В декабрьском выпуске «Методической кухни» (УГ, №51, 2010 г) года мы рассказали об итогах интернет-фестиваля «Добрых рук мастерство», который провела Сеть творческих учителей и активно поддержала «Учительская газета». В том же номере появился материал одного из победителей по версии нашей газеты. В январской «Кухне» мы предлагаем вашему вниманию разработки остальных победителей. А здесь, на сайте, размещаем презентации к этим материалам. Здесь вы найдете мастер-класс «Изготовление поздравительной открытки» Надежды Антоновой и презентацию к нему.
Цели:
воспитывать нравственно-эстетические ценности; учить изготовлению поздравительной открытки на уроках и занятиях дополнительного образования.
Задачи мастер-класса:
– приобщить к истокам русской культуры;
– создать условия для выполнения заданий мастер-класса;
– обсудить результаты мастер-класса.
Содержание занятия:
1. Теоретическое обоснование
2. Практическая работа
3. Анализ, рефлексия
Оснащение для руководителя мастер-класса: компьютер, проектор, экран, презентация «Изготовление поздравительной открытки».
Оснащение для слушателей: материалы для выполнения задания.
Ход мастер-класса
1. Теоретическое обоснование.
Когда и где появились открытки ручной работы?
Ответ на этот, простой, на первый взгляд, вопрос оказывается достаточно непростым. Очень много сказано об истории печатных открыток и практически ничего неизвестно об открытках ручной работы.
Первое упоминание об открытках датируется около 500 лет до нашей эры. В те годы открытки представляли собой листы папируса, которые расценивались египетскими и китайскими культурами, как послание благосостояния и доброжелательности.
Несомненно, что эти открытки были сделаны вручную и являлись первыми открытками, сделанные людьми.
В Европе открытки появились гораздо позже, где-то в 15 веке. В то время не было почты и поэтому открытки доставлялись людям лично. Из-за этого процесс дарения поздравительных открыток в Европе был чрезвычайно дорог, и только достаточно богатые люди могли позволить себе обмениваться ими.
С появлением печатных поздравительных открыток об открытках ручной работы надолго забыли. Лишь вначале 90-х XX века в Европе и Америке начали появляться фирмы, производящие открытки ручной работы на промышленном уровне.
Если вы хотите поздравить кого-либо, но не знаете как это лучше сделать, сделайте поздравительную открытку! Она поможет передать ваши чувства и эмоции. Если вы хотите произвести впечатление, открытка ручной работы поможет вам создать необходимый образ, запомнившийся надолго.
Как же сделать такую поздравительную открытку?
С этим мы сейчас и познакомимся.
Для изготовления поздравительной открытки необходимы следующие материалы:
– нитки мулине: светло-коричневые, светло-зелёные, жёлтые;
– ленты: розовая – длиной 80 см., шириной 1,3 см, персиковая – длиной 80 см., шириной 1,3 см, бледно-жёлтая – длиной 50 см., шириной 0,5 см;
– канва А-6, размером 21х16 см.;
– лист клеевой бумаги и открытка с окошком.
Для изготовления поздравительной открытки необходимы следующие инструменты: ножницы; пяльцы; иголка; утюг.
Также необходима схема для вышивания. Схему для открытки можно подобрать любую. С изображением зимы – для поздравления с Новым годом; веточки вербы, храма, пасхальных яиц – для поздравления с Пасхой; аиста с ребенком – для поздравления с новорожденным и т.д. Размер готовой вышивки 11,8х16,4 см. Количество клеток по горизонтали – 68, по вертикали – 40.
Последовательность изготовления поздравительной открытки (см. вложенный файл и Приложение 2).
Перед тем как перейти к практической части, проводится инструктаж по технике безопасности при работе с ножницами и иголками (Приложение №1). Слушатели приступают к выполнению практической работы. Включается легкая классическая музыка.
Учитель: Обратите внимание, у вас на столах лежат инструкционные карты по выполнению ленточного шва и изготовлению поздравительной открытки, вы можете ими воспользоваться.
В процессе работы слушатели выполняют упражнения, которые улучшают мозговое кровообращение и снимают усталость с глаз (Приложение №3). После выполнения практической работы ученики убирают свои рабочие места.
Учитель: Для подведения итогов занятия прошу вас высказать свое мнение:
1. Понятна ли вам технологическая последовательность выполнения поздравительной открытки?
2. Научились ли вы технологии выполнения поздравительной открытки?
3. Понадобятся ли вам знания и умения, приобретенные на этом занятии, в дальнейшее деятельности?
Используемые источники:
1. http://wish4u.ru/history.php – история дарения открыток.
2. http://cardsplus.com.ua/catalog.html?id=3 – открытки ручной работы.
3. Схема фирмы «Риолис».
4. Авторские фото.
Приложение № 1
Правила техники безопасности при выполнении ручных работ.
Опасности в работе: – повреждение пальцев иглой или булавкой; – травма руки ножницами; – травма глаз.
Что нужно сделать до начала работы: – посчитать количество иголок и булавок в игольнице; – положить инструменты и приспособления в отведённое для них место.
Что нужно делать во время работы: – быть внимательной; – надевать напёрсток на средний палец правой руки, чтобы не уколоть палец; – вкалывать иглы и булавки только в игольницу; – класть ножницы справа с сомкнутыми лезвиями, направленными от себя; – передавать ножницы только с сомкнутыми лезвиями и кольцами вперёд.
Что нужно сделать по окончании работы: – посчитать количество игл и булавок в игольнице; – убрать рабочее место.
Правила техники безопасности при выполнении влажно-тепловых работ
Опасности в работе: – возгорание шнура; – ожоги: паром, о подошву утюга и от возгорания шнура; – поражение электрическим током.
Что нужно сделать до начала работы: – проверить целостность шнура и чистоту подошвы утюга; – проверить наличие резинового коврика.
Что нужно делать во время работы: – выполнять влажно-тепловую обработку, стоя на резиновом коврике; – включать и выключать утюг сухими руками, берясь за корпус вилки, а не за шнур; – ставить утюг на специальную подставку; – следить за тем, чтобы шнур не касался подошвы утюга, и утюг не перегревался; – использовать для увлажнения ткани пульверизатор.
Что нужно сделать по окончании работы: – выключить утюг; – поставить его на специальную подставку.
Правильная посадка во время работы заключается в следующем:
1. Ноги должны твёрдо опираться всей подошвой о пол, т.к. при другом положении ног нарушается кровообращение.
2. Корпус надо держать прямо или слегка наклонить вперёд.
3. Голову слегка наклонить вперёд.
4. Нельзя опираться грудью о стол.
5. Руки должны быть согнуты в локтях и отставать от корпуса не более чем на 10 см.
6. При работе не следует ставить локти на стол.
7. Расстояние от глаз до изделия или детали должно быть в среднем 30 см.
8. В процессе работы следует периодически менять положение корпуса.
Приложение № 3
Физкультминутка (для улучшения мозгового кровообращения)
Упражнение № 1. Исходное положение – основная стойка. На счет «раз» – руки за голову, локти широко развести, голова наклонена назад. На счет «два» локти подаются вперед. На счет «три» руки расслабленно опускаются вниз, на счет «четыре» – принять исходное положение. Упражнение в медленном темпе повторяется 4-6 раз.
Упражнение № 2. Исходное положение – стойка «ноги врозь, кисти в кулаках». На счет «раз» – мах левой рукой назад, правой вверх. На счет «два» – встречными махами переменить положение рук. Махи заканчиваются рывками рук назад. Упражнение повторяется 6-8 раз в среднем темпе.
Упражнение № 3. Выполняется сидя на стуле. На счет «раз» отвести голову назад. На счет «два» голову наклонить вперед, плечи не поднимать. Упражнение повторяется 4-6 раз в медленном темпе.
Упражнения для глаз (снимающие утомление)
Упражнение № 1. Плотно закрыть и широко открыть глаза. Повторять упражнение 5–6 раз с интервалом 30 секунд.
Упражнение № 2. Посмотреть вверх, вниз, вправо, влево, не поворачивая головы.
Упражнение № 3. Медленно вращать глазами: вниз, вправо, вверх, влево и в обратную сторону.
Второе и третье упражнение рекомендуется делать не только с открытыми глазами, но и с закрытыми. Выполнять их надо сидя, с интервалом 1–2 минуты.
Надежда Антонова, учитель технологии средней школы №1 Энгельса Саратовской области
Во вложенных файлах – презентация к мастер-классу, «Последовательность изготовления поздравительной открытки», Приложение 2.
Иллюстрация с сайта http://photofile.ru.
Комментарии