search
main
0

Технология успеха . Великолукский вариант

Шесть лет Александр ШУЛАЕВ занимает должность начальника Управления образования города Великие Луки. Свою деятельность он начал с того, что… полностью реформировал структуру управления. Возникает вопрос: зачем?

Комментарий «УГ»Вера ЕМЕЛЬЯНОВА, начальник Государственного управления образования Псковской области:- Вовлечение на региональном уровне всех участников образовательного процесса в единую информационную среду, использование современных информационных ресурсов и технологий способствуют формированию чувства сообщества, уверенности в собственных силах. В нашей области управление системой образования осуществляется, в частности, через информационные системы мониторинга и образовательной статистики. В электронный мониторинг КПМО включены все муниципальные образования и общеобразовательные учреждения – они имеют возможность размещения информации о своей деятельности на областном информационном портале. В 95 процентах школ созданы сайты. Внедряются новые формы электронного управления образовательными учреждениями – такие как электронный журнал и SMS-информирование. Использование ИКТ помогает решить проблемы образования – так, с помощью Центра дистанционного обучения мы учим детей с ограниченными возможностями здоровья. Все участники образовательного процесса понимают необходимость развития информационной культуры. 85 процентов педагогов прошли курсовую подготовку по программам Intel и используют ИКТ на уроке и во внеурочное время. В проектно-исследовательскую деятельность с использованием компьютерных технологий включены около 40 процентов школьников; 50 процентов семей в сельской местности и 80 процентов в городской имеют персональные компьютеры. К локальной сети подключена половина всех школьных компьютеров, в 57 процентах школ установлены интерактивные доски.Все общеобразовательные учреждения области обеспечены доступом к сети «Интернет» и подключены к системе контентной фильтрации. Половина школ внедряет свободное программное обеспечение.Благодаря автоматизированной информационной системе «Открытая школа», свободной системе управления образовательным учреждением, мы имеем актуальные базы данных, содержащие сведения обо всех учениках и педагогах региона.

– Я видел примеры того, как в других регионах России и за рубежом устроены подобные организации, – поясняет смысл реформ Александр Анатольевич. – Считаю, что структура, созданная у нас, – наиболее эффективная. Это результат реальной аналитической работы. Мы провели анкетный опрос всех руководителей образовательных учреждений Великих Лук, попросив их отметить самые проблемные моменты в образовании. В результате, например, у нас в управлении появился не методический, а информационно-методический отдел. Мы увидели из анкет, что директорам школ очень нужен этот блок работы. У управления появился мощный сайт: идея электронного правительства, о которой сейчас говорят, уже пять лет назад стала у нас осуществляться.

Шесть лет назад, как новый руководитель, я, конечно, подобрал свою команду единомышленников. В 2004 году наша муниципальная система управления образованием вследствие определенных процессов, идущих с 1990-х годов, имела ряд существенных изъянов. Управление образования не отличалось оперативностью в решении задач, поставленных федеральным центром, было абстрагировано от родительского сообщества и запросов педагогических коллективов.

Сегодня Управление образования Великих Лук состоит из отдела дошкольного, общего, специального и дополнительного образования; информационно-методического отдела; административно-хозяйственного отдела; отдела экономического прогнозирования, бухгалтерского учета и контроля. В начале работы мы создали отдел социально-правовой защиты детства. К сожалению, вскоре федеральное законодательство изъяло из ведения муниципалитетов вопросы специального образования, опеки и попечительства, теперь ими занимается социальная служба администрации Псковской области. Но ведь проблемы остались, и решить их область без помощи муниципалитетов не может! Поэтому мы сформировали в своем управлении отдел социально-психологического мониторинга и сопровождения. Он отвечает за вопросы изучения и продвижения инноваций, помощи школам в работе с детьми с ограниченными возможностями, социальной защиты, профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Продолжают действовать созданные нами центры сопровождения в каждом общеобразовательном учреждении, куда вошли логопед, валеолог, педагог-психолог, социальный педагог и медицинский работник. Мы координируем их работу и уже добились определенных результатов. Наблюдается значительное снижение подростковых правонарушений в Великих Луках: на 50 процентов по преступлениям и на 9 процентов по общественно опасным деяниям.

Важно, что при управлении была сформирована общественная структура – коллегия, которая стала совещательным органом. Созданы советы руководителей учреждений дошкольного, общего и дополнительного образования. Основной задачей советов стало оперативное взаимодействие с управлением. Вот один из примеров работы этих структур. Предложенная региональная система квалиметрического мониторинга успеваемости детей, ставшая частью системы аттестации педагогов, вызывала большое напряжение учителей. Советы руководителей учреждений вышли на коллегию при управлении с этой проблемой, и мы провели общественные слушания, выясняя положительные и отрицательные последствия квалиметрического мониторинга. По их итогам разработали рекомендации для администраций школ по проведению психолого-педагогической работы с учителями. Критические замечания и предложения по системе мониторинга мы направили в Управление образования области – они были изучены и приняты.

– Александр Анатольевич, если говорить о приоритетах развития системы образования муниципалитета, информационные технологии – это, насколько мне известно, больше чем успех, это уже слава на уровне области?

– Когда наша команда начала работать, в школах Великих Лук было по 3 компьютера старой модели. В 2007 году мы первыми в Псковской области подключили школы к сети «Интернет». Важнейшим инструментом общественной оценки работы системы образования стал информационный портал «Великолукское образование». Например, при проведении профессиональных конкурсов, таких как «Учитель года», информация об участниках конкурсов размещается на портале, проводится интернет-голосование. Право выдвижения на конкурсы профессионального мастерства предоставлено общественным структурам. Но мы решили, что здесь необходимо более широкое участие муниципального сообщества. Поэтому управление инициировало соответствующее интернет-голосование. После обсуждения итогов на совете руководителей убедились: эта форма работы получила признание! В нынешнем году состоялось первое интернет-голосование «Лидер образования» для учреждений образования города.

Наш портал имеет единственную в России систему сопровождения школьных библиотек. Вхождение четырех образовательных учреждений в Гимназический союз России позволило нам получить первую в области спутниковую систему, которая используется при проведении федеральных научно-практических конференций и дискуссий школьников и педагогов. Есть идея организации с ее помощью математических турниров имени Софьи Ковалевской и Ивана Виноградова и мероприятий для молодых учителей.

– Кстати, об именах. Их очень много в названиях учебных заведений вашего города…

– Хотелось, чтобы наши учреждения образования друг от друга отличались. И начали мы эту работу таким образом. Приглашали в управление руководителей школ и детсадов, садились вместе и анализировали, какие исторические предпосылки или современные педагогические наработки уже есть в образовательном учреждении, чтобы сделать акцент на том или ином направлении. Например, в одной школе сформировалась команда специалистов по ИКТ. В другой изучали педагогическое наследие Льва Толстого. Разрабатывались программы, заключались новые связи. Сейчас у нас есть кадетская школа, Толстовская школа, школа имени А.С.Пушкина, дошкольное образовательное учреждение №25, ставшее областным центром педагогики Монтессори, детский сад №20, разрабатывающий тему «Вальдорфская педагогика в условиях ДОУ». Родился проект «Школа не должна быть безымянной», поэтому сегодня у нас очень много образовательных учреждений, носящих имена знаменитых людей. Среди них – школа имени маршала Рокоссовского, который родился в Великих Луках, и гимназия имени Софьи Ковалевской. Имиджевые аспекты образования очень важны, потому что это вопрос не только внешнего восприятия, но и содержания образования и воспитания. Здесь необходимо отметить важную организационную деталь – сотрудники информационно-методического отдела и отдела социально-психологического мониторинга и сопровождения Управления образования персонально закреплены за учреждениями образования, включены в конкретную ситуацию их деятельности.

5-6 лет назад многие из наших действий казались локальной новацией, вызывали дискуссии. Однако появление нацпроекта «Образование» позволило убедиться в правильности нового курса. К сегодняшнему дню можно сказать, что великолукское образование в полном объеме реализует потенциал ПНПО. Вопросы дифференциации заработной платы, стимулирования качества работы классных руководителей контролируются советами учреждений общего образования. Стимулируются школы, внедряющие инновационные образовательные программы. Кстати, самый высокий рост зарплаты у педагогов инновационных школ.

Инструмент, дающий нам возможность увидеть результат нашей работы, – социальный мониторинг: изучение общественного мнения, анализ опросов педагогов и родительской общественности. Системный пооперационный план деятельности муниципальной сферы образования вместе с ее всесторонним анализом ежегодно публикуется в специальном сборнике. Дважды в год учреждения образования выставляют… оценки деятельности каждого из отделов нашего управления и его сотрудников, отмечая лидеров и внося предложения.

Связь с общественностью – принцип нашей работы. В числе PR-кампаний, «работающих» на имидж системы образования, – договора с различными городскими СМИ о еженедельных публикациях, подробно знакомящих горожан с деятельностью какой-либо школы. Очень важны связи с федеральной системой образования. В настоящее время мы сотрудничаем с многими образовательными центрами страны, такими как Федеральный институт развития образования Минобрнауки России, ГосНИИ семьи и воспитания Российской академии образования, дружим с Западным окружным управлением образования Москвы и Адмиралтейским районом Санкт-Петербурга, имеем договорные отношения с крупнейшими издательскими центрами Москвы по презентации УМК по отдельным предметам и их апробации.

Таковы итоги нашей деятельности. А цифровые показатели мы не считаем главными. Хотя по количеству медалей на выпускника Великие Луки занимают первое место в Псковской области, а по результатам ЕГЭ у нас показатели стабильно выше среднероссийских… Но есть такое понятие – работать на земле. Вот мы на земле и работаем, реально оценивая возможности детей, живущих в разных семьях, учителей, работающих в различных условиях. Кстати, наши предложения по дифференцированной системе аттестации педагогов взяло на заметку Управление образования Псковской области – и это еще один шаг вперед! Ведь творческую личностно ориентированную работу педагогического коллектива, понимающего и принимающего реальную ситуацию жизни детей и состояние их семей, невозможно унифицировать или силовым методом регламентировать. Имидж, публичность и общественная встроенность, на мой взгляд, должны стать основой современной российской школы.

Великие Луки, Псковская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте