search
Топ 10

Театр – жизнь и средство воспитания

В этом учебном году у Департамента образования был курс на сотрудничество с департаментами социальной сферы, в частности с Департаментом культуры. Партнерство дало хорошие результаты. Например, был начат эксперимент по погружению детей в мир классической литературы с помощью театра.

Елена ГРЕМИНА, руководитель Тетра.doc:- Новое поколение тоже может получить что-то от классики – узнать этих героев, эти потрясающие, очень важные истории о выборе между добром и злом, между честью и бесчестием, между любовью и предательством. Продвижение литературы в среде современных подростков нам показалось тем направлением, которое волнует всех, особенно ввиду того, что в школе сейчас собираются сильно сокращать преподавание гуманитарных предметов. Было решено проводить театральные уроки литературы в четырех школах Северо-Восточного округа, исходя из социальных и художественных задач задействовать как можно более широкую, различную по своему социальному положению детскую аудиторию. В нашем проекте будут участвовать четыре школы. Одна из них – элитная гимназия, другая – обычная, в третьей по преимуществу учатся дети мигрантов, а четвертая – коррекционная, там занимаются дети с интеллектуальными нарушениями. В рамках проекта подростки ознакомятся не только с основными произведениями школьной программы, но и с не включенными в нее шедеврами мировой литературы и биографиями известных людей. Участие в подобных социальных проектах – это и социальная миссия театра, и важный опыт для самих артистов.Это человеческий опыт, определенного рода испытание, особенно для молодежи. И это многое дает художнику, человеку, который уже с учетом этого опыта займется своим собственным творчеством.Евгения ШЕРМЕНЕВА, заместитель руководителя Департамента культуры:- Главная задача, которую мы хотим решить, – вернуть статусность театру как интересному времяпровождению. У нас потеряно поколение зрителей, у людей нет привычки ходить в театр, они заняты на работе и не успевают позволять себе некоторые вещи. Но у этих людей растут дети, у которых тоже нет привычки ходить в театр, а еще читать. Все это потеря связи с русской культурой и культурой других народов. У нас есть визуальная информация, которая занимает все свободное время. Каждый сидит дома у своего компьютера, виртуальный мир заменил реальный. У меня взрослый сын, и я вижу, как такое виртуальное общение заменяет человеческое. А театр – коллективное творчество. Это зал, который друг на друга смотрит, если на сцене стоит один актер, то за ним всегда коллектив. Театр может дать много важного, для того чтобы люди научились налаживать контакты друг с другом.У нас есть проблема детских спектаклей. Многие люди, которые выросли на других культурных ценностях, которые много ездят в Европу, уже не могут смотреть спектакли, которые показывают московские театры. А нам надо научиться говорить с детьми на том языке, который они понимают, чтобы по приходу в театр им элементарно не было скучно. У нас есть акция, проходящая весной и осенью, «Всей семьей в театр», Правительство Москвы покупает билеты на детские спектакли, а мы их распространяем. В этом году мы провели мониторинг: обратились к продюсерским факультетам ГИТИСа и Школы-студии МХАТ, студенты ходили на спектакли, чтобы дать свою оценку аудитории, чтобы посмотреть, как она воспринимала, стоит ли тот или иной спектакль показывать детям. На 80% были позитивные отзывы. Но нам нужно работать и с родителями.Как же вернуть детям интерес к классике? Департамент образования и Театр.doc выбрали разные школы для театрального эксперимента. Сегодня проявил инициативу еще Театр на Серпуховке. Они со следующего сезона выходят в школу с проектом, который называется «11+», основанным на практике работы в школе немецкого театра. Может быть, будут программы выходного дня для детей, какие-то читки. Например, у той же Терезы Дуровой есть прекрасная «Звезда читает сказку».То, что называется внутрицеховым интересом, говорит мне, что работа будет направлена на то, чтобы наш театр стал театром опять, чтобы собрались опять режиссер, драматург, постановщик и зритель. Когда мы делаем продукт из хороших составляющих, тогда у нас и на выходе должен получиться хороший продукт.