.
– А есть ли тогда смысл в такой форме контроля, как сочинение?
– Может быть, и можно заменить чем-то другим. Но надо помнить, что сочинение дает возможность посмотреть, как человек выражает свои мысли письменно. Может быть, сочинение заменить тем, что детям читается какое-то произведение и они пишут рецензию? Но тогда мы уходим из области проверки тех произведений, которые изучались на литературе. Наверное, необходим устный экзамен по литературе. Но и тут есть сомнения. А может ли ребенок проанализировать письменно эти произведения? Правильно ли мы поступаем, что все-таки сохраняем сочинение, – это могут сказать только специалисты-литераторы.
Беседовала Оксана Родионова
Особенность системы школьного образования в ФРГ – наличие в ней трех типов общеобразовательных средних школ и различных для каждого типа правил поступления и экзаменов.
Дети поступают в единую для всех начальную школу в шесть лет, а через четыре года им предстоит распределение в одну из школ второй ступени – основную, реальную или гимназию. Куда попадет ребенок – зависит от его способностей и успеваемости. Первые два года малышей только хвалят или делают замечания, но с третьего класса в их табелях появляются отметки. Отныне и до выпускного. Критерии оценок таковы:
“очень хорошо” (1) – ставится при особых успехах по определенному предмету,
“хорошо” (2) – при успеваемости, полностью соответствующей предъявляемым требованиям,
“удовлетворительно” (3) – успеваемость в среднем соответствует требованиям,
“достаточно” (4) – говорит о том, что, несмотря на имеющиеся пробелы, успеваемость, в общем, еще соответствует требованиям,
“недостаточно” (5) – успеваемость не соответствует требованиям, но есть необходимые элементарные знания, на основе которых пробелы в будущем могут быть устранены,
“неудовлетворительно” (6) – даже в элементарных знаниях пробелы настолько серьезны, что их трудно устранить.
В среднем звене можно учиться 5-6 лет – основная и реальная школы. А можно и все девять – с прицелом на поступление в вуз. Такую возможность дает традиционная “школа научных знаний” – гимназия. Здесь, кроме шести отметок, используется система баллов. Каждой оценке соответствует определенное количество баллов с учетом так называемой “тенденции оценки”. Например, баллы 15,14,13 соответствуют единице, то есть нашей пятерке, 12-11-10 – двойке, то есть ученик успевает хорошо, и так далее. 00 баллов говорит о полном отсутствии знаний по предмету. Во время итоговой аттестации гимназистов оценки выставляются только в баллах, потому что при конкурсе в высшее учебное заведение преимущество имеет тот абитуриент, у которого выше средний балл аттестата.
На аттестат зрелости в гимназии сдают четыре предмета – немецкий (родной) язык, математику, иностранный язык и один из профилирующих предметов – из сферы языково-литературно-художественных, общественно-научных или математико-естественно-научно-технических. Экзамены сдать нелегко – требования очень высоки и во время итоговой аттестации, и во все время учебы.
На основании “Единых экзаменационных требований” к гимназистам предъявляются следующие требования:
– фундаментальное владение материалом,
– проблемная постановка вопросов,
– владение научными методами умственного труда – исследование, анализ, доказательство, аргументация и т.д.,
– логическое построение ответа.
Труднее всего выпускникам гимназий, непосредственно подотчетных министерству образования той или иной земли Германии. Здесь итоговая аттестация проходит с участием представителей министерства и общественных организаций.
Людмила ПИСАРЕВА,
кандидат педагогических наук
Цитаты
Из ст.15 “Общие требования к организации образовательного процесса” Закона РФ “Об образовании”:
“4. Освоение образовательных программ основного общего, среднего (полного) общего и всех видов профессионального образования завершается обязательной итоговой аттестацией выпускников.
5. Научно-методическое обеспечение итоговой аттестации и объективный контроль качества подготовки выпускников по завершении каждого уровня образования обеспечиваются государственной аттестационной службой, независимой от органов управления образованием, в соответствии с государственными образовательными стандартами”.
NB!
Продолжение “Темы” читайте на стр. 10, 15, 16 “Методической кухни”.
Комментарии