В бесконечно далеком 1929 году Владимир Маяковский написал такие строки: «Через четыре года здесь будет город-сад». Город-сад был мечтой (иногда несбыточной) многих исчезнувших и ныне здравствующих цивилизаций.
Ассирийская царица Шаммурамат (или Семирамида) озаботилась висячими садами и вошла в историю. Римский император Диоклетиан в конце жизни возился в огороде, на капустных грядках. Российская императрица Екатерина II к числу царских подарков относила ананасы из собственных теплиц. А знаменитые парки и сады при дворцах европейских монархов! В разоренном Мелихове Антон Чехов посадил около тысячи вишневых деревьев и засеял голые лесные участки елями, кленами, вязами, соснами, дубами и лиственницами; на выжженном пыльном участке в Крыму посадил черешни, шелковицы, пальмы, кипарисы, сирень, крыжовник, вишни и прекрасный цветник. Да, подобных примеров множество! Человек не случайно окружает себя деревьями, кустарниками и цветущими растениями. Это не просто радость для глаз, во всех этих природных красотах есть простой, но глубокий смысл – обучение ответственности. Если ты умеешь отвечать за живые организмы, даже если это просто растения, они ответят тебе благодарностью. Будут цвести и плодоносить, давая тебе свежий воздух, одаривая плодами и просто радуя глаз.
Сад школы №2006 давно преодолел планку просто живописного уголка в микрорайоне. В нем есть клумбы и аллеи, тенистые арки и аккуратные линии кустарников. На заднем дворе прекрасно себя чувствуют плодовые деревья и даже небольшой огород. Понятно, что во многих семьях есть дачные участки, и дети знают, что такое грядки. Но видеть рядом с родной школой яркую тыкву, наливное яблоко или гроздья поспевающего винограда – отдельное удовольствие и особенная гордость. А заодно и наука, и новый взгляд на привычные вещи.
Есть у нас и растения-символы. Юные сосны, уверенно набирающие рост на школьном дворе, способны не только насытить воздух полезными фитонцидами, но и согласно верованиям предков-славян представлять собой вселенскую мудрость и хранить память поколений. Колючие ели не просто напоминают о веселом новогоднем празднике, но и оберегают от злых сил. Прекрасные рододендроны чудесно цветут и восхитительно пахнут. Рододендрон всем своим зеленым и рано цветущим видом дает надежду на продолжение жизни во всей ее красоте и разнообразии. По одной из древних легенд, подобной красотой он обязан уставшим эльфам, которым в незапамятные времена дал приют. Рододендрон символизирует нежность и надежду на мир. Цветники и клумбы можно разбирать бесконечно. Отцветают одни, принимают эстафету другие. Пунцовые розы встречают учителей и учеников, сохраняя свое обаяние чуть ли не до первых заморозков. А между прочим, роза не только знак любви. Она символизирует милосердие и вечную жизнь, благодать таинства бытия, добро и счастье. Особое значение имеет аллея пионов. Каждый год эти торжественные цветы провожают выпускников. Сколько сил и любви вложено в каждый из бутонов! Каждый из них одарит не только изысканным и сложным ароматом, но и бесстрашием, здоровьем, богатством, долголетием и умением приспособиться к любым условиям. Замечательный букет полезных качеств для выпускника!
Вот какое разнообразие смыслов и значений всего пестрого растительного мира, взращенного трудолюбивыми руками учителей и сотрудников школы, таит наш школьный дворик! Тихие, безмолвные растения зеленеют, расцветают, растут и… воспитывают детей. Они учат их стойкости и благодарности, ответственности и оптимизму. Они показывают, насколько разной может быть красота, насколько своеобразной – польза и насколько неожиданным – поиск предназначения в жизни.
Так что город-сад не просто фантазия, а вполне реализуемая идея. Особенно когда есть мечта, труд, упорство и большая любовь.
Юля ТЫЧИНИНА, учитель биологии школы №2006
Комментарии