Осторожно: одаренные
Что такое “одаренный ребенок”? Тот, кто может лучше и больше других? Или сможет лучше и больше других впоследствии?
И что, собственно, сможет: решать задачи, танцевать, собирать телевизоры или улыбаться так, что находящиеся рядом согреваются, как от печки? Есть ведь не только интеллектуальная, но и эмоциональная одаренность.
Надо честно сознаться: ученые до сих пор еще не нашли строго научного определения
одаренности. А значит, неясно, что с этим делать: “помогать” своим активным вмешательством или следовать принципу “не навреди”? Кто знает наперед?
У Довлатова в “Заповеднике” есть один персонаж – человек, сводивший учителей с ума своими способностями. Он окончил школу с медалью, играючи поступил в университет, где профессора вынуждены были переписывать учебные программы под его индивидуальные способности, и в конце концов… стал никем…
За
Поседел после экзамена
Я коротко расскажу о тех трудностях, с которыми столкнулся в своей жизни. Прав ли я в оценке их, решать вам. Начну по порядку. С первого по седьмой класс я был круглым отличником. Но уже в восьмом стал заметно тяготеть к гуманитарным дисциплинам: географии, истории, русскому языку и литературе. По ним я был не просто пятерочником, а лучшим в классе. Это было в 1960-м. Тогда как раз шел переход на одиннадцатилетнее обучение, и лишь немногие школы оставались десятилетками, в том числе и наша. Нашим 9-м классам разрешили получить аттестат зрелости после 10-го. Поэтому в школу перешло много новых учеников со всего района, желающих сэкономить год. Появились они и в нашем классе. Как-то так сложилось, что у большинства из них была ярко выраженная техническая направленность. Они блестяще отвечали по математике, физике или химии, но получали тройки или даже двойки по истории, а в сочинениях делали иногда до двадцати ошибок. Вспоминаю, как один из них, сидевший на парте позади меня, считал вслух: …10, 11, 12… 20… 22. Я даже не понял в первый раз, что означал этот счет. Многие из них занимались на вечерних курсах при Мехмате, Физтехе или МИФИ, естественно, поступать собирались именно туда. Одновременно в нашу школу пришли сильные преподаватели, кандидаты наук по физике и математике. Я уже не мог у них учиться на пятерки и стал получать по этим дисциплинам четверки, а иногда и тройки. В то же время кругом шли разговоры об элитарности технического образования. Тогда было время, когда все мечтали стать или физиками-теоретиками, или физиками-ядерщиками. Подспудно представление об их интеллектуальном превосходстве откладывалось и в моей голове. Я получил аттестат зрелости без троек и хотел поступать на исторический в МГУ. Последней каплей, заставившей меня пересмотреть свое решение, явился случайно подслушанный в метро разговор двух женщин. Одна с важностью говорила другой: “У меня сын умный, он высшую математику изучает!” И тогда… я тоже решил стать физиком-теоретиком.
Шесть-семь часов ежедневного упорного труда в течение месяца по подготовке к вступительным экзаменам не прошли даром. Я набрал тринадцать баллов из пятнадцати возможных по физике и математике и стал студентом факультета полупроводниковых материалов и приборов по специальности инженер-физик.
С первых дней занятий в институте почувствовал, что школьные физика, математика и химия – это далеко не то, что в вузе. По ним я стал получать редко четверки, но в основном твердые тройки, что, естественно, не только ранило мое самолюбие, но даже вызвало комплекс неполноценности. Так я проучился три курса. До окончания института оставалось два года, но терпение мое и физические силы были на пределе. После одного из экзаменов по теоретической физике в моей шевелюре появилась седая прядь. Тогда решил уйти из института. И товарищи, и декан отговаривали, осталось-то всего до окончания, как они убеждали, каких-то два года. Но терпеть я уже не мог. После весенней сессии оставил институт и тем же летом поступил на первый курс исторического факультета, который и окончил с красным дипломом.
Конечно, мои занятия в техническом вузе не прошли совершенно бесследно. Я имею представление и о теории вероятности, и о теории относительности, о квантовой механике и о тензорном исчислении. Но все же я считаю, что специализацию и отбор одаренных детей надо проводить как можно раньше. Ведь гуманитарию достаточно только общего представления о перечисленных мною предметах, тогда как технарю не обязательно знать об основателе египетской монархии Менесе, построившем город Мемфис, или о произведениях Аристотеля, Эсхила, Софокла, Еврипида, о трудах Геродота…
Лев Николаев
Идиот в философии?
Заметки многодетного родителя
Я всегда считал и считаю – каждый ребенок “способный”, но каждый “способный” по-своему. Только далеко не всегда мы умудряемся найти в нем его индивидуальность, потому что мерим одной стандартной меркой. Так проще. Ребенок идет в школу – школьные требования одни на всех. Тут и не может быть иначе: множество учеников, разделенных на возрастные классы. Без стандарта не обойтись.
Если посмотреть биографии великих людей, то выяснится, что многие из них вообще не ходили в школу (например, Эдисон или Горький). Другие ходили, но – и это универсальный закон природы – ни у одного со школой не было лада: не вписывались они в школьные стандарты и школа низко оценивала “выскочек”. Например, того же Гегеля, величайшего из европейских философов, учитель окрестил “идиотом в философии”!
Уделом великих было САМООБРАЗОВАНИЕ, и возможность такового – свободное время, библиотека, увлеченный чем-то взрослый друг – условие, что великий человек состоится. Спрашивается, сколько же таких потеряло человечество?
Ну ладно с проблемами человечества. Куда ближе мне проблема, будет ли счастлив мой, конкретный, ребенок, ВОТ ЭТОТ. А счастье, мы же ведь, взрослые, это прекрасно знаем, зависит от САМОРЕАЛИЗАЦИИ. Потому-то и развитие способностей в ребенке такая важная вещь. Но способности, которые мы развиваем, должны быть ЕГО СОБСТВЕННЫМИ, ведь это подготовка к самореализации, к реализации его “САМО”. И ошибки (в том числе и взаимные, когда ошибается не только взрослый, но и ребенок) могут кончиться очень плохо.
Я, например, “круто” принялся за своего Никитку. Решил научить его ходить месяцев эдак в шесть. Мы проделывали множество упражнений и быстро продвигались вперед. В пять месяцев Никита сам вставал в кровати на ножки, держась за спинку, доводя до обморока детского врача…
Все здоровые люди рано или поздно обучаются ходить на ногах (а некоторые и на руках). Зачем я пытался УСКОРИТЬ этот процесс? Сейчас воспринимаю свои педагогические подвиги с большим стыдом.
Точка применения педагогики способностей НЕСТАНДАРТНА и не может быть определена заранее. В сущности, все книги типа “Как научить ребенка читать в три года”, “Как научить плавать в два месяца” бесполезны, если не вредны.
Насколько наивны мы были еще 15 лет назад, сражаясь за раннее развитие младенцев (в чем именно развивать – это интересовало нас мало), показывает уже то, что фундаментальные законы развития и функционирования детской психики открываются только теперь: например, в сенсационных исследованиях Т.П.Хризман обнаружено, что мозг девочки устроен и работает иначе, нежели мозг мальчика! Значит, самоопределение мальчиков и девочек должно идти разными путями? Вопросов достаточно, но почти нет ответов.
Листаешь книги о проблемах “одаренных детей”, и становится плохо, когда попадаешь на главу о “критериях их отбора”. Становится до очевидного ясным: если государство начнет “отделять” одаренных в чем-то от “неодаренных” (то есть одаренных в другом), то скорее всего основная масса настоящих кандидатов в гении окажется отбракованной. Потому что проблема не решается пятью, или десятью, или даже двадцатью критериями.
Так давайте же спросим себя, настолько ли далеко мы ушли в понимании детей от учителя из гимназии Гегеля, чтобы присвоить себе право определять судьбу множества детей с помощью нескольких “критериев”?
Да и как может выглядеть настоящее решение указанной здесь проблемы без многолетнего внимательного изучения ребенка и его самоизучения, без многих проб и ошибок, без длительного поиска призвания, его диалога со своей собственной судьбой, с Богом, если хотите. Какие уж тут “критерии”, какие “тесты”!..
