Театральная педагогика – явление относительно новое. Она заключается в том, чтобы создать на уроке особую атмосферу, при которой у детей была бы возможность активно выразить свое отношение к изучаемому предмету. Ее приемы можно применять на любом уроке. От учителя требуются не столь актерские, сколь режиссерские навыки. Изучается, например, Древняя Греция. Можно прочитать скучную лекцию, только дети “завянут”. Можно выбраться в музей. А можно провести игру. Вовсе не обязательно превращать урок в театр греческой драмы. Нужно, чтобы через игровую методику каждый почувствовал свою сопричастность к тому, что изучается. Класс делится на две группы. Одна занимается архитектурой, другая – искусством. Можно надеть туники, создать импровизированный подиум. В итоге складывается единая образная картина. Учитель как источник информации отходит на второй план. Материал осваивается совместно. Развиваются воображение, фантазия. Театральная педагогика – это просто творческий подход к уроку.
Театр прочно завоевал позиции в школе. И дело не только в том, что он открывает новое направление в педагогике. Он сам по себе обладает большими воспитательными возможностями. О проблемах школьного театра, его роли и задачах рассуждает заведующая лабораторией методики преподавания искусства и масс-медиа Московского института повышения квалификации работников образования Мария ФОМИНОВА.
– Мария Анатольевна, какая задача для школьного театра существенней, воспитание или достижение профессионального мастерства?
– На мой взгляд, воспитательная или, как сейчас говорят, развивающая. Хотя у нас есть театрально ориентированные школы с хорошим допрофессиональным уровнем подготовки. Здесь неплохо сочетается использование театральных методик на уроках и в то же время есть чисто театральные дисциплины: речь, сценическое движение, ритмика, пластика, хореография. Но если мы говорим о школьном театре как явлении массовом, то важнее всего именно развитие. “Театральные” предметы помогают стать коммуникабельными, свободными, легче воспринимать содержательный материал на уроке. Это культура речевого общения, что так важно современному человеку.
– Всякий ли школьный театр хорош?
– Порой, когда смотришь спектакли, замечаешь то, что называется дурным вкусом. Сами руководители зачастую не владеют хорошим художественным вкусом, и это распространяется на репертуар, на манеру выражения. Иногда без всякой иронии поют попсовые шлягеры. Ребята пытаются переложить на себя маску современных шоуменов, и ничего хорошего не выходит. Был бы это театр пародии, тогда другое дело. Но смешно и нелепо, когда маленький мальчик пытается изображать из себя Филиппа Киркорова. Иногда пытаются ставить устаревшие пьесы, годов 1950-х. Они разыгрываются всерьез, и педагог говорит, что в пьесе много воспитательных моментов, не понимая, что она входит в диссонанс с окружающей жизнью. Она интерпретируется на сцене без учета новых реалий. Мне кажется, в этом случае надо искать другие подходы, надо найти связь с современностью, а если этой связи, эстетической и творческой, учитель не находит, он воспитывает лишь формально.
Театр не должен быть нелепым. Он что-то дает тогда, когда существует в контексте работы школы. Когда он становится к ней приложением, получается театр дрессированных детей. Вот представьте: элитная школа, все на высочайшем уровне. Все есть. Театр тоже. И выходят на сцену нарядно одетые дети, которые просто декламируют заученные фразы. Когда говорят не то, что проживают, это всегда видно. О воспитательном воздействии здесь можно говорить только со знаком минус. Но если театр занимает точно отведенное ему место, если школа им живет, если ребенок знает, что там его примут таким, какой он есть, тогда театр выполняет и развивающую, и образовательную, и эстетическую задачи.
– Нет ли у вас опасения, что, “заболев” театром, ребенок ступит на ложную дорогу: захочет совершенствовать актерское мастерство, а оно окажется не его делом?
– Это вполне возможно, как и в любом другом деле. Далеко не всегда наша самооценка совпадает с тем, что есть в действительности. Надо уметь соотносить ее с реальными возможностями. Но есть методики, позволяющие определить уровень одаренности. Вообще талант есть у каждого ребенка, но он интересен не как профессиональный, а как личностный.
– Есть ли перспективы у театральной педагогики?
– Если она не будет развиваться, это станет большой потерей для школы, которая увлекается информационными технологиями. Они хороши, но ставят ребенка в пассивную ситуацию, а театральная методика позволяет раскрыться способностям, что тоже важно. Театр провоцирует межличностное общение, без которого ребенок не сможет развиваться. Театральные приемы на уроке ставят учителя и ребенка в позицию диалога, снимая скованность и зажатость, делают учебу веселей. Главное, чтобы детям было комфортно. Чтобы не боялись ни учителя, ни информации, которая кажется сложной.
– Когда в одном из вариантов Базисного учебного плана убрали из основного компонента предметы, связанные с искусством, это вызвало много возражений. Что вы по этому поводу думаете?
– Я считаю эстетическую область приоритетной и в школе. Подготовка технических форм усовершенствования жизни идет от искусства. Если, например, человек понимает музыку, он более тонко воспринимает мир. Искусство позволяет осваивать такие предметы, как физика и математика. Нельзя снижать интерес к эстетическим предметам. Говорят: “Перегрузка!” Но перегрузить искусством нельзя, наоборот – только разгрузить! Искусство облегчает освоение сложных наук. Это игровые методики, а игровая деятельность для ребенка необходима… Мы говорим: “Нужны творчески мыслящие люди”. А как мы их получим, если творчество уйдет из школы?
Виктор БОЧЕНКОВ
Комментарии