Я, как человек, заинтересованный в развитии театра в Москве, надеюсь, что мы сможем получить новую драматургию, связанную с классикой.У нас будет одна из мастерских в Центре драматургии и режиссуры, посвященная детскому театру. За последние годы, несмотря на всплеск новой драматургии, в России утеряны отношения между театром и новым драматургом. Мы должны поднимать статус драматургии. Театр должен работать с драматургом, это одна из составляющих театра. Сейчас у нас режиссеры берут пьесу или текст, сами его интерпретируют и ставят, но необходимо вернуть статус драматурга, который должен быть неотъемлемой частью театрального искусства. Тут у Театра.doc есть прорыв. Все воспринимают новую драматургию как то, что она пишет только об отрицательных моментах нашей жизни, а для ребят важно доказать, что они владеют своей профессией настолько, что могут сейчас выдать нам профессиональные пьесы.Мы сейчас говорим о том, что спектакли, которые будут создавать на основе нашего школьного эксперимента, эти пьесы, которые напишут наши талантливые драматурги, будут интересны и детям, и родителям.У нас мечта – сделать книжный фестиваль, может быть, в московских библиотеках, они очень хорошо откликнулись на все наши предложения, у них есть свои предложения нам, которые мы тоже будем обсуждать.Мы должны понимать, что мир будет меняться и дети вырастут. И мы должны прогнозировать, что им будет интересно и в каком виде. Недаром 900 тысяч человек прошли через музейную ночь, это визуальное искусство, молодому поколению оно интересно.Мы должны понимать, что у нас за зритель и читатель.Валентина ЗИНОВЬЕВА, директор школы №957:- Мне очень приятно, что наша школа участвует в театральном эксперименте, тем более что наша школа особенная. У нас учатся дети с ограниченными возможностями здоровья, и для наших детей театр – это способ социализации в обществе. В силу своего здоровья, в силу своих особенностей, иногда в силу своего материального положения они не всегда могут с родителями посетить театр. Для них важны и игровые моменты, когда они сами могут почувствовать себя артистами. Такие дети часто скованны и робки, а когда театр пришел к ним, они стали раскрепощеннее. Круг общения для этих детей расширяется, тем самым благое дело будет, когда кто-то из них почувствует уверенность, а кто-то сыграет как артист.У нас особенные дети, и одна из наших мам написала стихотворение: «Человек родился – это счастье, улыбнулся, сделал первый шаг. Человек родился – это радость, даже если что-то с ним не так, даже если он, по вашим меркам, чем-то отличается от вас, вы его за это не судите, пусть, как все, живет он среди нас. Значит, так угодно было свыше, чтобы появился он на свет, значит, люди, вы его примите, потому что это человек».Я очень рада, что наша школа оказалась в этом проекте, который расширяет круг общения детей, развивает их речь и мелкую моторику рук. Это оздоровительный процесс для них – кто-то станет лучше писать, кто-то – лучше говорить, у кого-то будет развиваться память. У нас есть детки, память у которых на чтение минимальна, а вот зрительное впечатление останется все равно. Они проиграли что-то и воспроизводят на рисунке, у них развиваются интеллектуальные качества, доброта, потому что рядом с ними люди, к которым они должны относиться по-доброму. Мне понравились слова директора «Класс-Центра» Сергея Казарновского: «Через творческую деятельность мы учим детей трудиться». И у нас, может быть, не все смогут пойти в библиотеку, но у нас есть профессиональный результат – поделки наших детей. Они посмотрели спектакль и смогут создать макет, сшить одежду, это будет их труд, тем более что у нас есть очень хорошая швейная мастерская (дети смогут сами шить костюмы) и столярная мастерская, чтобы делать декорации. Мы рады этому эксперименту.Информация к сведениюКоманда Театра.doc во главе с драматургом Еленой Греминой при поддержке Департамента по культуре и Департамента образования приступает к реализации проекта, в рамках которого представит шедевры мировой и отечественной классической литературы столичным школьникам.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

?Задать вопрос по сайту