Евгений БЕЛЯКОВ
Удовольствие от урока
– Евгения Эмильевна, какими характеристиками, по-вашему, обладает одаренный студент педагогического учебного заведения?
– Самым простым было бы объявить, что одаренный студент – тот, кто хорошо сдает экзамены. Но это не так. Потому что успешная сессия – результат работы любого дисциплинированного студента. Для этого ему вовсе не обязательно быть одаренным.
Одаренность связана с умением погружаться в проблематику. Большинство студентов – будущих педагогов – хотят вовсе не этого. Они требуют – иногда в открытую – разнообразных развернутых методических инструкций, а не мыслительной нагрузки.
Тот же студент, которого мы называем талантливым, способен “копать” самостоятельно, самостоятельно думать. Он умеет и желает это делать. К сожалению, таких совсем немного.
– Можно ли утверждать, что одаренный студент становится одаренным педагогом?
– Возможно, здесь нет прямой зависимости. Одаренный студент работает на себя. Он накапливает свой потенциал. А одаренный педагог – человек, обладающий способностью отдавать, работать на других. Когда эти способности соединяются, это великое счастье. Собственно профессиональные способности, то, что в будущем может обернуться педагогической одаренностью, обнаруживаются на педагогической практике.
В том, как практикант дает уроки, как на него реагируют дети, как он выстраивает свои отношения с учениками, обнаруживаются какие-то нюансы, позволяющие судить о студенте как о перспективно талантливом учителе или воспитателе. Знаете, что бросается в глаза в первую очередь? Что человек от своей деятельности – в частности от занятия, от урока – получает удовольствие.
– Если вы в качестве главных показателей педагогической одаренности выделяете способность общаться с детьми, владеть ситуацией на уроке, т.е. какие-то психологические особенности, учитываются ли они при приеме в ваш университет или единственный критерий – некий набор зунов по 3-4 предметам?
– Я не могу категорично ответить: “Да, учитываются!” Но мы очень стараемся это делать. Наш университет обладает определенными особенностями. Мы, например, принимаем учиться только выпускников педагогических колледжей, поступающих к нам сразу на 3-й курс. Это люди, решившиеся продолжать именно педагогическое образование, уже получившие некоторый опыт (пусть и минимальный) практической работы. Поэтому у нас нет, как в других вузах, классического репродуктивного экзамена.
Конечно, абитуриенты пишут диктант. Но это понятно: учитель начальных классов прежде всего должен быть грамотным человеком. А второй экзамен предполагает решение двух задач: психолого-педагогической и методической.
Поступающие пишут мини-сочинения по предложенным им задачам и проходят устное собеседование, на котором могут подробнее обосновать свою точку зрения. При этом им задают вопросы разного типа, например: “Как вы понимаете, что такое “целостный педагогический процесс”?” Здесь требуется мобилизация полученных ранее психолого-педагогических знаний. А могут быть вопросы чисто практического плана. Предлагается вспомнить интересную ситуацию, имевшую место на педагогической практике, или дать портретную характеристику наиболее запомнившегося ученика.
Методисты могут попросить дать критический анализ какого-нибудь разворота в учебнике математики или русского языка. Мы внимательно смотрим на реакцию студентов, на то, как они рассказывают, что они выделяют в своем рассказе.
Знания наших абитуриентов – условие необходимое, но недостаточное. Для нас очень важна их педагогическая направленность.
– А бывает так, что вы ошибаетесь?
– Естественно. Можем ошибиться в определении педагогической направленности, а можем – в ожиданиях иметь хороших студентов.
– И все-таки, как вы считаете, можно ли воспитать одаренного учителя?
– Главное качество одаренного учителя – педагогическая интуиция. Научить ей нельзя. Но можно развить. Для этого она должна присутствовать хотя бы в зачаточном виде.
– Но именно такие студенты вроде бы и должны к вам попадать.
– В жизни все несколько сложнее, чем хотелось бы. Учитель – вторая по массовости профессия после слесаря. Стольких людей с интуицией, видимо, не предусмотрено природой.
Конечно, мы думаем над этими вопросами. У нас в университете много спецкурсов, направленных на самоактуализацию личности, на развитие ее резервных возможностей.
Однако мы ставим себе более скромные задачи – обучить некоторому минимуму профессионального мастерства. Студент всегда может овладеть только минимумом. Остальное формируется и развивается в процессе его самостоятельной профессиональной деятельности.
Марина АРОМШТАМ
Упражнения для мамы
Англичане высказали мысль, что самое целесообразное вложение капитала – в образование матерей.
Чему следовало бы научить матерей в первую очередь? Тому, что “не все дети гениальны, – как говорил основатель российской детской физиологии Илья Аркадьевич Аршавский, – но абсолютно все талантливы”. Просто эти таланты, по мере взросления ребенка, непоправимым образом рассеиваются. И виноваты в этом по большей части взрослые. Обычно мы склонны считать одаренными только детей с выдающимся интеллектуальным потенциалом. Между тем эмоциональная одаренность является не меньшим богатством личности и, возможно, не менее значима для общества.
Если попытаться дать определение тому, что же представляет собой эмоциональная одаренность, то это прежде всего открытость миру, способность принимать его, реагировать на него. Как-то так получается, что именно это свойство – открытость миру – первое, что мы пытаемся вытравить из ребенка еще в младенчестве. Современные матери часто делают это бессознательно, в силу незнания потребностей грудного малыша.
Из всех млекопитающих человек производит на свет самого беспомощного детеныша. Жизнь, благополучие, развитие ребенка находятся в полной зависимости от взрослых. Эта беспомощность – залог настоятельной потребности в общении, потребности во взрослом.
Но мать человеческого детеныша тоже имеет отличительные особенности. Если детеныш обезьян, будучи маленьким, сидит на ней, вцепившись в шерсть, то человеческий младенец такой возможностью не обладает. Мать может в любой момент “отложить” его, отстранить от себя. На занятиях с будущими родителями я часто предлагаю такое упражнение: “Вот кукла. Вы сейчас будете представлять себя этой куклой. Все, что будет происходить с куклой, будет происходить с вами. Смотрите: я туго пеленаю ее (вас) и откладываю в сторону. Что вы при этом чувствуете?” Большинство участников отмечают беспомощность, одиночество, желание расплакаться.
Видимо, эти чувства испытывает и ребенок.
Главное, что должна помнить мама, – ребенок не объект. Он нуждается в постоянном общении. В общении, которое удовлетворяет его потребность в безопасности и его потребность в любви. Эти потребности формируются у младенца к месяцу. Если он испытывает в них дефицит, то уже к возрасту в три недели мы можем говорить о “педагогической запущенности”.
Удовлетворяя потребность в любви, мы взращиваем душевную тонкость. Это и есть залог эмоциональной одаренности. Важнейшим каналом, по которому новорожденный получает информацию о мире, является кожа. Поэтому роль ласки, поглаживания в жизни малыша огромна. Чем меньше ребенок, тем большая поверхность его кожи нуждается в касании.
Грудное вскармливание играет при этом огромную роль. Во-первых, оно видоспецифично: химический состав грудного молока самым благотворным образом влияет на развитие головного мозга. Во-вторых, психологи все чаще настаивают на том, чтобы мама кормила ребенка голеньким, чтобы и сама при этом была обнажена: так обеспечивается наиболее полный телесный контакт. Наконец, по последним исследованиям, из положения у груди во время кормления ребенок лучше всего может видеть лицо матери. Т.е. материнское вскармливание содействует и развитию зрительных анализаторов. Американцы обнаружили, что все их нобелевские лауреаты последних десяти лет были вскормлены грудным молоком.
В любви к ребенку, в умении уважать в нем субъекта, самостоятельное существо мать может заново открывать для себя мир. Нужно научиться оценивать малейшее продвижение ребенка, научиться видеть его не только в данный момент, но и в потенциальном развитии. Для ребенка естественно хотеть нравиться взрослому – это желание развивается очень рано. Поэтому он будет стремиться ответить ожиданиям любящей матери.
А к двум годам малыш будет способен ответить лаской на ласку. И, вполне возможно, его эмоциональная одаренность сможет проявиться уже в этом возрасте.
Марина ЛАНСБУРГ,
психолог
Легко ходить по битым стеклам!
Жан-Поль Сартр, Софья Ковалевская, Сергей Прокофьев, Лидия Чуковская… Эти талантливые, даже гениальные люди были когда-то детьми. Можно было бы догадаться об их великом будущем в детстве? Большой вопрос. Может быть, их как-то по-особенному воспитывали?
Так они учились воспринимать СЛОВО.
“…Читая нам стихи на морских прогулках, был ли он (отец – Корней Чуковский) занят тем стиховым воспитанием, о котором он впоследствии так много писал и на отсутствие которого с такой горечью сетовал? …Если не воспитывал в прямом смысле, осознанно и методически, то… внушал нам влюбленность… он понимал: такого обостренного чувства ритма, как в детстве, у взрослых не будет уже никогда… и очаровывал нас поэзией, вовлекал нас в нее, как других детей в детстве вовлекают в музыку. Думаю, если кто-нибудь из нас – я, шестилетняя, или Коля, девятилетний, – сами попробовали бы прочесть эти стихи, мы споткнулись бы на первой Фетиде и отложили в сторону книгу. Но… в его чтении, хотя он и не объяснял ничего, мы понимали не смысл отдельных слов, а то, что содержится в причудливом сплетении их, в строках и в строфах, в которые они сплавлены силою ритма.
…Слов… он не объяснял нам почти никогда, провозглашая только имя поэта, желая, чтобы мы научились узнавать единственную в мире интонацию, не смешивая ее ни с чьей чужой, так как в детстве без труда привыкли отличать ель от сосны, осину от березы…”
Лидия Чуковская
“Памяти детства”
Kонкурс “Учитель года” за несколько лет своей работы выработал определенные традиции. Каждый педагог не только демонстрирует свои профессиональные качества и умения, но и должен попытаться раскрыть перед конкурсным жюри свои личностные возможности.
Наш корреспондент не мог отказать себе в удовольствии задать несколько вопросов Ольге Мезениной – учительнице начальных классов из г. Тюмени, победительнице регионального профессионального конкурса, которая начала свое представление с… хождения по стеклам.
– Скажите, почему эти упражнения так важны для вас?
– Чтобы быть интересным детям, учитель должен научиться постоянно раскрываться перед ними с какой-то новой, неожиданной для них стороны.
– Вы демонстрируете им свои возможности?
– Я не только демонстрирую себя, но и показываю своим ученикам, как этого можно достичь.
– Как вы считаете, эти упражнения связаны с силой воли?
– Скорее с силой Духа. Но есть и другой, более простой способ овладения этими на первый взгляд экзотическими умениями.
Этому обучает специальная технология, называемая ЭЙДЕТИКОЙ. “Эйдос” в переводе с древнегреческого означает “образ”. Нужно научиться вызывать в своем представлении яркий, убедительный образ: “Это вовсе не стекла. Это мягкая, ласковая травка. Ты ходишь по травке. Тебе приятно, хорошо”.
– Это как-то связано с развитием математических способностей? Ведь сказал же когда-то великий математик Гильберт про одного из своих учеников: “Он стал поэтом, потому что у него не хватило воображения, чтобы стать математиком”.
– Эйдетика открывает много новых возможностей для запоминания материала. Например, с ее помощью легко выучивается таблица умножения.
Двойка похожа на гуся. Подошел гусь к пруду (к единице), посмотрел на себя в воду и видел там гуся. Вот вам и 2 х 1 = 2.
– Кому принадлежит эта технология?
– Игорю Матюгину. Он разработал программу “Эйдос” и открыл в Москве специальную школу для взрослых и детей, в которой могут обучаться все желающие, в том числе и педагоги.
– Гипноз, я думаю, вещь опасная. Особенно в педагогике. А вот что такое вживание в образ и развитие памяти, понятно и для учителей, и для воспитателей детских садов. Главное, их с успехом можно применять на практике.
С детьми какого возраста можно начинать этим заниматься?
– Дело в том, что маленькие дети воспринимают мир в образах. С того момента, как у них начинает развиваться логическое мышление, оно оказывается для взрослых величайшей ценностью. Ему уделяется основное внимание. И образное мышление оттесняется на задний план, его возможности совершенно не учитываются. Задача эйдетики всего лишь в том, чтобы сохранить изначально имеющиеся у человека возможности.
Марина АЛЕКСАНДРОВА
Против
Из питомника – на улицу
Выделять или не выделять на уровне школ одаренных детей? На этот вопрос отвечает практика. Поделюсь двумя примерами. Один – из жизни моей соученицы, другой – из жизни человека, с которым я столкнулся в зрелом возрасте.
…Таня обладала в детстве удивительными способностями. В 1-м классе она уже читала и пересказывала “Пиковую даму”. В дальнейшем училась, разумеется, только на “отлично” и с восьмого перешла в специализированную физико-математическую школу. Отличалась редкой добросовестностью, выполняла все домашние задания и в итоге получила заслуженную награду – золотую медаль. С красным дипломом был окончен и один из сложнейших факультетов Московского авиационного института. Ее распределили в ведущее КБ. Но реализовать себя в работе не удалось. Уже к концу учебы у нее начало прыгать давление, состояние здоровья резко ухудшилось, появилась стойкая бессонница, время от времени она начала впадать в длительные депрессивные состояния, когда ничего не силах была делать. В итоге попала в Центр психического здоровья, где поставили диагноз: невроз. И дали группу инвалидности. Таким образом, все честолюбивые надежды талантливой девочки были перечеркнуты. Как следствие – не сложилась и личная жизнь.
…Давид родился и вырос в Тбилиси. Родители оставили его на попечение дедушки с бабушкой, а сами уехали зарабатывать деньги. Учеба у парня не пошла с первого класса, и вместо того, чтобы ходить в школу, он стал проводить все время на улице, тем более что строгого надзора за ним не было. Его, как говорится, учила улица. В 25 лет Давид перебрался в Москву. Для заработка устроился гравировать надписи на подарочных чашках в один из посудных магазинов. Смышленого молодого человека быстро выделили и назначили руководить всеми граверными точками одного из столичных районов. У него появился служебный кабинет и разъездная машина с шофером. Сейчас он – владелец небольшого заводика, производящего люстры, пользующиеся ажиотажным спросом…
Мир, который нас окружает, сложен и многолик. Рядом с нами живут люди с разными интеллектуальными способностями и на разных иерархических ступенях общества. И если человек привык общаться только или в основном с интеллектуальной элитой, то он может не вписаться в наш грубый социум. Ему не наймешь телохранителя. Одаренного ребенка не надо приподнимать искусственно над тем уровнем, который характерен для всего общества в целом. Пусть он самостоятельно ищет свою дорогу, обогащаясь при этом знанием жизни.
Лев САФОНКИН
Шестиклассник против Дэвида Копперфилда
Каждый одарен от рождения. Наша родительская задача – развить эти качества и только помочь в решении сложных задач.
Как-то, играя с ребенком, я решил обучить его основам цифровой логики и двоичной системе счисления (это основа работы всех компьютеров). И что оказалось самым поразительным: дети легко схватывают основы логического, эмоционального и образного мышления. (В техническом вузе для этого нам потребовалось несколько лет).
Тогда, чтобы проверить свои наблюдения, решил дать одноклассникам сына основы электроники и обучить пользованию электроизмерительными приборами. Поразительно, но дети легко воспринимают все физические законы. Мои исследования показали: если ребенок учится на простых примерах и задачах, то и решать он будет простые задачи.
Коллектив учителей и родителей в школе, где учится сын, разработал авторскую методику повышения детского интеллекта. Эта методика дает хорошие результаты там, где взрослые не могут найти ответы в течение многих лет. Приведу один пример. Допустим, нас заинтересовали фокусы Копперфилда, но разгадать их не все могут. Тогда я обратился за помощью к сыну. Через полчаса он пришел с разгадкой!
Напоследок ряд советов и рекомендаций:
– никогда не подсказывайте ребенку, пусть думает сам. И только в крайнем случае покажите путь решения задачи,
– относитесь к подростку как к равному. Не ругайте и не наказывайте его,
– постарайтесь понять скрытые мотивы поведения.
Сергей ВЕРБИН
Комментарии