search
main
0

Технология радости. Мастер-класс «Изготовление поздравительной открытки»

В декабрьском выпуске «Методической кухни» (УГ, №51, 2010 г) года мы рассказали об итогах интернет-фестиваля «Добрых рук мастерство», который провела Сеть творческих учителей и активно поддержала «Учительская газета». В том же номере появился материал одного из победителей по версии нашей газеты. В январской «Кухне» мы предлагаем вашему вниманию разработки остальных победителей. А здесь, на сайте, размещаем презентации к этим материалам. Здесь вы найдете мастер-класс «Изготовление поздравительной открытки» Надежды Антоновой и презентацию к нему.

Цели:

воспитывать нравственно-эстетические ценности; учить изготовлению поздравительной открытки на уроках и занятиях дополнительного образования.

Задачи мастер-класса:

– приобщить к истокам русской культуры;

– создать условия для выполнения заданий мастер-класса;

– обсудить результаты мастер-класса.

Содержание занятия:

1.                      Теоретическое обоснование

2.                      Практическая работа

3.                      Анализ, рефлексия

Оснащение для руководителя мастер-класса: компьютер, проектор, экран, презентация «Изготовление поздравительной открытки».

Оснащение для слушателей: материалы для выполнения задания.

Ход мастер-класса

1.                      Теоретическое обоснование.

Когда и где появились открытки ручной работы?

Ответ на этот, простой, на первый взгляд, вопрос оказывается достаточно непростым. Очень много сказано об истории печатных открыток и практически ничего неизвестно об открытках ручной работы.

Первое упоминание об открытках датируется около 500 лет до нашей эры. В те годы открытки представляли собой листы папируса, которые расценивались египетскими и китайскими культурами, как послание благосостояния и доброжелательности.

Несомненно, что эти открытки были сделаны вручную и являлись первыми открытками, сделанные людьми.

В Европе открытки появились гораздо позже, где-то в 15 веке. В то время не было почты и поэтому открытки доставлялись людям лично. Из-за этого процесс дарения поздравительных открыток в Европе был чрезвычайно дорог, и только достаточно богатые люди могли позволить себе обмениваться ими.

С появлением печатных поздравительных открыток об открытках ручной работы надолго забыли. Лишь вначале 90-х XX века в Европе и Америке начали появляться фирмы, производящие открытки ручной работы на промышленном уровне.

Если вы хотите поздравить кого-либо, но не знаете как это лучше сделать, сделайте поздравительную открытку! Она поможет передать ваши чувства и эмоции. Если вы хотите произвести впечатление, открытка ручной работы поможет вам создать необходимый образ, запомнившийся надолго.

Как же сделать такую поздравительную открытку?

С этим мы сейчас и познакомимся.

Для изготовления поздравительной открытки необходимы следующие материалы:

– нитки мулине: светло-коричневые, светло-зелёные, жёлтые;

– ленты: розовая – длиной 80 см., шириной 1,3 см, персиковая – длиной 80 см., шириной 1,3 см,  бледно-жёлтая – длиной 50 см., шириной 0,5 см;

– канва А-6, размером 21х16 см.;

– лист клеевой бумаги и открытка с окошком.

Для изготовления поздравительной открытки необходимы следующие инструменты: ножницы; пяльцы; иголка; утюг.

Также необходима схема для вышивания. Схему для открытки можно подобрать любую. С изображением зимы – для поздравления с Новым годом; веточки вербы, храма, пасхальных яиц – для поздравления с Пасхой; аиста с ребенком – для поздравления с новорожденным и т.д. Размер готовой вышивки 11,8х16,4 см. Количество клеток по горизонтали – 68, по вертикали – 40.

Последовательность изготовления поздравительной открытки (см. вложенный файл и Приложение 2).

Перед тем как перейти к практической части, проводится инструктаж по технике безопасности при работе с ножницами и иголками (Приложение №1). Слушатели приступают к выполнению практической работы. Включается легкая классическая музыка.

Учитель: Обратите внимание, у вас на столах лежат инструкционные карты по выполнению  ленточного шва и изготовлению поздравительной открытки, вы можете ими воспользоваться.

В процессе работы слушатели выполняют упражнения, которые улучшают мозговое кровообращение и снимают усталость с глаз (Приложение №3). После выполнения практической работы ученики убирают свои рабочие места.

Учитель: Для подведения итогов занятия прошу вас высказать свое мнение:

1.                      Понятна ли вам технологическая последовательность выполнения поздравительной открытки?

2.                      Научились ли вы технологии выполнения поздравительной открытки?

3.                      Понадобятся ли вам знания и умения, приобретенные на этом занятии, в дальнейшее деятельности?

Используемые источники:

1.        http://wish4u.ru/history.php   – история дарения открыток.

2.        http://cardsplus.com.ua/catalog.html?id=3 – открытки ручной работы.

3.        Схема фирмы «Риолис».

4.        Авторские фото.

Приложение № 1

Правила техники безопасности при выполнении ручных работ.

Опасности в работе: – повреждение пальцев иглой или булавкой; – травма руки ножницами; – травма глаз.

Что нужно сделать до начала работы: – посчитать количество иголок и булавок в игольнице; – положить инструменты и приспособления в отведённое для них место.

Что нужно делать во время работы: – быть внимательной; – надевать напёрсток на средний палец правой руки, чтобы не уколоть палец; – вкалывать иглы и булавки только в игольницу; – класть ножницы справа с сомкнутыми лезвиями, направленными от себя; – передавать ножницы только с сомкнутыми лезвиями и кольцами вперёд.

Что нужно сделать по окончании работы: – посчитать количество игл и булавок в игольнице; – убрать рабочее место.

Правила техники безопасности при выполнении влажно-тепловых работ

Опасности в работе: – возгорание шнура; – ожоги: паром, о подошву утюга и от возгорания шнура; – поражение электрическим током.

Что нужно сделать до начала работы: – проверить целостность шнура и чистоту подошвы утюга; – проверить наличие резинового коврика.

Что нужно делать во время работы: – выполнять влажно-тепловую обработку, стоя на резиновом коврике; – включать и выключать утюг сухими руками, берясь за корпус вилки, а не за шнур; – ставить утюг на специальную подставку; – следить за тем, чтобы шнур не касался подошвы утюга, и утюг не перегревался; – использовать для увлажнения ткани пульверизатор.

Что нужно сделать по окончании работы: – выключить утюг; – поставить его на специальную подставку.

Правильная посадка во время работы заключается в следующем:

1.                      Ноги должны твёрдо опираться всей подошвой о пол, т.к. при другом положении ног нарушается кровообращение.

2.                      Корпус надо держать прямо или слегка наклонить вперёд.

3.                      Голову слегка наклонить вперёд.

4.                      Нельзя опираться грудью о стол.

5.                      Руки должны быть согнуты в локтях и отставать от корпуса не более чем на 10 см.

6.                      При работе не следует ставить локти на стол.

7.                      Расстояние от глаз до изделия или детали должно быть в среднем 30 см.

8.                      В процессе работы следует периодически менять положение корпуса.

Приложение № 3

Физкультминутка (для улучшения мозгового кровообращения)

Упражнение № 1. Исходное положение – основная стойка. На счет «раз» – руки за голову, локти широко развести, голова наклонена назад. На счет «два» локти подаются вперед. На счет «три» руки расслабленно опускаются вниз, на счет «четыре» – принять исходное положение. Упражнение в медленном темпе повторяется 4-6 раз.

Упражнение № 2. Исходное положение – стойка «ноги врозь, кисти в кулаках». На счет «раз» – мах левой рукой назад, правой вверх. На счет «два» – встречными махами переменить положение рук. Махи заканчиваются рывками рук назад. Упражнение повторяется 6-8 раз в среднем темпе.

Упражнение № 3. Выполняется сидя на стуле. На счет «раз» отвести голову назад. На счет «два» голову наклонить вперед, плечи не поднимать. Упражнение повторяется 4-6 раз в медленном темпе.

Упражнения для  глаз (снимающие утомление)

Упражнение № 1. Плотно закрыть и широко открыть глаза. Повторять упражнение 5–6 раз с интервалом 30 секунд.

Упражнение № 2.  Посмотреть вверх, вниз, вправо, влево, не поворачивая головы.

Упражнение № 3. Медленно вращать глазами: вниз, вправо, вверх, влево и в обратную сторону.

Второе и третье упражнение рекомендуется делать не только с открытыми глазами, но и с закрытыми. Выполнять их надо сидя, с интервалом 1–2 минуты.

Надежда Антонова, учитель технологии средней школы №1 Энгельса Саратовской области

Во вложенных файлах – презентация к мастер-классу, «Последовательность изготовления поздравительной открытки», Приложение 2.

Иллюстрация с сайта http://photofile.ru.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте