search
main
0

Татьяну Ларину отправили к психологу. Совместная работа педагогов-психологов и учителей гуманитарных дисциплин

​Идея взаимодействия педагогов-психологов и учителей гуманитарных дисциплин в нашем учреждении получила свое развитие в силу ряда причин. В первую очередь это необходимость формировать у детей целостное представление об изучаемом материале. Мы стремимся находить как можно больше точек соприкосновения между знаниями, которые ученики приобретают на уроках литературы, мировой художественной культуры, истории.

Не менее важно для нас способствовать формированию социальных компетенций учащихся, поскольку весь багаж знаний и понимание взаимосвязей, лежащих в основе отдельных общественных или культурных явлений, необходимо соотносить с реальным жизненным опытом детей. Это, безусловно, повышает интерес школьников к изучаемому материалу, позволяет более полно воспринимать его и дает возможность реализации воспитательных задач процесса образования. В этом отношении особый интерес для педагогов-психологов представляет отработка практических навыков, способствующих личностному развитию учащихся.Теоретическая часть интегрированного занятия связана непосредственно с материалом урока и включает в себя дополнительные сведения из различных областей психологии (психология личности, социальная психология, психология искусства).Практика же предполагает выполнение упражнений с использованием конкретных психологических техник (работа с метафорическими ассоциативными картами, ролевое взаимодействие, в том числе с применением методики «пустого кресла»).Пример интегрированного урока литературы с участием педагогов-психологов – занятие в 9-м классе, посвященное Татьяне Лариной из романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин». В начале занятия ребята совместно с учителем составляют портрет Татьяны, которую читатель встречает в начале романа. Далее педагог-психолог, обобщая эти сведения и сопоставляя их с существовавшей в эпоху культурной средой, предлагает школьникам рассмотреть желание героини признаться Онегину в чувствах с использованием методики «шесть шляп». С помощью этого метода разбираются проблема выбора Татьяны, возможные варианты развития ситуации и их последствия. Кроме того, при подготовке к данному уроку каждому ученику необходимо было вспомнить ситуации принятия сложного решения из личного опыта, поэтому ребята получают возможность отработать этот навык с использованием данной методики.Затем мы обращаемся к личностным изменениям Татьяны, отмечаем, какие черты характера появились у героини с течением времени, а какие остались неизменными. Логическим завершением урока для нас становится тема долженствования (отношения Татьяны с матерью, с социумом), этот материал подробно описан в статье Б.М.Теплова «Заметки психолога при чтении художественной литературы». Данная статья, а также другие материалы по психолингвистической диагностике существенно расширяют возможности психологического анализа художественных текстов.В качестве примера интеграции психологии и дисциплины «Мировая художественная культура» можно привести урок в 9-м классе, посвященный живописи XVIII века. Учитель МХК предлагает к ознакомлению несколько ярких работ французского живописца Жака-Луи Давида («Клятва Горациев», «Смерть Марата», «Наполеон на перевале Сен-Бернар»), обсуждает с учениками художественный замысел произведений, исторический контекст их создания. А психолог делает акцент на особенностях индивидуального восприятия художественного образа (его динамичности, целостности, фактуры), обращая внимание учеников на то, что любое произведение искусства – прежде всего акт взаимодействия идеи автора и ответной реакции зрителя, в том числе подсознательной. Яркая индивидуальность в восприятии художественных образов учениками проявляется при практической работе с метафорическими ассоциативными картами.Темы, предлагаемые нами для разработки интегрированных уроков, весьма разнообразны. Опыт подобных занятий можно распространить на любую возрастную категорию учащихся, содержание уроков отличают вариативность и универсальность. Едиными же для каждого занятия будут следующие задачи: емко и кратко представить материал соответствующего раздела психологии (психолингвистика, психология восприятия и др.), позаботиться о точном соответствии основным задачам урока (освоение учебной программы), а также добиться максимальной практической значимости для каждого ученика.Алла ЭКСЛЕР,педагог-психолог школы №1158;Дмитрий ЮФЕРЕВ,педагог-психолог школы №1158

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте